Статья
1297 15 июня 2011 10:00

ШОС отпраздновала юбилей

В Астане прошел юбилейный саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), приуроченный к 10-летию этого объединения.

В соответствии с установленным порядком саммит начался встречей в узком составе, в которой приняли участие лидеры государств-членов ШОС: Казахстана Нурсултан Назарбаев, Киргизии Роза Отунбаева, КНР Ху Цзиньтао, России Дмитрий Медведев, Таджикистана Эмомали Рахмон, Узбекистана Ислам Каримов. Затем на пленарном заседании к ним присоединятся главы делегаций стран-наблюдателей при ШОС - Индии, Ирана, Монголии и Пакистана.

Иран и Пакистан на встрече представили президенты этих государств Махмуд Ахмадинежад и Асиф Али Зардари.

Кроме того, в качестве гостей казахстанского председательства в Астану прибыли президенты Афганистана Хамид Карзай и руководители международных организаций - ООН, СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ и АСЕАН.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, глава страны, принимающей саммит, первым выступил с речью к участникам совещания, предложив свое видение борьбы с угрозами в регионе.

Одна из идей, озвученных им на саммите в Астане – внести в международное право понятие национальная «электронная граница».  «Сетевой деструктив является еще одной, пятой по счету (после терроризма, сепаратизма, экстремизма и наркоугрозы ) общей угрозой. Поэтому страны ШОС должны безотлагательно выставить перед ним общий мощный заслон», - сказал он на заседании совета глав государств-членов ШОС в среду в Астане.

«Настало время вводить в международное право новое понятие - "электронная граница", "электронный суверенитет". Мы должны поддержать важную работу наших российских и китайских друзей и выработать единую консолидированную позицию ШОС в этом направлении», - подчеркнул глава Казахстана.

Среди других угроз региона – наркотики.  Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) необходимо инициировать международное расследование причин многократного роста производства героина в Афганистане и наркотрафика из этой страны, заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

«За последние 10 лет десятикратно возросло производство афганского героина и наркотрафика. Ясно, что истоки и причины этого вопиющего преступления против человечества находятся далеко за пределами Афганистана», - сказал он на заседании.

 «Страны ШОС, я думаю, должны выйти с консолидированным предложением к руководству ООН, международному Гаагскому трибуналу - надо провести международное расследование, привлечь к ответственности все организации и персоны, принимающие участие в этом преступлении против человечности», - отметил президент Казахстана.

Он также предложил странам ШОС создать новую структуру в Организации, решающую проблемы продовольственной безопасности в регионе. «Все большую актуальность в мире обретает вопрос продовольственной безопасности и водопользования. Цены на продовольствие растут, питьевая вода всегда была особой ценностью в Центральной Азии», - сказал Нурсултан Назарбаев.

«Необходимо оградить наши народы от этих проблем. В связи с этим Казахстан предлагает создать в рамках ШОС новую структуру - водно-продовольственный комитет на уровне глав соответствующих национальных ведомств», - отметил он.

Для борьбы с чрезвычайными ситуациями у казахстанского лидера также есть свой рецепт. Он предложил учредить специальный совет по чрезвычайным ситуациям. «Прошлогодние пожары в России, да и в этом году, и в Казахстане, недавнее землетрясение в Японии подтверждают необходимость создания центра по чрезвычайным ситуациям», - сказал Нурсултан Назарбаев на заседании совета глав государств-членов ШОС в среду в Астане. «Считаю целесообразным предложить партнерам сформировать совет по чрезвычайным ситуациям», - отметил он.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) не является элитным клубом и открыта для взаимодействия с другими странами, заявил в свою очередь президент РФ Дмитрий Медведев.

«ШОС была и, я думаю, остается организацией, открытой для взаимодействия. Это не элитный клуб, а организация, которая готова взаимодействовать с другими странами», - сказал он, выступая на саммите.

Президент РФ выразил уверенность в том, что серьезным шагом в развитии ШОС станет утверждение меморандума об обязательствах государства-заявителя в целях получения статуса члена ШОС.

 Дмитрий Медведев призвал государства ШОС к налаживанию более тесного сотрудничества с Афганистаном. «Афганистан - наш сосед, его участие в ШОС могло бы быть более тесным. Как я понимаю, с этим согласны все участники форума», - сказал Дмитрий Медведев. Он подчеркнул, что от политической стабилизации в Афганистане в значительной мере зависит безопасность всех государств, входящих в ШОС. 

Президент Афганистана, в ответной речи, поблагодарил Россию за поддержку.  Как заявил Хамид Карзай, «я благодарен России за призыв к нам сделать такой шаг (обратиться за статусом наблюдателя)».

«Мы хотим стать наблюдателями на этом важном форуме и надеемся, что совет глав государств ШОС ответит положительно на наш запрос», - сказал Хамид Карзай.Он заверил, что Афганистан «ждет реального сотрудничества со странами ШОС в борьбе с угрозой терроризма, незаконным оборотом оружия и наркотиков».

Президент Афганистана также призвал партнеров по ШОС инвестировать в экономику его страны, напомнив о ее больших «минеральных богатствах». «Китай инвестирует в наши медные разработки, и мы рассчитываем, что другие партнеры последуют его примеру», - сказал Хамид Карзай.

При этом Хамид Карзай объявил, что афганские силы безопасности будут готовы принять полную ответственность за поддержание порядка в стране в 2014 году, для этого присутствие там других государств должно быть «регулируемым».

В ходе саммита в Астане были подведены основные итоги деятельности ШОС за 10 лет, определены задачи на ближайшую перспективу.

Лидеры обменялись мнениями по международным и региональным проблемам, в частности, по ситуации в странах Ближнего Востока и Северной Африки, вокруг Афганистана.

Главным итоговым документом саммита стала Астанинская декларация десятилетия ШОС.

В Астанинской декларации главы государств ШОС выражают «серьезную озабоченность нестабильностью в Северной Африке и на Ближнем Востоке, выступают за скорейшую стабилизацию обстановки в этом регионе».

Как отмечается в документе, государства ШОС поддерживают продвижение стран региона «по пути демократического развития с учетом их специфики и культурно-исторических особенностей».

«Внутренние конфликты и кризисы должны урегулироваться исключительно мирными средствами, путем политического диалога, а действия международного сообщества - быть направлены на содействие процессам национального примирения и осуществляться строго на основе международного права», - говорится в декларации.

Страны-члены ШОС в этом контексте подчеркивают «необходимость прекращения вооруженной конфронтации в Ливии, императив строгого соблюдения всеми вовлеченными сторонами резолюций 1970 и 1973 СБ ООН».

В декларации страны ШОС также высказались против односторонних действий в сфере противоракетной обороны. «Государства-члены полагают, что одностороннее и неограниченное наращивание ПРО одним государством или узкой группой государств может нанести ущерб стратегической стабильности и международной безопасности», - отмечается в декларации.

Лидеры стран ШОС выразили также «серьезную озабоченность реально возникающими угрозами безопасности в информационной сфере». Как подчеркивается в документе, «проблема киберпреступности, выходящая на глобальный и транснациональный уровень требует объединения усилий и широкого международного сотрудничества».

В экономике страны собираются наращивать сотрудничество за счет масштабных совместных проектов. Интересными представляются такие сфера взаимодействия как  транспорт и коммуникаций, агропромышленное производство, инновационные и энергосберегающие технологий, торговля и туризм.

Следующий саммит ШОС пройдет в 2012 году в Китае, к которому переходит председательство в Организации.

По предложению китайской стороны, период председательства КНР в ШОС в 2011-2012 годах объявляется «годом добрососедства и дружбы».

Что касается расширения ШОС, то на прошлогоднем саммите в Ташкенте уже было одобрено Положение о порядке приема новых членов в ШОС. В документе определены критерии, по которым то или иное государство сможет претендовать на членство в Организации. Согласно положению, государство, желающее вступить в ШОС, должно принадлежать к евро-азиатскому региону, иметь дипотношения со всеми странами-членами ШОС, иметь статус наблюдателя при ШОС или партнера по диалогу, поддерживать активные торгово-экономические и гуманитарные связи с государствами-членами ШОС, не находиться под санкциями ООН, не должно находиться в состоянии вооруженного конфликта с другим государством или государствами.

Вместе с тем на саммите в Ташкенте Совету национальных координаторов было дано поручение разработать типовой меморандум, регламентирующий юридические, организационные и финансовые стороны членства в ШОС для вступающих государств.

В настоящее время в ШОС входят Россия, Казахстан, Китай, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан. Наблюдателями в организации являются Монголия, Пакистан, Индия и Иран, которые высказывали пожелание стать полноправными членами ШОС. В 2006 году на заседании СМИД ШОС по предложению Казахстана был принят временный мораторий на прием новых членов и наблюдателей.

По итогам Ташкентского саммита в июне 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев высказал мнение, что расширение состава ШОС за счет крупных держав способствовало бы укреплению авторитета этой организации.

При этом он отметил, что с принятием Положения о новых членах ШОС «появились отдельные формулировки, которые ставят под вопрос участие в Организации государств с трудностями в правовом статусе».

В частности, подтвердил Медведев, в ШОС не смогут входить страны, находящиеся под санкциями ООН.

Президент РФ подчеркнул, что есть целый ряд стран, заявлявших о заинтересованности войти в ШОС. «Мы самым внимательным образом изучим их обращения, но решения будут приниматься методом консенсуса всех участников ШОС. Если хотя бы один участник организации выступит против, членство не состоится», - сказал он.

Как заявил президент РФ, «далеко не все страны, даже весьма уважаемые и симпатичные для нас, отвечают критериям членства в ШОС». По его словам, участниками организации «должны быть страны, близкие духу ШОС, они должны происходить из нашего региона и разделять ценности Хартии ШОС».

Дмитрий Медведев признал, что членство в ШОС создает определенные привилегии - политические, в сфере безопасности, а в ближайшем будущем, может быть, и экономические преимущества.

Он высказался за расширение числа стран-наблюдателей в ШОС и партнеров по диалогу. «Количество наблюдателей и партнеров по диалогу может возрастать. Это даст нам возможность приглядеться друг к другу», - сказал он.

Вместе с тем, подчеркнул президент РФ, ШОС «не может быть абсолютно открытой организацией». 

В свою очередь глава МИД РФ незадолго до саммита в Астане подтвердил, что Иран, президента которого ждут на юбилейных торжествах в столице Казахстана, может присоединиться к ШОС, только если с него будут сняты международные санкции. «Если санкции в отношении Ирана будут приостановлены, прекращены, то не будет никаких препятствий для того, чтобы рассматривать заявку этого государства на присоединение к Шанхайской организации сотрудничества», - сказал российский министр.
 

 

Комментарии экспертов

Один из результатов деятельности ШОС заключается в том, что в мире состоялась одна из первых попыток создать альтернативный центр глобального влияния, альтернативу Западу как доминирующему игроку на мировой политической арене. И здесь инициативу России и Китая, а также ряда других государств можно только приветствовать, потому что, в любом случае, монополизм никогда до добра не доводит. И такой глобальный плюрализм, на мой взгляд, будет способствовать балансу сил.

Второй момент связан с тем, что ШОС в какой то мере способствовала стабилизации ситуации на постсоветском пространстве. Усилиями России и Китая в этом регионе произошло укрепление стабильности. И это - достаточно серьезный прорыв и серьезное достижение, особенно по сравнению с 1990–ми годами.

Пока, конечно, еще остается много вопросов к данной организации, так как она не стала устойчивой наднациональной структурой в том плане, что у стран-участниц существуют слишком разные позиции по важным и животрепещущим вопросам. Даже между Россией и Китаем присутствуют очень серьезные разногласия по ряду экономических и политических вопросов, не говоря уже о других странах, входящих в ШОС.

И конечно, на настоящий момент расширение за счет того же Ирана, я думаю, не представляется возможным. Нужно учитывать и внутреннюю нестабильность Ирана, и тот факт, что Тегеран вовлечен в процессы на Ближнем Востоке. Нужно учитывать и сложные отношения Ирана с Западом. Иран регулярно находится на пороге войны с западным сообществом, что, мне кажется, ШОС хотелось бы избежать.

В целом, можно охарактеризовать деятельность ШОС в течение 10 лет как позитивную и положительную. Другое дело, что хотелось бы увидеть больше активности в военно-политическом плане, в плане военно-технического и, может быть, миротворческого сотрудничества. Также хотелось, чтобы ШОС способствовала интенсификации экономического сотрудничества в рамках евразийского пространства и каким-то образом служила интегратором разноплановых стран.

Конечно, в этом плане актуальна тема Афганистана. Соединенные штаты Америки, разворошив афганский муравейник, уходят оттуда. До США талибам будет сложно добраться. При этом, если талибам удастся вернуть себе власть в Афганистане (а это не такой уж невозможный сценарий в случае прекращения контртеррористической операции США), то следующим объектом атак талибов  станут азиатские страны бывшего Советского Союза. А это уже - сфера компетенции ШОС, и прежде всего России, но в то же время и Китая. Поэтому, уже сейчас на повестке дня стоит вопрос о том, как остановить возможную агрессию талибов в данном направлении. И это, мне кажется, может стать действительно головной болью ШОС в ближайшие 5-7 лет.

Значение ШОС сузилось в последнее время. Это обусловлено в том числе и китайско-американским сближением. Однако, на мой взгляд сейчас организация будет приобретать большее значение, особенно с учетом того, что актуализируется вопрос Афганистана.

Американцы уже планируют вывод войск из Афганистана. Убийство Бен Ладена было, на мой взгляд, неким PR- сопровождением этой акции вывода войск. Американцы исходят из того, что решили поставленную задачу и нужно выходить из Афганистана.

Ясно, что американцы будут пытаться сохранить какой-то контроль в Афганистане, с одной стороны договариваясь с Пакистаном, а с другой стороны - с ШОС. Пакистан является наблюдателем ШОС.

Сейчас первая задача, чтобы в Афганистане не было присутствия групп «Аль-Каиды». Я думаю, что в принципе это можно обеспечить. Вряд ли кто-то будет заинтересован в том, чтобы «Аль-Каида» присутствовала там в том объеме, в котором она там была в 2001 году.

Естественно Россия заинтересована в стабильности этого региона. И, во-вторых, возникает вопрос о наркотрафике. Это вопрос, который, видимо, ШОС будет так или иначе контролировать.

Как этот контроль будет осуществляться, как он будет происходить – это, я думаю, и будет предметом переговоров. Во всяком случае, очевидно, что значение этой организации будет увеличиваться, несмотря на все сложности взаимоотношений России и Китая, несмотря на все проблемы контроля над Средней Азией.

Это не означает, что американцы вообще перестанут интересоваться и пытаться как-то контролировать процессы в этом регионе, но спектр интересов явно будет смещен к Африке и в большей степени к Ближнему Востоку, где жизненно важные интересы Соединенных Штатов. Понятно, что с уходом американцев вопросы по контролю и безопасности во многом возьмет на себя ШОС.

И здесь, повторюсь, одна из главных проблем – наркотрафик. Также существует опасность дальнейшего кланового раскола Афганистана. Не исключаю, что опять кланово-племенной раскол проявится. Соответственно Афганистан может стать неконтролируем, что повлечет наркораспространение в районах Таджикистана - это главная опасность.

Есть и другая опасность. Сейчас она не такая большая, но она в отдаленном будущем тоже будет существовать - это опасность исламского проникновения. Здесь важно недопущение возникновения анклавов исламистского подполья в неконтролируемых регионах. Этот вопрос сейчас как-то решается. Мы видим, что убийство лидеров «Аль-Каиды» - это демонстрация того, что спрятаться уже сложно.

Тем не менее, Россия может опасаться, что там могут найти прибежище исламисты, настроенные в том числе антироссийски. Здесь необходим так называемый холодный союз цивилизационных лидеров Евразии ( Иран, Китай, Россия) против хаотизирующейся передней Азии и в первую очередь Афганистана, недопущение там каких-то проникновений извне.

И у России, разумеется, здесь возникает определенный интерес. К тому же ШОС уже не воспринимается как некая полуоппозиционная организация по отношению к США. У России есть полная возможность развивать это объединение. Американцы в большей степени сами заинтересованы, чтобы этот контроль осуществлялся и другими организациями. Обама продвигает концепцию, что следует Америке лезть везде, когда можно оставить некоторые регионы подконтрольные цивилизационным центрам. В случае ухода из Афганистана эта концепция должна как-то реализовываться.

ШОС – это достаточно мягкое объединение. Нельзя сказать, что организация выступает в роли противовеса НАТО. Тем более, что за последнее время мы видели ряд кровавых столкновений в странах Центральной Азии, на которые ШОС, по большому счету, никак повлиять не смогла, ни в  превентивном плане, ни в плане ситуативного реагирования. Это же можно сказать и об ОДКБ.

Я думаю, что сегодня наибольшую выгоду от ШОС имеет Китай как лидирующая страна в этом объединении и вкладывающая наибольшие ресурсы в развитие организации.

На мой взгляд, сейчас существует несколько развилок в развитии организации, и ШОС следовало бы сделать выбор, но она вряд ли это сделает.

В частности, это вопрос, связанный с расширением объединения. Я думаю, что организация в ближайшее время расширяться не будет.

Вторая тема - более жесткие военные обязательства членов по отношении друг к другу. Думаю, на это члены организации также не пойдут.

Потенциал организации существует, но еще есть много нерешенных вопросов. В том числе, среди немаловажных вопросов - неясность по поводу внешнеполитической стратегии России. Для многих партнеров по организации непонятно, чего хочет Россия, как она функционирует на внешних сферах.

Думаю, что одной из актуальных тем переговоров станет вопрос Афганистана. Перед Россией сейчас стоит очень серьезный вопрос - что делать с Афганистаном после того, как оттуда уйдут американцы. Я думаю, что консультации с афганским руководством просто необходимы, чтобы понимать, какая там ситуация и какие дальнейшие планы. Они и так сейчас, в общем-то, лишь половину страны контролируют. Конечно, возникает вопрос, что будет, когда не будет американского контингента. Я думаю, что в том числе, вопросы региональной безопасности будут обсуждаться с учетом возможного натиска радикальных исламистов на страны Средней Азии.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".