Статья
2253 7 мая 2012 12:14

Шесть лет с Владимиром Путиным

Владимир Путин в третий раз официально вступил в должность президента Российской Федерации.

На торжественной церемонии инаугурации в Кремле Владимир Путин в качестве президента России принес присягу на Конституции страны, которая теперь наделяет его соответствующими полномочиями на 6 лет.

Текст присяги гласит: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

Путин произнес эти слова, положив правую руку на специально изготовленный экземпляр официального текста Конституции РФ, который наряду со штандартом и знаком президента относится к символам президентской власти в России.

Переплет этого экземпляра Конституции - тот же, на котором в 2008 году давал присягу Дмитрий Медведев, сам же печатный текст Главного закона был изменен - он приведен в соответствии с современной редакцией Конституцией РФ, согласно которой президент избирается на 6 лет, а парламент - на 5 лет.

После этого председатель КС РФ Валерий Зорькин объявил, что Владимир Путин официально вступил в должность президента России.

Эксперты и аналитики гадают, какую стратегию выберет Владимир Путин на ближайшие годы. Правозащитники и общественные деятели задаются вопросом, какова будет его реакция на проявление гражданской активности общества, которое за последние четыре года изменилось и готово к новым переменам. За рубежом по-прежнему не стихают волнения относительно курса Путина на международной арене.

Свое мнение относительно того, так каким же будет Путин в ближайшие годы, какие задачи будет решать и какие приоритеты выберет, «Актуальным комментариям» высказали российские эксперты, политологи и общественные деятели.

Комментарии экспертов

Я не жду ничего принципиально нового лично от Путина. За прошедшие 12 лет он сложился как зрелый политик №1 в России и политик первой тройки в мировом измерении. Это человек, который последовательно прошел путь до вершин с самых нижних ступеней.

Он досконально знает всю систему, весь механизм управления такой огромной страной, как Россия. Это качество неизменно, оно придает ему тот опознаваемый облик, который любой россиянин сразу узнает безо всякой ошибки. В этом смысле Путину нет необходимости искать какое-то новое лицо.

Он нужен россиянам именно в той роли и в том образе, который сам себе создал. Причем создал не искусственно, а абсолютно естественно, постепенно восходя на вершины власти и демонстрируя, что эта власть для него существует, прежде всего, как возможность делать максимум для России и россиян. Путин - это политик, для которого главное - служение Родине и стране.

Но при том, что сам Путин принципиально не меняется, потому что для него нет необходимости это делать, действительно, вокруг него меняются люди, страна и мир. Путин замечательно рассказал об этом в своих статьях в период президентской гонки.

При том, что сам Путин остается константой русской и мировой политики, он прекрасно понимает, что контекст вокруг него очень существенно меняется. И это ставит перед ним самим принципиально новые задачи.

Поэтому новизна Путина заключается в том, как он реагирует на меняющийся мир, на новые вызовы и готов ли он к ним. Здесь сказывается очень важное его свойство – безошибочно распознавать те вызовы, на которые необходимо срочно дать адекватные ответы. Это ключевое свойство политика – не изменяться самому, не прогибаться под изменчивый мир, а делать так, чтобы предлагаемая им политика была адекватна ситуации и сама, в свою очередь, меняла мир.

Путин прошел через очень существенные испытания бурной протестно-митинговой активностью последних месяцев и обрел новое качество. Протестно-митинговая активность – то, чего раньше в России не было, то, что составляет новизну нового политического периода. Адаптация Путина к этому вызову прошла непросто, но успешно. Путин отвечает на возросшую активность людей встречными предложениями, стараясь превратить эту активность из чистого протеста в конструктивное и продуктивное взаимодействие. Он предлагает формат соучастия: например, его инициатива о том, чтобы 100 тысяч граждан могли выступить с предложением нового закона, и Госдума должна будет принять его к рассмотрению. Это можно расценивать как первый шаг на пути создания демократии нового типа, которая обеспечивается прорывом в области информационных технологий.

Нужно отметить его концентрацию на развитии регионов. Он проявляет внимание к самым отдаленным уголкам – Сибири, Дальнему Востоку. Это забота о том, чтобы Россия была действительно единой в новом глобальном мире, который легко преодолевает любые границы –  это то новое, что, действительно, может быть, будет отличать Путина 2012 года от Путина-2008.

Мне кажется, что еще очень важная новизна связана с тем, что Путин обрел за прошедшие четыре года надежного партнера и союзника - человека, на которого в роли председателя правительства можно полностью полагаться.

В предыдущие периоды премьеры носили, так сказать, «технический» характер. Дмитрий Анатольевич Медведев в этот раз может выступить очень надежным соратником Путина. В этом смысле новому президенту будет чуточку проще. Если раньше Путин в течение своих двух президентских сроков брал на себя управление практически всем (он не случайно говорит, что он как раб на галерах пахал), то в этот раз он, очевидно, может разделить нагрузку ответственности и обязанностей. Дмитрий Медведев прошел четырехлетнее испытание президентским сроком, показал себя человеком верным, хорошо знающим науку управления и умеющим держать удар. На позиции премьера Дмитрий Медведев будет для новоизбранного президента очень серьезным подспорьем.

Это очень существенно меняет всю ситуацию. Именно это будет способствовать тому, что чрезмерная концентрация власти начнет меняться. Начнется распределение полномочий власти на другие уровни государственного управления, и это должно очень благотворно сказаться на общем климате. Протест, пик которого пришелся на декабрь-январь-февраль, во многом был вызван именно ощущением того, что власть глуха, что общество бессильно и бесправно, а никакая общественная инициатива властью не принимается.

Мне кажется, что новая ситуация – это ситуация сотрудничества власти и общества. И Путин будет выступать именно как инициатор нового формата, а не как мишень, не как объект общественных нападок. Такой разворот мы увидим после инаугурации 7 мая.

Поэтому я жду от нового президентского срока Путина очень существенного прорыва во всех отношениях – в политическом, в экономическом, социальном, даже моральном плане, что тоже очень важно. Мы знаем, что Путин выступал всегда именно как моральный лидер нации, что в сегодняшней политике, причем не только в России, крайне редкое качество.

Так что страну ждет очень интересное время. Особенно с учетом того, что политическая реформа, проведенная президентом Медведевым, развязывает руки практически всем политическим силам. Любой желающий может создать партию. Любой желающий может выдвигаться на пост губернатора. При возросшей политической и общественной активности, с учетом того, что избранный президент готов сотрудничать со всеми теми, кто хочет блага России, у нас многое должно получиться.

Перед целым рядом стран в современном мире стоят серьезные задачи. Во многом они уникальны, но есть какие-то и общие элементы. Избранный президент будет решать именно те проблемы, которые сложились, с одной стороны, в наиболее значимых секторах экономики, а с другой стороны – во внешнем контуре.

Ключевой проблемой на данном этапе является финансово-экономическая турбулентность. Увеличение внешнего долга целого ряда стран, особенно Италии и Испании, серьезно расшатало мировую финансовую систему. Она изначально была не очень эффективна, но на фоне последних изменений может не выдержать серьезного давления.

В этом направлении Москве и избранному президенту необходимо решить вопрос о финансировании и развитии собственного бюджета.

В краткосрочной перспективе ключевым станет вопрос поиска денежных средств. Президент будет использовать для этого несколько возможностей. Первое – это повышение эффективности расходов. До последнего времени РФ делала ставку прежде всего на увеличение источников доходов, в то время как ключевой для Российской Федерации является расходная составляющая, неэффективность государственных трат. Последнее совещание по бюджетным корректировкам показывает, что Владимир Путин будет делать ставку именно на это направление. Ключевыми решениями здесь будут развитие программно-целевого принципа формирования бюджета, и повышение эффективности госзакупок.

Второе направление, крайне важное на данном этапе - вопрос развития социальной сферы. Владимир Путин в своих статьях в качестве одного из ключевых приоритетов отметил развитие социальной сферы. Напомню, он включил его в пять основных, наиболее важных решений, которые надо будет принять в ближайшие несколько лет.

До последнего времени социальную сферу финансировали по принципу «лишь бы не развалилась», в то время как современные экономики показывают, что значительная часть денежных средств должна направляться именно на развитие наиболее капиталоемкого и дорогостоящего ресурса в современном мире – человеческого капитала.

Речь будет идти не только об увеличении социальных обязательств государства, но и о качественном рывке в социальной сфере. Речь идет о создании современной социальной инфраструктуры, повышении эффективности работы государственных учреждений, развитии негосударственного сектора в социальной сфере. Все это является крайне важным для Российской Федерации. Ряд локальных задач - от сокращения очередей в детские сады до создания современной системы диагностики в здравоохранении - будет активно обсуждаться в ближайшие несколько лет и станет одним из главных трендов политики Владимира Путина.

Среди крупных проектов, изложенных Владимиром Путиным в статьях и окончательно представленных в отчете правительства перед Госдумой, следует отметить формирование Евразийского союза. Создание мощной евразийской структуры может стать крайне важной защитной системой. Формирование финансовых институтов в этой сфере обеспечит независимость денежно-кредитной модели нового объединения.

Важнейшим фактором станет повышение эффективности российской экономики, причем речь будет идти не только о модернизации, но и о развитии инфраструктуры. Именно эта сфера станет ключевой для российской экономики.

Важнейшим направлением развития российской экономики в ближайшие несколько лет станут проекты, связанные со строительством крупных транспортных узлов и госкорпорация по развитию Дальнего Востока и Сибири.

Третий срок Владимира Путина будет своего рода проверкой его на прочность. Нынешний период, в отличие от первых двух временных отрезков пребывания его у власти, чрезвычайно сложен и напряжен. Это связано с активизацией массовой политики, с моральным обликом власти, с несформулированностью стратегии развития страны даже в краткосрочной перспективе, со сложными аппаратными играми и с тем, что Владимир Путин, хотя и обладает до сих пор статусом верховного арбитра, тем не менее его политический вес сейчас меньше, чем был в первой половине 2000-х годов.

Многое зависит от того, насколько Владимир Путин прогнется под текущую политическую ситуацию. Он будет пытаться выстраивать компромиссные модели и идти на поводу у своих контрагентов, либо ему удастся переломить неблагоприятный тренд и навести порядок жесткой рукой с позиций национального лидера. Во втором случае Путину придется вести достаточно жесткую политику - как кадровую, так и политику борьбы со своими оппонентами.

Все это вызовет негативный резонанс на Западе, где внутренняя и внешняя позиция по России состоит в ответе на вопрос, удастся ли завалить Владимира Путина или хотя бы принудить его к тотальной либерализации, которая завершится его политическим поражением.

Владимиру Путину нужно быть готовым к тому, что сопротивление противников внутри страны и за ее пределами будет весьма и весьма жестким и системным, а оппонирование - предельно острым. И здесь многое будет зависеть от политической воли руководства страны.

Владимир Путин пришел на президентство не на фоне «болотных» протестов. Протесты на Болотной площади не были главной составляющей президентской компании.

Болотный протест был реакцией узкого слоя недовольных москвичей на выборы в Госдуму. Владимир Путин пришел на президентство на фоне широкой поддержки, которая была ему оказана теми, кто выходил на Поклонную гору. Это базовый электорат Владимира Путина, то путинское большинство, которое осталось с ним еще с 1999 года. Оно прирастало, иногда достигало 70%, но сейчас это большинство зафиксировано на уровне 65%.

Этот грандиозный для любого западного политика уровень у нас почему-то воспринимается как недостаточный. Либеральный класс кривит рот и заявляет о том, что «электоратишко не тот, народишко не тот», и у Путина, видишь ли, некачественный избиратель. Это ложь и грязная либеральная пропаганда. Нужно понимать, что именно такая грязная либеральная пропаганда во многом отвращает и народ, и Путина, как представителя народа, от либералов. Поэтому на первом этапе я не жду от Владимира Путина никаких либеральных веяний.

Я полагаю, что это будет консервативное и жесткое президентство. Все вызовы очевидны. Особенно очевидны внешнеполитические вызовы: беспардонность и беззастенчивость действий американцев и других представителей так называемого «цивилизованного мира».

Ситуация с Сирией и Ливией демонстрирует, что мир становится более жестким, и в этом жестком мире необходимо занимать такую же жесткую позицию. В этом контексте действия Владимира Путина будут направлены на обеспечение очень четкой и последовательной линии по поддержанию российского суверенитета, по поддержанию российского влияния на внешнеполитической арене. Это не понравится нашим внутренним представителям «пятой колонны», в числе которой достаточно много либерального бомонда. Разведет ли это их с Путиным? Вполне возможно, если эти представители либерального бомонда решатся на открытое выражение своего недовольства.

Что касается бизнеса, то здесь я вижу гораздо больше надежд на улучшение положения российского бизнеса. Очевидный запрос на снижение коррупционного и силового давления на бизнес принят всеми, принят и Путиным, и Медведевым. Владимир Путин неоднократно писал об этом в своих статьях.

В целом корпус его статей является прекрасным программным обещанием и проектом для будущих действий. Достаточно прочитать эти статьи, чтобы понять, какими будут по крайней мере первые два – два с половиной года путинского президентства. Это будет сильное президентство - особенно на фоне того, что к концу текущего и началу следующего года мы обязательно войдем в полосу мировых финансовых кризисов. В этом контексте мы окажемся в довольно непростом положении.

Россияне у нас какие были, такие и остались - ничего особенного с ними не произошло, они не изменились. Очевидно, что они не становятся умнее, но они и не глупее, чем были в начале 90-х - в конце 80-х, и того, что было тогда, уже не допустят.

Что касается Путина: я надеюсь, что он как раз за это время умнел и набирался опыта. В течение двух первых сроков Путин исчерпал ресурс политики, дававшей удивительные и безусловные результаты. Считаю, что само решение идти на следующий срок означает, что он это понимает.

Я надеюсь, что политика будет другой. Насколько она будет удачной, зависит от очень многих обстоятельств. Эта политика должна быть в чем-то революционной. В то же время Путину как политику вредят рискованные, революционные шаги, ломающие традиционные тренды. Он, как сказал один из его идейных противников Ясин, безусловно, не авантюрист. Но ему придется быть в какой-то степени  авантюристом - в том смысле, как это понимают его либеральные оппоненты. Справится ли он с этой задачей – вот в чем вопрос.

Это зависит не только от него, но и от многих обстоятельств, в том числе от политического и экономического контекста. Все, что он делал в свой первый срок, было в значительной степени облегчено очень удачной для нас экономической конъюнктурой. В этот срок такой поддержки не будет. С этим связана и необходимость изменения политики, потому что одно дело, когда ты ведешь политику, дающую результаты в условиях благоприятной конъюнктуры, другое дело – когда у тебя этой конъюнктуры нет. Значит, политика должна быть другая.

Что касается состояния общества – я не вижу здесь проблемы. Проблема в том, что выбор политики не завершен, поэтому общество дезориентировано. У армии должен быть не только военачальник, у нее должны быть ясный противник, ясная цель и ясная задача. Если у армии есть военачальник, который не знает, с кем она воюет, зачем и куда, тогда начинается разброд. Сейчас у нас в обществе обычный разброд.

Сложно сказать, как будет меняться Владимир Путин. Пока даже не понятно, левый или правый курс он будет проводить. Едва ли он отступится от каких-то важных принципов. А дальше все совершенно неопределенно.

Важными можно считать равновесную модель экономики (без банкротств, рисков, переделов и так далее), защиту государственного суверенитета и укрепление территориальной целостности. Все остальное довольно неопределенно. Я не уверен, что разговоры о какой-то массовой реиндустриализации осуществятся. Она требует очень серьезной мобилизации населения и ресурсов. Не похоже, что наступающее президентство будет президентством мобилизационных рывков. Может, кстати, это и хорошо. Хотелось бы, чтобы Владимир Путин, сохраняя консервативную основу своего курса, четко продвигался по трем важным направлениям.

Первое – это окончательное строительство политической системы. Не просто политическая реформа, а окончательное выстраивание всей политической системы, которая должна быть в России, включая PR этой системы, включая пропаганду этой системы, включая разъяснение этой системы населению. Чтобы мы понимали, выбираем ли мы губернатора или нет, какая у нас система правления, какие взаимоотношения между министерствами и департаментами.

Владимир Путин должен оставить после себя сложившуюся страну - внятную, ясную, политически оформленную.

Вторая задача - региональная. Это движение в сторону «постмосковской» России. Оно уже начинается. Я имею в виду передачу части федеральных функций регионам. Стихийно это уже происходит. Отчасти происходит сознательно (Конституционный суд приехал в Петербург).

Важно, чтобы в регионах развивались определенные кластеры, чтобы ушло ощущение, будто Москва – это единственное место в России, где что-то происходит. Поэтому в президентский срок Владимир Путин должен осуществить проект многостоличной России. Чтобы политическая столица была одна, но при этом развивались еще несколько региональных отраслевых.

Третья немаловажная задача - социальное укрепление среднего класса, - того слоя людей, которые опираются на личные способности.

Именно в сотрудничестве с этими людьми можно продвигаться вперед и осуществлять модернизационные проекты. Этот слой людей в нулевые годы ощутил себя недооцененным, брошенным той властью, которую сам же поддерживал. Возвращение этим людям достойного статуса, осуществление различных программ в этом направлении – задача на годы вперед. И самое главное – определиться с кадровым набором во власть. В первую очередь, в государственный аппарат.

Эти три направления должны быть главными направлениями будущего президента. Все остальное уже будет осуществляться инерционно. Самое важное - избежать начала решения перспективных сверхзадач, которые без решения вот этих трех - просто невозможны.

Большая проблема заключается в том, что Владимир Путин психологически считает, что все, что он делал последние двенадцать лет, является абсолютно правильным, что избранный курс экономических реформ и модель экономической системы являются абсолютно здравыми и рациональными.

Между тем даже неспециалисты отмечают огромное, резкое повышение роли экспорта сырья в российской экономике и деградацию всех остальных отраслей промышленности. Результатом подобной политики является создание очень серьезной зоны уязвимости Российской Федерации как государства. В свое время Советский Союз попал в очень тяжелый экономический кризис после того, как Соединенные Штаты договорились с Саудовской Аравией о резком снижении цен на нефть. Сегодня, если в Белый дом придет решительный президент вроде Рейгана, который захочет всерьез дестабилизировать Россию, он сможет легко добиться этого, снизив цены на нефть на мировом рынке и подставив Россию под удар.

Главная проблема – это даже не то, что в России при Путине ограничена демократия и фактически введена однопартийная система. Главная проблема в том, что сам вектор российской экономики направлен в сторону деградации. Это обстоятельство изменить не удалось.

Кризисы промышленности и ВПК продолжаются и принимают все более острые формы. Страна находится на нефтяной игле, и малейшее изменение конъюнктуры на мировом рынке автоматически приводит к серьезному кризису. Это показали события 2009 года, когда в связи с мировым экономическим кризисом упали цены на нефть и одновременно резко упал российский ВВП, был зафиксирован значительный спад в промышленности и в экономике страны.

Проблема заключается в том, что Владимир Путин не хочет проводить никаких реальных модернизационных реформ. Он считает созданную в 2000-е годы экономическую модель единственно возможной. Чем дольше Россия будет пребывать на энергетической нефтяной игле, тем больше будет ее уязвимость, тем меньше останется от наследия советских времен, и тем более вероятно, что возникнут ситуации, когда внешний противник захочет воспользоваться этой уязвимостью России и дестабилизировать ситуацию в стране.

Сейчас много говорят о том, что после инаугурации мы увидим какую-то новую версию Владимира Путина как политика. Но я думаю, что пока говорить об этом рано. Давайте дождемся огласки. Давайте дождемся первых шагов и заявлений. Тогда, наверное, будет понятнее. Потому что пока все предвыборные статьи, которые опубликовал Владимир Путин, посвящены проблемам и задачам, которые стоят перед страной. А вот как он будет их решать, с помощью каких идей и каких методов, увидим ли мы новую модель управления или новые подходы - это нам только предстоит узнать.

Что касается первоочередных задач, которые стоят перед Владимиром Путиным, то их обозначил Дмитрий Медведев, назвав некоторый перечень, как он выразился, «врагов нашей свободы». Он говорил о безработице, бедности и коррупции.

Владимиру Путину непременно также предстоит решать вопросы, связанные со взаимоотношениями граждан с государством в области правосудия. У тандема в программе не звучит тематика борьбы с преступностью. Вычленяется то борьба с терроризмом, то борьба с коррупцией. А все это, на самом деле, лишь виды преступлений. Именно из-за отсутствия четкой программы по борьбе с преступностью мы наблюдаем огромный рост агрессивности в обществе.

Мы наблюдаем рост требований в обществе раздать оружие и вернуть смертную казнь. Все это на самом деле, симптоматика беззащитности и полного неверия в то, что государство способно не только защитить своего гражданина, но и обратить внимание на проблемы в этой области. И я считаю, что если в ближайшее время мы не услышим и не увидим в правительстве системных шагов по выстраиванию защитных механизмов для того, чтобы оберегать граждан Российской Федерации от преступных посягательств, рост агрессивности усилится.

В Общественной палате не так давно было слушание нашей комиссии относительно пределов самообороны. Исследования этого вопроса показали, что граждане в полном отчаянии, но они готовы сами самостоятельно защищать свою семью, жилье, имущество. Они понимают, что рассчитывать им больше не на что. Они поступают единственно возможным способом, рискуя оказаться в тюрьме, не будучи преступниками. Мы все готовы с легкостью переступить закон где бы то ни было. Закон нам не нравится. Мы считаем невозможным его уважать, и это создает почву для преступлений.

Еще один, на мой взгляд, принципиально важный вопрос, - это семейная политика. Впервые в программе Владимира Путина словосочетание «семейная политика» значило не как отдельно борьба за детей и борьба за родителей. И я думаю, что эта тема должна стать одним из решающих векторов его работы.

Недавно прошедшая избирательная кампания была непростой, в том числе и для Владимира Путина. Он убедительно продемонстрировал, что может меняться. Путин выступил с целым рядом новых содержательных стратегических предложений по различным направлениям - начиная от культуры и заканчивая внешней политикой. Он показал себя человеком, который готов меняться сам и готов менять политическую систему, исходя из новых политических реалий.

Мы увидели и эмоционально нового Владимира Путина. Мы увидели Путина, который может выступать на митингах, который может вести корректный диалог со средним классом, в том числе и с городским средним классом, настроенным критически. Возможно, представители городского среднего класса не привыкли к этому диалогу, они еще не верят в него, но рано или поздно он начнет действовать.

Во время избирательной кампании мы увидели Владимира Путина как человека, который не боится каких-то острых действий и высказываний. Таким же был Путин начала своего президентского срока.

Дальнейшие действия и воплощение того, что было сформулировано им во время избирательной кампании - крайне тяжелый и технически непростой процесс. Очень важно, каким будет состав нового правительства.

Общество ждет, сможет ли Владимир Путин взять ту высокую планку, которую он поставил себе во время избирательной кампании.

За годы премьерства Владимира Путина общество изменилось. Особенно серьезные изменения произошли за последний год. И все мы видели, какую выдержку, такт и политическую мудрость проявила в это время власть, и в первую очередь премьер.

Акции «сердитых горожан» не перешли границы разумного, и в той или иной мере диалог между властью и оппозицией найден. Это ли не свидетельство того, что премьер тонко улавливает запросы общества и выбирает верные методы реагирования? Ведь не надо забывать, что Россия, как и другие государства на постсоветском пространстве, еще не до конца прошла пусть своего становления. В других странах подобное противостояние власти и оппозиции приводило к печальным результатам. Вспомним Грузию, Украину, Киргизию. Нынешние процессы, происходящие в стране, свидетельствуют о том, что Россия поступательно и целенаправленно идет к поставленным целям, одной из которых является выход в лидеры по экономическим показателям. Конечно, на этом пути меняется и само общество, сама власть. Общество становится более зрелым, а власть более профессиональной.

К тому же Путин показал, что он великолепный кризис-менеджер. Его методы отлично сработали в нулевые годы. И даже оппоненты Путина признают, что именно благодаря ему России удалось преодолеть период полураспада, встать на ноги и пойти по пути становления.

Но не надо забывать, что сейчас не только перед Россией, но и перед Европой, и Западом стоят новые вызовы. И у российского общества, и у зарубежной политической элиты есть большие надежды на то, что Путин вновь окажется профессиональным кризис-менеджером. Свою готовность отвечать вызовам времени и противостоять различным кризисным явлениям Путин продемонстрировал в своих предвыборных статьях.

Что касается предвыборных обещаний, надеюсь, что всё заявленное будет выполнено, и простым гражданам не придется долго ждать, ведь главным звеном любого цивилизованного государства является человек.
 

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".