Статья
1384 1 июля 2009 0:01

Швеция - председатель ЕС

Председательство в Евросоюзе перешло от Чехии к Швеции, которая считает наиболее актуальными на сегодняшний момент вопросы климата и экологии. Швеция также акцентирует внимание на выработке европейской программы по развитию сотрудничества со странами балтийского региона и их экономическому развитию.

Как передает "Голос России", Швеция принимает эстафету председательства в Европейском союзе в совершенно особой ситуации – ситуации экономического кризиса. Об этом говорил премьер-министр Швеции Фредрик Райнфельдт в презентации программы, которая вступит в действие с 1 июля. В предыдущий срок, когда Швеция заняла кресло председателя ЕС, были намечены три основных цели: расширение Союза, полная занятость и экономический рост, экология. В новой программе, представленной премьер-министром, по-прежнему актуальным остался лишь вопрос климата и экологии. Даже по вопросу расширения Евросоюза Фредрик Райнфельдт выразился весьма сдержанно.

В 2001 году, когда Швеция председательствовала в ЕС, приоритет был отдан внешнеполитическим задачам, а именно отношениям с Российской Федерацией. Тогда Швеция взяла на себя функцию налаживания отношений с таким важным и сложным для Евросоюза партнером, и сделать удалось немало. На этот раз среди внешнеполитических задач сделан акцент на вопросах экологии Балтийского моря и на выработке европейской программы по развитию сотрудничества со странами этого региона, а также их экономическому развитию. Россия и Украина названы среди стран, с лидерами которых планируется провести встречи на высшем уровне. Среди приоритетов на грядущие полгода – вопросы безопасности в Евросоюзе и прежде всего борьба с организованной преступностью. Особое внимание будет уделяться вопросам иммиграции.


 

Комментарии экспертов

Швеция получает от Чехии незавидное наследство, что во многом и будет определять характер предстоящего председательства этой североевропейской страны в Евросоюзе. Прежде всего, это, конечно, урегулирование последствий финансового кризиса. Прага на этом направлении проявила себя как пассивный игрок, не обладающий должным уважением в европейском сообществе. Более того, Чехии пришлось пережить политический кризис в виде отставки премьера Мирека Тополанека, что отнюдь не добавило ей как председателю и формальному европейскому лидеру авторитета.

Обстоятельства сложились таким образом, что именно на первое полугодие текущего года выпал один из самых драматичных периодов в динамике мирового финансового коллапса. И чешское руководство, вместо того чтобы консолидировать усилия по предотвращению его негативных последствий для Европы (хотя бы в рамках имевшихся у нее как у председателя полномочий) проигнорировало значение своего статуса и даже поставило под сомнение целесообразность функционирования Европейского Союза как института. Я имею в виду громкое заявление чешского президента Вацлава Клауса, в котором он сравнил ЕС с СССР в ответ на отказ первого субсидировать экономически пострадавшие страны Восточной Европы.

Теперь отношения по линии «старой» и «новой» Европы придется разруливать шведскому премьеру Фредерику Рейнфельдту. Думается, что у Швеции здесь положительные перспективы, поскольку авторитет этой страны именно в силу ее критичной, независимой позиции в рамках Евросоюза несопоставимо выше, нежели у ангажированного предшественника.

Второй момент – энергетическая безопасность. Опять же возвращаясь к Чехии, которая во время январской российско-украинской «газовой войны» никак себя не проявила, Швецию ждет не менее драматичный период, а именно декабрь 2009 года, когда на Украине в преддверии президентских выборов страсти по поводу «газового вопроса» могут достичь наивысшей точки накала. Как уже заявил министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт, его страна не собирается кредитовать украинскую экономику. При этом Стокгольм является поборником экологической безопасности в Балтийском море, а для России в свете строительства газопровода Nord Stream это весьма негативный момент. То есть заметного прогресса по этому направлению достичь также вряд ли удастся.

И третье – возможный перезапуск программы «Восточное партнерство». Именно Швеция была одним из инициаторов этого проекта. В 2001 году, во время предыдущего председательства страны в ЕС, был создан прецедент «турне» по странам программы. В дальнейшем эта практика не получила развития, и возвращение Швеции на авансцену политической жизни Европы может дать программе новый импульс. Правда, Стокгольм, по всей видимости, в качестве приоритетных задач для себя выберет борьбу с последствиями финкризиса и «реанимацию» Европейского Союза после провала Лиссабонского соглашения.

С председательством Швеции ничего радикально не изменится. Курс ЕС взят на диверсификацию источников энергии и снижение зависимости от внешних источников как за счёт того, что будут использоваться разные пути получения топлива, так и за счёт максимальной ставки на собственные силы, возобновляемые и экологичные энергоресурсы. В этом плане линия ЕС стратегическая и в общем правильная, исходя из европейских интересов.

С другой стороны, точно так же понятно, что прожить вообще без российских ресурсов Западная Европа сейчас не может, и потребность в российском газе и российской нефти сохраняется. Поэтому при любом ухудшении отношений, любых проблемах, которые возникают, так или иначе потребность в этом будет, и, соответственно, будут сохраняться эти отношения.

Другое дело, что сейчас, в условиях кризиса, объективный спрос на топливо будет снижаться, будут снижаться и цены. В этом плане главная проблема с балтийским проектом на сегодняшний день состоит уже не в политическом сопротивлении и даже не в страхе европейцев зависеть от одного единственного источника – России, а в том, что условия рентабельности меняются. Не очевидно, что через полтора-два года заложенные в проект требования рентабельности и окупаемости окажутся такими же, как были. Кажется, тут больше проблем экономического характера, чем политического.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".