Статья
15 Декабря 2011 12:58

Шаталов назвал условия для сохранения уровня налогов

Избежать необходимости значительного повышения налогов возможно будет при нескольких условия. При сохранении высоких цен на нефть, а также если правительство РФ не будет наращивать расходы быстрыми темпами, считает замминистра финансов РФ Сергей Шаталов.

«Если цены на нефть останутся хорошими, если мы не быстро будем наращивать расходы, то в этом случае есть шанс пройти без какого-то резкого повышения налогов», - сказал он журналистам в четверг.

Сергей Шаталов отметил, что налоги повышаются, в частности акцизы, НДПИ – «это все повышение налогов, причем довольно существенное, но не очень влияющее на экономический климат, деловую активность и налогообложение граждан». По его словам, дальнейший рост налогов был бы нежелательным, передает «Интерфакс».

«Очень не хочется повышать налоги, потому что мы в принципе достигли предела, когда дальше этого делать не следовало бы и очень хотелось бы обойтись без повышения налогов», - отметил замминистра. По его мнению, «способны мы будем или нет, это сделать - это вопрос политического выбора».

Ранее в четверг, выступая на налоговой конференции Ассоциации европейского бизнеса, Шаталов заметил: «Мы живем в очень и очень непростое время, последние полтора-два года - это почти предвыборное состояние, электоральный период, влияние политических событий на налоговую политику очень заметно, понятно, что налоговая политика - это результат многочисленных компромиссов».

«На вопрос, что будет с налогами в ближайшие годы, совсем-совсем непросто ответить», - подчеркнул он.

По словам Сергея Шаталова, в последнее время активно обсуждаются вопросы, будут или не будут повышаться налоги, будут ли они переструктурироваться. Он напомнил, что недавно возобновилась дискуссия о замене НДС налогом с продаж, против которого всегда выступал Минфин. «Я приводил суммы и ставки, которые можно было бы установить на налог с продаж, чтобы компенсировать потери от отмены НДС. Ставка на уровне 75% налога с продаж может компенсировать отмену НДС», - сказал он, отметив, что вряд ли какое-то правительство пойдет на установление такой ставки, таким образом, если все-таки менять один налог на другой, то либо произойдет существенное сокращение поступлений налогов, либо придется компенсировать такое снижение за счет других налогов.

Шаталов также заметил, что в последние годы был начат ряд очень серьезных и очень затратных социальных проектов, таких как пенсионная реформа, большие медицинские программы, программы поддержки семьи, программы, касающиеся перевооружения и преобразования в силовых структурах. «На все это накладывается очень непростая ситуация на мировых рынках. (. . .) Очень надеемся, что кризиса не будет, но тем не менее надеемся осторожно и готовимся, что если вдруг будут происходить (какие-то кризисные явления), какие нужно иметь в распоряжении инструменты и меры, чтобы минимизировать последствия», - отметил Шаталов.

«Мы прошли одни выборы и плавно переходим в другие - в марте у нас президентские выборы, а к маю, по-видимому, будет окончательно сформировано новое правительство. Можно с большой степенью уверенности догадываться о конфигурации власти, кто будет президентом, кто премьер-министром, а вот какое будет правительство, в том числе персональное, достаточно сложно ответить», - сказал замминистра, отметив, что в связи с этим возникает вопрос, какую политику будет проводить новое правительство.

Сергей Шаталов подчеркнул, что перед новым правительством будут стоять очень серьезные задачи и вызовы. «Результаты парламентских выборов и их восприятие в обществе не остаются без внимания. Я думаю, что есть понимание того, что новое правительство должно продемонстрировать в преддверье 2016-2017 годов - это следующие парламентские и президентские выборы - очень серьезные достижения, прежде всего в улучшении экономического положения страны и каждого гражданина в отдельности», - сказал Шаталов.

По его словам, основное внимание скорее всего будет уделено здравоохранению и образованию, что повлечет рост расходов. Он напомнил, что в настоящее время разрабатывается «Стратегия-2020», которая ляжет в основу идеологии для нового правительства и президента. Этот документ уже предполагает серьезное увеличение расходов - примерно на 4 процентных пункта ВВП. «Это серьезно, в последние годы в условиях кризиса мы нарастили расходы примерно на 7 процентных пунктов ВВП за последние 5-6 лет и вышли на уровень 39% ВВП», - сказал он.

В связи с этим возникает вопрос, удастся ли сократить другие расходы. «В этом случае много зависит от того, каким будет правительство и новый премьер. Конечно, понятно, что премьер-министр, который начал и инициировал новые расходные обязательства, скорее всего вряд ли от них откажется, и в этом плане расчет на сокращение расходов не очень большой», - подчеркнул он.

«Находясь в этих условиях, если вы меня спросите, что будет происходить с налогами, я честно скажу, что не знаю», - сказал Шаталов. Он напомнил, что в конце ноября на налоговой конференции «и председатель правительства Владимир Путин, и все министры экономического блока, и представители и администрации президента говорили, что повышать налоги не надо, и надо постараться избежать этого». По словам Шаталова, если бы удалось обойтись без повышения, то это было бы прекрасно.

Однако он напомнил, что необходимо сбалансировать бюджет РФ. Пока на ближайшую трехлетку он сбалансирован, дефицит к 2015 году предполагается снизить до нуля, но «это в условиях той политики, которая утверждена нынешним правительством и которая, естественно, в определенной степени и при определенных обстоятельствах может быть скорректирована».

Напомним, что как сообщил ранее премьер-министр Владимир Путин, в консолидированный бюджет РФ в 2011 году поступит порядка 9 триллионов 800 миллиардов рублей налогов.«Мы считаем, что в текущем году в консолидированный бюджет России поступит, мы сейчас говорили с руководителем налоговой службы - сейчас уже 7,7 трлиллиона собрано, а до конца года ожидаем поступление 9 триллионов 800 миллиардов рублей», - сказал Путин.

Он привел в пример 2000 год, когда этот уровень был в семь раз ниже. В 2000 году, добавил премьер, в консолидированный бюджет поступило налогов в размере 1,4 триллиона рублей, а в 2010 - 7,7 триллиона рублей, сообщает «Интерфакс».

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".