Статья
2 Марта 2011 10:57

Сигналы Центра

Смена власти в Камчатском крае и в Карачаево-Черкесии стала важным политическим сигналом федерального Центра главам регионов. Речь идет о демонстрации готовности к жестким мерам в рамках курса на повышение качества управления территориями, который особенно востребован в преддверие избирательных кампаний 2011-2012 гг. Центр стремится контролировать ситуацию на местах и дает понять губернаторам, что их ответственность в предвыборный период возрастает. При этом на первый план при оценке достигнутых результатов выходят задачи, связанные с обеспечением безопасности и социально-экономическим развитием. Неожиданный для многих наблюдателей показательный переход от критических заявлений первых лиц государства к решениям об отставках призван стимулировать региональные администрации к более качественной работе. Новые отставки губернаторов, мотивированные недостаточными успехами в деле социально-экономического развития регионов и низким качеством управления, отнюдь не исключены. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о критериях принятия кадровых решений на федеральном уровне.

Практика последних лет показывает, что решения о судьбе губернаторов принимаются с учетом как федеральных приоритетов (важнейший - обеспечение политической и социальной стабильности в регионах), так и специфики ситуации, сложившейся в том или ином субъекте федерации (внутриэлитные и межэтнические конфликты, социальная напряженность и уровень поддержки главы региона населением и пр.). Центр ставит перед губернаторами новые цели, связанные с повышением эффективности управления (регулирование ситуации в социально значимых сферах, таких, как жилищно-коммунальное хозяйство и лекарственное обеспечение, оказание государственных услуг в онлайн-режиме пр.). Можно выделить несколько важных показателей, которые отражают «успешность» глав регионов и влияют на процесс принятия кадровых решений на федеральном уровне. Среди них способность губернаторов контролировать политическую ситуацию и рейтинг популярности среди населения; умение находить оптимальные решения социально-экономических проблем; экономическая специфика региона и связанные с ней риски смены власти; привлекательность региона для крупных федеральных бизнес-групп и влиятельных представителей административной элиты (за счет наличия ресурсов и пр.).

Контроль над политической ситуацией подразумевает отсутствие открыто проявляющихся внутриэлитных конфликтов, которые негативно влияют на управленческий процесс, а также наличие у губернатора «рычагов» влияния для обеспечения «системного» сценария электоральных кампаний регионального и федерального уровня. В связи с повышением конкурентности избирательного процесса особое значение приобретает способность главы региона к эффективному управлению информационными потоками и мониторингу общественного мнения в целях предотвращения значительного роста протестных настроений. Этот фактор сыграл свою роль в ходе решения кадрового вопроса в Камчатском крае: Алексей Кузьмицкий, пришедший на руководящий пост как «варяг», не сумел создать прочную базу поддержки путем проведения востребованных населением преобразований в социально-экономической сфере. И на Камчатке, и в Карачаево-Черкесии имели место и внутриэлитные конфликты: не включенные в сложившуюся ранее конфигурацию групп влияния главы регионов стремились навязать местным элитам собственные правила игры и зачастую не были готовы к компромиссам, которые позволили бы поддержать баланс сил и политическую стабильность. Яркий пример – формирование правительства КЧР после прихода Эбзеева на президентский пост, в ходе которого были нарушены исторически сложившиеся принципы распределения административных постов между представителями различных национальностей. На федеральном уровне рост конфликтности, который периодически отражался в информационном пространстве, был расценен как свидетельство недостаточно эффективного исполнения главами субъектов своих обязанностей. В Ульяновской же области, напротив, громких конфликтов в последние годы не случалось: губернатор Сергей Морозов контролирует политическую ситуацию и процесс принятия решений, влиятельных оппонентов, публично выступающих против его инициатив, в регионе нет, что позволяет главе области демонстрировать устойчивость развития региона и эффективность контроля. Не приходится говорить о внутриэлитных конфликтах и в Чечне, где выстроенный при поддержке федерального Центра властный режим «замкнут» на фигуру Кадырова, который занимает доминирующие позиции в политической сфере.

Оксана Гончаренко, Центр политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев

7 Июля 2017 Анонс
Саммит G20
 Саммит G20 7-8 июля в Гамбурге соберутся лидеры стран «Большой двадцатки». Уже запланированы встречи президента России с Мун Чже Ином, президентом Южной Кореи и Эммануэлем Макроном, французским лидером. Не исключена и встреча в формате «нормандской четвёрки».
14 Июня 2017 Новости  Большинство украинцев оценили ситуацию в стране как хаос Большинство жителей Украины (85 %) считают, что их страна находится в состоянии хаоса, 75% согласны с тем, что Украина - на стадии распада, таковы данные исследования, проведенного социологической группой "Рейтинг".  11 Июня 2017 Анонс
Парламентские выборы во Франции
 Парламентские выборы во Франции 11 июня состоится первый тур парламентских выборов во Франции, второй – 18 июня. Будут избраны 577 депутатов, СМИ предсказывают кардинальные изменения конфигурации парламента и победу партии, которую ранее возглавлял Эммануэль Макрон. 
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".