Комментарий
18 Июня 2012 16:02

Сезон закрыт

Театр несогласных закрылся на летние каникулы. Следующие спектакли намечены на осень. Но новых сценарных прорывов пока не ожидается. Да и нынешний сезон общероссийская публика восприняла прохладно.

Логической точкой прошедшего общероссийского праздника непослушания стал «Марш миллионов - 2». Следующие спектакли намечены на осень. (Правда, не совсем понятно, будут они то ли в середине сентября, то ли все же в начале октября, ко дню рождения главного недруга несогласных). Антрепризы в виде участия в муниципальных выборах, судя по всему, от оппозиции ждать не стоит – слишком уж для них все это мелко, а масштаб и вселенский пафос для креативного класса имеет принципиальное значение. Значит, поедут отдохнуть, набраться сил для акций, сгенерировать новый мем, нафантазировать остроактуальный плакат. Но под мохито на Корсике стоит задуматься и о другом.

Главная проблема (что, следует признать, отважно признают и сами оппозиционеры) – это актуальная повестка. Пока все требования лидеров и рядовых участников уличных акций в мегаполисах нанизывались на прочные конструкции: выборы в Госдуму (Болотная и Сахарова), выборы президента (Арбат), инаугурация главы государства («Марш миллионов -1»). Несколько повис в воздухе последний Марш, но его можно скрипя сердцем считать приуроченным к окончанию высокого весеннего политического сезона. 

Осенью, когда мохито закончится и самолет унесет из прекрасной демократической заграницы, нужно будет продолжать. Но сегодня не вполне понятно, в какое русло следует направить праведный гнев масс. Можно, конечно, и дальше тусоваться в приятной компании по бульварам и площадям, требуя абстрактной демократии, но если такое случится, протестная волна пойдет по нисходящей, чего, стоит предположить, организаторы всего этого действа не хотят. Значит, нужно наращивать число сторонников, предлагая им близкую по духу повестку, «социализировать» протест, вовлекать в него более широкие слои, пускать в свои ряды не только «светлые лица», регулярно бывающие у стоматолога.

Пока этого не получается. Даже самые громкие акции оппозиции, включая медийные «треш и хоррор» в виде голодовки Олега Шеина в Астрахани, не западают в душу широким слоям жителей России. Они мелькают в СМИ и на полосах газет, но не более чем свежий сюжет к завтраку обывателя. (Примечательно, что по данным «Левада-Центра», выступление бурановских бабушек на Евровидении обывателю больше, чем стычки несогласных с ОМОН 6 мая). Отсюда вывод, что протест по-прежнему локален, уличные спектакли несогласия не пользуются популярностью.

И этот вывод совсем недавно подтвердили и другие социологические выкладки, на этот раз Фонда «Общественное мнение» (ФОМ). Он регулярно замеряет уровень протестных настроений в стране. Последние же данные в их динамике говорят: лишь 11-12% россиян готовы принять участие в протестах и на протяжении вот уже почти полугода эта цифра не растет. А ведь именно на эти полгода, как не крути, приходится пик протестной активности. Именно в эти полгода оппозиция выдумывала и реализовывала в медийном пространстве свой «треш».

Гендиректор ФОМ Александр Ослон препарировал по просьбе Ъ протест. Ослон считает, что оппозиционные лозунги «не срабатывают». «Реальных факторов, влияющих на массовые настроения, не так много,- считает социолог. - Это, прежде всего, житейские причины: отсутствие денег или потеря работы». Сейчас же, уверен Ослон, для призывов на митинги используются «умозрительные, идеологические» причины, поэтому протестная активность остается на том же уровне.

Поэтому совсем неудивительны и другие данные ФОМ: если бы в ближайшее время прошел митинг, то 61% опрошенных не стали бы поддерживать ни сторонников, ни оппонентов власти. 

Если несогласные хотят продолжения, нужно что-то срочно придумывать, иначе «спектакль» придется закрывать по причине отсутствия зрителей в федеральном масштабе и постепенного бегства артистов с площадей.

Ефим КУЦ 

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".