Статья
13 Октября 2014 12:22

Школы сливаются

В субботу в Москве прошел митинг «В защиту столичного образования», организованный коллективом школы «Интеллектуал», протестующим против слияния с гимназией №1588. Акцию посетили 1,5 тыс. горожан. Московские власти требуют объединения школ с разным образовательным профилем, а отказавшимся резко снижают финансирование. В столичном департаменте образования заявления митингующих не комментируют.

Принятый ранее федеральный закон об образовании упразднил все виды образовательных учреждений: гимназии, лицеи, специализированные, коррекционные и другие. И лишил их права на дополнительное финансирование программ: углубленное изучение предметов, деление классов на подгруппы, индивидуальные занятия, проектно-исследовательскую деятельность, медико-психологическое сопровождение учеников, круглосуточное пребывание.

Закон подразумевает, что если муниципальные власти считают соответствующие расходы целесообразными, то платят их самостоятельно из местных бюджетов. Столичная мэрия приняла решение, что все дети равны и нужны только средние общеобразовательные школы, без каких-либо специализаций. В каждой должны быть созданы «равные возможности», в том числе финансовые. В 2011 году был запущен пилотный проект по повышению качества образования. Участникам предлагали поднять действовавший тогда минимальный норматив на содержание ребенка — с 63 до 123 тысяч рублей в год. Обычные районные учреждения охотно соглашались на условия. Продвинутые, имевшие прежде гораздо большие деньги, — не спешили. Для них был продуман переходный мораторий на снижение «тарифов». Но в сентябре этого года все надбавки срезали. Все сложности финансовых проблем на себе ощутили почти два десятка московских школ. Почти все входят в 500 лучших школ России.

Москва запустила процесс слияний и поглощений: более 3 тыс. школ, лицеев и детских садов были объединены в 894 «многопрофильных комплекса». Чиновники считают, что школам это выгодно: чем больше школа, тем больше в ней учеников и денег. Но слияние происходит механически, по принципу территориальной близости, не учитывая обстоятельств и особенностей специфики той или иной школы. «Департамент образования подписал приказ о слиянии "Интеллектуала" с гимназией №1588, хотя у нас совершенно разные программы. Ни учителя, ни родители не хотят объединения, управляющий совет школы направил официальное возражение, но департамент не обратил на это внимания»,— говорит господин Луховицкий в интервью «Коммерсанту».

Кроме объединения лицеев и элитных школ, слияние пришло и к школам для детей-инвалидов. Им также предлагают объединяться с соседними учебными заведениями, объясняя это развитием инклюзивного образования, когда инвалиды и обычные дети учатся вместе. После отказа объединяться школе №30 для глухих и слабослышащих почти в два раза сократили финансирование, уменьшились и средства, выделяемые на оплату коммунальных услуг, сообщает «Коммерсант».

Митингующие приняли резолюцию с 11 требованиями к правительству Москвы. Ключевые из них: прекратить объединять школы без согласия учителей и родителей, прописать особый статус для коррекционных и «углубленных» учебных заведений.
Эксперты отмечают, что московская модель уравниловки распространяется на всю страну. Те же самые процессы проходят в Туле, Рязани, Ульяновске. На очереди — другие регионы.

Фото: Первый канал

Комментарии экспертов
<p>Объединение и слияние школ — это городская политика в сфере образования. То, что происходит с нашим школьным образованием — и ЕГЭ, и эти слияния, — не ведет к улучшению образования, все идет к какой-то стандартизации и экономии средств в образовании.  Как муниципальный депутат не вижу каких-то вариантов, чтобы что-то могло сейчас измениться. Только отмена этих слияний — единственная возможная альтернатива происходящему. Но поскольку это городская политика, никто отменять слияния не будет.</p>
<p>В моей практике муниципального депутата было два—три случая, когда ко мне обращались родители по поводу этих слияний. Ребенка первого класса отправляли в другую школу, которая далеко от той, в которую он поступал, в нескольких километрах, и Садовое кольцо надо пересекать. Для родителей это принципиальный момент — школа должна быть в шаговой доступности. А во втором случае учеников третьего класса вообще отправляли в здание, где размещен детский сад, в связи с нехваткой мест в помещении школы. В последнем случае понятно, что это совершенно другая социализация и другие нормы: маленькие стульчики, там бегают детки детсадовские и т.д.</p>
<p>Затраты на социальную сферу, на образование, на здравоохранение сокращаются и в целом в стране, и в Москве в том числе. Поэтому в условиях, когда финансовая ситуация очень негативная, с учетом внешних факторов — существенного снижения цен на нефть, слабеющей покупательной способности рубля и т.д. — в первую очередь страдает социальный сектор. Поэтому в такой негативной макроэкономической ситуации и получается, что образование и здравоохранение первыми подпадают под сокращение финансирования.</p>
<p>Главная особенность нашего образования заключается в том, что по конституции оно у нас бесплатное. Государство не может туда привнести фактор частного финансирования, официально собирать с родителей какие-то средства на то, чтобы поддерживать образование на хорошем уровне. В принципе, было бы логично, если бы какую-то часть средств могли вносить родители, которые хотят. Есть, например, достаточно обеспеченные семьи, которые готовы заплатить за образование своих детей какие-то небольшие деньги. Но закон у нас не позволяет этого, к сожалению. А может быть, к счастью, потому что тогда тоже были бы какие-то перегибы.</p>
<p>Получается, что власть становится заложником заложенных Конституцией 1993 года норм, которые обязывают государство давать бесплатное образование. И в условиях сокращения бюджетного финансирования на образование приходится прибегать к таким формам сокращения финансирования, но сохранения общего объема предоставляемых услуг. Страдают, прежде всего, более специализированные формы обучения. <br />
 </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

Rosneft
© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".