Комментарий
2307 28 октября 2009 0:00

Шкальный балл

Леонид Поляков политологЛеонид Поляков

Леонид Поляков
политологЛеонид Поляков

Реформа российской школы пусть медленно, черепашьим шагом, но все–таки продвигается. После введения обязательного Единого государственного экзамена (ЕГЭ), ставшего одновременно вступительным экзаменом в теоретически любой российский вуз, в этом учебном году начался новый эксперимент. Вместо прежней пятибалльной шкалы школьных оценок вводится шкала десятибалльная.

От такой новации сюжет знаменитой картины Федора Решетникова «Опять двойка» принципиально не изменится. А вот «пятерками» теперь прежние отличники удовлетворены не будут. Потому что по десятибалльной шкале это всего лишь «удовлетворительно». То есть «крепкий», но все же – в прошлой жизни – «трояк».

Глава Рособрнадзора Любовь Глебова объяснила резоны этого эксперимента тем, что дети должны привыкать к многобалльной шкале оценок по ЕГЭ. Возможно, новый рефлекс у школьников выработать и удастся, хотя прямой связи между десятибалльной шкалой оценок и стобалльной шкалой ЕГЭ я не усматриваю. И по мне позитив этого нововведения состоит несколько в ином.

Во-первых, имея в своем распоряжении вместо прежних пяти – десять баллов, школьный учитель теперь сможет фиксировать те полуоценки, которые он и так на практике всегда выставлял. Кто из нас не помнит все эти «пять с минусом», «четыре с плюсом» или спасительную «троечку» с огромным минусом? А ведь, строго говоря – все это было нелегально и легко тянуло на «произвол», за который учитель в любую минуту мог поплатиться. Настойчивые и юридически искушенные родители в случае недовольства оценкой своего чада легко могли за все эти «плюсы» и «минусы» учителя и в суд притянуть.

Нынче же располагая десятью баллами, можно значительно точнее учесть как достоинства, так и недостатки и устного ответа, и письменного задания. И, например, в группе «отличников» различать тех, кто выполняет минимум с оценкой «8», от тех, кто поталантливей – с оценкой «9». Ну и, наконец, просто вундеркиндам можно смело ставить «10».

У прежних «хорошистов» теперь будет две оценки – «6» и «7», а «троечники» это нынче «5» и «4». Все, что ниже – неуд.

В общем, новая система рассчитана на то, чтобы повысить как точность, так и справедливость выставляемых в классе оценок. Что, конечно, не произойдет автоматически, если учителя не выработают как для себя, так и для своих подопечных четкие критерии выставления той или иной текущей, а так же финальной оценки. Понятно, что речь не о подсчете средней, а о том, как и себе, и детям объяснить, почему за «хороший» ответ ставится только «6», а не «7». Или в чем разница между ответом на «8» и на «9». Так что мороки у учителей прибавится, но не без очень важной пользы.

Дело в том, и это, во-вторых, что в вузах (как, например, в моей Высшей школе экономики) с первого же курса применяется именно десятибалльная шкала. И вчерашним школьникам будет значительно легче адаптироваться к студенческой жизни, если оценивать их будут по знакомой системе. По крайней мере, хотя бы с этой стороны не будет помех переходу на совершенно новый уровень социализации и собственного развития. Помех взрослению, проще говоря.

Однако не слишком ли далеко идущие следствия я пытаюсь выводить из простого шкального балла? Ведь такая, кажется, мелочь. Нет – не слишком. Потому что на деле всякая продуктивная реформа состоит из мелочей. И успешная модернизация образования никаким штурмом не сделается, а именно и только – эволюционно, накоплением критической массы микронововведений. А основной урок, извлекаемый из всех наших прежних как бы модернизаций, в том и состоит, что чем больше перемен и чем они быстрее, тем меньше что–то изменяется на самом деле. Пора этот урок усваивать. Хотя бы в экспериментальном порядке.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".