Статья
1079 5 мая 2009 0:02

Сессия парламента Молдавии

Завершилось первое заседание парламента Молдавии нового созыва. Руководящие органы парламента – спикер и его заместители -  будут избраны на следующем заседании 12 мая. Затем депутатам предстоит определить, кто будет следующим президентом республики.

На прошедших 5 апреля в Молдавии парламентских выборах почти половина избирателей проголосовала за Партию коммунистов (ПКРМ), которую возглавляет действующий президент Владимир Воронин. Представители этой партии сформировали парламентское большинство, получив 60 мест из 101. Их голоса будут решающими в выборе спикера, а затем и президента, право избрания которого в Молдавии принадлежит парламенту.

Владимир Воронин, который находится во главе государства два срока подряд, уже не может претендовать на пост президента. Наиболее вероятными кандидатами на высший руководящий пост называют представителей Партии коммунистов - бывшего председателя парламента Мариана Лупу, премьер-министра Зинаиду Гречанную, вице-премьеров Валентина Межинского и Андрей Стратана, председателя парламентской юридической комиссии Владимира Цуркана.

В то же время, если для избрания спикера требуется простое большинство голосов, то в случае с президентом необходимо три пятых, т.е. 61 депутатский голос. Коммунистам для избрания своего кандидата не хватает одного мандата. Вокруг одного голоса и развернется главная интрига. Если парламент не сможет избрать президента с двух попыток, действующий глава государства распускает парламент и назначает досрочные выборы. Оппозиция, которая считает результаты выборов сфальсифицированными, заявила, что будет добиваться досрочных выборов, а парламентское большинство уверено, что найдет среди оппозиционеров один голос, который в Молдавии уже назвали "золотым", передает «Интерфакс».

В этом году парламентские выборы в Молдавии сопровождались массовыми беспорядками. Недовольные результатами голосования, сторонники оппозиции вышли на улицы с требованиями пересчета голосов. Митинги в Кишиневе 7 апреля приобрели агрессивный характер. Впервые в истории здания молдавского парламента и резиденция президента были фактически разгромлены. В результате столкновений пострадали несколько сот человек, более двухсот были задержаны полицией.

Руководство страны пошло на уступки митингующих. Пересчет голосов был проведен, однако он не привел к серьезным корректировкам результатов голосования. Ситуация в республике окончательно нормализовалась после вмешательства Евросоюза и международных организаций.Выборы были признаны легитимными и демократичными. В итоге в парламент, кроме правящей Партии коммунистов, прошли три оппозиционные – либеральная партия, либерально-демократическая и альянс «Наша Молдова».Расследованием причин массовых беспорядков в Молдавии занимается специальная комиссия.

Комментарии экспертов

Существует ли вероятность повторения в Молдавии массовых беспорядков - об этом я уверенно ничего сказать не могу, потому что я там не был. Уверенно можно судить только на месте. Гипотетически могу предположить, что дух скандала выдохся, что энергии на вторую волну хулиганств уже не будет. А иначе, чем хулиганства, оппозиция никаких средств воздействия не имеет, поскольку действительно большинство у коммунистов есть, они имеют все легитимные основания и сформировать своё правительство, и выбрать президента. Да, у них не хватает одного голоса, это правда. Но я думаю, что едва ли этот голос будет непреодолимым камнем преткновения. Наверное, с каким-то одним депутатом из оппозиции они так или иначе сумеют договориться.

Поэтому мне кажется, что события там будут развиваться по легитимному сценарию, тем более, что все европейские наблюдатели формально признали выборы в Молдавии законными и фактически дали понять, что меньше всего Европа сейчас заинтересована в эпидемии «молдавского гриппа». Мексиканского гриппа вполне хватает, так что никому новые приключения сегодня в Европе не нужны. И серьёзных спонсоров у этих хулиганов, по-видимому, нет. А без спонсоров кто ж будет за свободу бороться?


 

Исключить повторения апрельских событий в Молдавии нельзя, хотя неудача этой революции, не знаю, можно ли её таким словом называть или нет, должна была бы поостудить пыл организаторов. Скорее всего, они будут использовать любые возможности для того, чтобы доказывать, что они были правы и что речь идёт о монополизации политической власти в республике коммунистической партией Молдовы. Это в значительной степени зависит от того, найдётся ли в рядах оппозиции хотя бы один депутат, который готов будет проголосовать за кандидатуру, которую в ближайшее время правящая партия предложит.

Ясно, что если это не будет политической договорённостью, то в таком случае этот человек рискует навлечь на себя подозрения  в ренегатстве. Но даже если это будет политической договорённостью, остаются неясными вопросы, будет ли эта политическая договорённость с группой депутатов или с целой фракцией. Напомню, что их четыре, то есть ещё три возможных «жениха» есть у партии коммунистов Молдовы, с которыми они могли бы вступить в официальный «брак». Иначе им придётся установить «внебрачные отношения» с кем-то из депутатов, который польстится на сегодняшние блага или какие-то договорённости, и в этом отношении, естественно, будет в дальнейшем третироваться как человек, который пошёл на поводу, был подкуплен и т.д.

Естественно, все вопросы о том, кто поддержит кандидатуру, кто не поддержит кандидатуру коммунистов, будут подаваться в национальном ключе. Поскольку они такими будут подаваться, это может привести к определённому воспроизводству митинговой активности. Я не думаю, что участники этих митингов пойдут так же далеко, как участники беспорядков через пару дней после выборов в парламент. Скорее всего, они не пойдут, поскольку они уже обожглись на этом молоке и будут дуть на воду.

Да, будет определённое возбуждение в связи с тем, что наконец-то парламент приступит к решению основных вопросов, ради которых устраиваются сами выборы. В этой ситуации у Воронина и партии коммунистов есть определённые возможности (они связаны с историей, которая прошла после выборов) для того, чтобы прессинговать оппозицию и жёстко её критиковать как неконструктивную, как разваливающую государственную власть и т.д.

По моим ощущениям, скорее всего, Воронин может найти сторонников в группе Урекяна, именно тут, где существуют разные интересы. Как правило, интересы, связанные с тем, что люди, участники этой группировки, в разное время побывав во власти, просто хотят вернуться обратно, не являются в этом смысле настолько идеологизированными, как представители других партийных фракций, выступающих, как известно, в своих программных документах за объединение с Румынией. С ними, наверное, будет сложнее объединиться Воронину, чем с Урекяном. Это одна логика.

Есть другая логика – в силу того, что Урекян попадает в резонанс с Ворониным. Если оставить в стороне их партийную принадлежность (Урекян в одно время склонен был поиграть на пророссийской струне, когда ему это казалось выгодным), то очень может быть, что эти похожести не сливаются, а, наоборот, отталкивают. А искать союзников Воронин и партия коммунистов, будет, скорее всего, среди противников – среди тех, кто в данном случае с ними не во внутревидовой, а в межвидовой конкуренции. Вообще внутривидовая конкуренция всегда жёстче в природе, чем межвидовая.

Так же, как в предыдущий период Воронин главным образом опирался в парламенте на ситуативный союз с Рошкой, выглядевшим в предшествующий период самым крайним из националистов (и благодаря голосам коммунистов Рошка стал вице-спикером) – точно так же и здесь, в нынешнем составе парламента, не исключён вариант, когда блокироваться будут как раз с явно прорумынски настроенными оппозиционерами для того, чтобы этим союзом заглушить голоса националистов, создать в их рядах взаимные претензии, всё те же обвинения в предательстве интересов и т.д.

То есть, вообще говоря, результаты выборов и то, что произошло, дают партии коммунистов Молдовы достаточно широкое поле для манёвра, для того, чтобы формировать тем или иным образом правящие структуры. Как известно, с правительством они могут решать вопрос без посторонней помощи, а в отношении президента им потребуется наличие еще одного депутатского мандата.

При этом я бы хотел обратить внимание, что оппозиция могла бы, наверное, избрать и крайний сценарий. Крайний сценарий – это просто неявка в парламент, то есть отказ от участия в работе, демонстративный бойкот. Рано или поздно этот бойкот может привести к досрочным перевыборам. Здесь существуют разные точки зрения о том, кому это выгоднее. Казалось бы, после провала революции это выгоднее партии коммунистов, которая в этой ситуации, как принято считать, может набрать ещё дополнительно несколько голосов. Но официальные результаты у партии коммунистов и так вполне удачные, и я не думаю, что она будет рисковать ради неопределённости, которую с собой всё-таки несут всякие избирательные кампании. К тому же это накладно – тратить деньги на выборы, даже в такой обстановке.

Так что я думаю, что, скорее всего, дело обойдётся без досрочных выборов. Я не предвижу, что мы переживём нечто похожее на то, что мы пережили, наблюдая за событиями в Кишинёве, через пару дней после выборов в парламент.

Апрельские революционные события в Молдавии больше напоминали стихийный бунт, чем организованную революцию. Для того, чтобы организовывать революцию, нужно, как правило, иметь единого лидера и готовность к захвату власти. Всего этого в данном случае не было. То есть оппозиция Молдавии не была объединена, она явно не была готова возглавить беспорядки. И именно поэтому перехода власти и не произошло, потому что если бы оппозиционеры имели единого лидера и какую-то программу действий, они легко могли бы водвориться в кабинете Воронина уже в момент беспорядков.
 
Аналогичным образом не просматривается и внешняя сила, которая была бы заинтересована в смене власти в Молдавии. На данный момент президент Воронин, в общем-то, устраивает Запад, который отнёсся достаточно мягко к результатам парламентских выборов в Молдавии, признав их. Поэтому остаётся только Румыния, которую Воронин обвиняет в подготовке этого переворота. Но не особо понятно, зачем этот переворот и самим румынам, потому что в настоящий момент, в момент кризиса, вряд ли задача присоединения Молдавии является для румынского руководства первоочередной. Поэтому эти события выглядят как стихийный бунт, и остается вопрос, как они будут, грубо говоря, оформлены, то есть какие будут их результаты.
 
Главное, что должно произойти – это избрание президента в парламенте. Для этого нужно 61 голос. Коммунисты располагают 60 голосами. Это должен быть преемник президента Воронина, потому что, согласно конституции, президент не может находиться у власти больше двух сроков, а Воронин эти два срока уже отбыл. Соответственно, большой вопрос – будет ли оппозиция добиваться досрочных выборов, потому что если выборы президента не состоятся, то тогда должны состояться досрочные парламентские выборы. Либо же кто-то от оппозиционеров перейдёт в лагерь правящей партии и проголосует за кандидата от коммунистов.

Это базовый вопрос, на который однозначного ответа нет. Но я склоняюсь к мнению, что найти и уговорить хотя бы одного оппозиционного депутата поддержать кандидатуру нового президента коммунистам всё-таки удастся. Для оппозиции, в общем-то, нет никакой выгоды в том, что состоятся досрочные выборы, потому что, скорее всего, досрочные выборы в отсутствии митинговой поддержки, в отсутствии революционной ситуации, скорее всего, подтвердят результат выборов, которые состоялись прежде. И поэтому для оппозиции это будет означать продление на несколько месяцев правления президента, действующего главы государства Воронина, что для них совершенно невыгодно.
 
Поэтому главный вопрос – какого кандидата выдвинут на пост президента Молдавии, то есть кто это будет. Если это будет достаточно компромиссный для оппозиции кандидат-коммунист, я думаю, что они вполне могут и поддержать его. Во всяком случае, публично осудив, всё-таки дать часть голосов на то, чтобы он был избран.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".