Статья
791 14 октября 2010 10:38

Шорт-лист в мэры

Важнейшие информационные кампании недели были связаны с кадровой политикой Центра и подведением итогов осеннего «единого дня голосования».

Ключевым событием стало выдвижение кандидатов на пост мэра Москвы: после дополнительных консультаций с руководством «Единой России» Дмитрий Медведев выбрал 4 кандидатуры из более широкого списка. В «шорт-лист» вошли министр транспорта Игорь Левитин и руководитель аппарата правительства Сергей Собянин, а также губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев и исполняющая обязанности заместителя мэра столицы Людмила Швецова. Каждый из них обладает ценным для будущего градоначальника «бэкграундом», тем не менее, более вероятным сценарием решения кадрового вопроса представляется выдвижение политика федерального уровня, нежели чем представителя «команды Лужкова». Собянин имеет успешный опыт управления стратегически важным регионом и широкий круг аппаратных связей, его также можно рассматривать как фигуру, относительно удаленную от основных субгрупп в составе федеральной элиты, что может стать важным фактором для снижения конфликтности в борьбе за контроль над экономическими ресурсами столицы. Левитин, один из наиболее влиятельных министров федерального правительства, близкий к субгруппе «силовиков», также известен как достаточно эффективный менеджер и сильный аппаратный игрок, а кроме того, он является профессионалом в сфере решения проблем дорожного строительства, столь актуальных для Москвы. Выходцы же из «команды» Лужкова – Шанцев и Швецова – имеют шансы на «повышение» в случае, если будет реализован обсуждаемый в экспертном сообществе и СМИ проект реформирования системы управления столицей на основе разделения политических и экономических («хозяйственных») функций.

Кроме того, на повестке дня остаются кадровые вопросы в Ивановской области и Пермском крае. На минувшей неделе руководство «ЕР» представило на рассмотрение президента  списки кандидатов на губернаторские посты, в состав которых вполне предсказуемо вошли действующие главы регионов Михаил Мень и Олег Чиркунов. В Пермском крае выдвинуты также депутат Госдумы Игорь Руденский и руководитель фракции «Единой России» в краевом заксобрании Геннадий Тушнолобов, который является также заместителем директора ОАО «ЛукойлПермь». В Ивановской области, помимо Меня, рассматриваются кандидатуры председателя заксобрания Сергея Пахомова и депутата Госдумы Татьяны Яковлевой. В обоих случаях возможен сценарий сохранения status quo. Михаил Мень не допустил существенных политических просчетов и в целом контролирует ситуацию в регионе, также стоит учесть, что «депрессивная» Ивановская область не является привлекательным «активом» для политиков федерального уровня. Более сложная ситуация в Пермском крае: помимо действующего главы, в качестве сильного кандидата можно рассматривать депутата Госдумы Руденского. Вместе с тем, сохранение status quo вполне возможно: Олег Чиркунов имеет репутацию эффективного управленца, содействует реализации федеральных инициатив, а кроме того, сумел компенсировать имиджевые потери после резонансного пожара в пермском клубе «Хромая лошадь»: оппонентам губернатора на региональном уровне не удалось использовать чрезвычайную ситуацию для усиления своих позиций.

Региональные выборы 10 октября подтвердили тенденцию к росту конкурентности избирательного процесса: наряду с успешным выступлением «Единой России», которая сохранила статус доминирующей партии, представители парламентской оппозиции выступили вполне уверенно, получив достаточно высокие результаты в «опорных» регионах (КПРФ – в Новосибирской области, «Справедливая Россия» - в Челябинской области, ЛДПР – в Магаданской области). Важно отметить рост поддержки «ЕР» по сравнению с предыдущими выборами региональных парламентов (2005 г.) в субъектах федерации, участвовавших в «едином дне голосования» 10 октября, при этом трактовки представителей оппозиции, сравнивающих достигнутые результаты с итогами выборов Госдуму 2007 г., представляются некорректными. Еще одна тенденция кампании – рост поддержки «партии власти» в крупных городах, где традиционно достаточно высока доля протестно ориентированного электората. Уверенную победу кандидаты, поддержанные «ЕР», одержали на выборах мэров региональных центров (в Самаре и Махачкале), а также депутатов городских парламентов в региональных центрах (Магадан, Томск, Ижевск, Оренбург, Казань, Самара, Нижний Новгород и др.). Успех стал следствием переориентации «ЕР» на освещение, преимущественно, не общефедеральной, а региональной проблематики (с учетом актуальных для каждого конкретного субъекта социальных и экономических вопросов) и выдвижение фигур, имеющих ресурс популярности на региональном уровне. Заявления представителей оппозиции о многочисленных нарушениях и намерении в отдельных случаях не признавать официальные результаты выборов (эту позицию, в частности, высказали «коммунисты») на данном этапе выглядят, прежде всего, PR-акциями, направленными на поддержание имиджа «обиженных властью»: дискуссии о злоупотреблениях административным ресурсом пока не обеспечены достаточной доказательной базой.

Оксана Гончаренко, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".