Статья
1182 2 марта 2011 10:57

Сигналы Центра

Смена власти в Камчатском крае и в Карачаево-Черкесии стала важным политическим сигналом федерального Центра главам регионов. Речь идет о демонстрации готовности к жестким мерам в рамках курса на повышение качества управления территориями, который особенно востребован в преддверие избирательных кампаний 2011-2012 гг. Центр стремится контролировать ситуацию на местах и дает понять губернаторам, что их ответственность в предвыборный период возрастает. При этом на первый план при оценке достигнутых результатов выходят задачи, связанные с обеспечением безопасности и социально-экономическим развитием. Неожиданный для многих наблюдателей показательный переход от критических заявлений первых лиц государства к решениям об отставках призван стимулировать региональные администрации к более качественной работе. Новые отставки губернаторов, мотивированные недостаточными успехами в деле социально-экономического развития регионов и низким качеством управления, отнюдь не исключены. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о критериях принятия кадровых решений на федеральном уровне.

Практика последних лет показывает, что решения о судьбе губернаторов принимаются с учетом как федеральных приоритетов (важнейший - обеспечение политической и социальной стабильности в регионах), так и специфики ситуации, сложившейся в том или ином субъекте федерации (внутриэлитные и межэтнические конфликты, социальная напряженность и уровень поддержки главы региона населением и пр.). Центр ставит перед губернаторами новые цели, связанные с повышением эффективности управления (регулирование ситуации в социально значимых сферах, таких, как жилищно-коммунальное хозяйство и лекарственное обеспечение, оказание государственных услуг в онлайн-режиме пр.). Можно выделить несколько важных показателей, которые отражают «успешность» глав регионов и влияют на процесс принятия кадровых решений на федеральном уровне. Среди них способность губернаторов контролировать политическую ситуацию и рейтинг популярности среди населения; умение находить оптимальные решения социально-экономических проблем; экономическая специфика региона и связанные с ней риски смены власти; привлекательность региона для крупных федеральных бизнес-групп и влиятельных представителей административной элиты (за счет наличия ресурсов и пр.).

Контроль над политической ситуацией подразумевает отсутствие открыто проявляющихся внутриэлитных конфликтов, которые негативно влияют на управленческий процесс, а также наличие у губернатора «рычагов» влияния для обеспечения «системного» сценария электоральных кампаний регионального и федерального уровня. В связи с повышением конкурентности избирательного процесса особое значение приобретает способность главы региона к эффективному управлению информационными потоками и мониторингу общественного мнения в целях предотвращения значительного роста протестных настроений. Этот фактор сыграл свою роль в ходе решения кадрового вопроса в Камчатском крае: Алексей Кузьмицкий, пришедший на руководящий пост как «варяг», не сумел создать прочную базу поддержки путем проведения востребованных населением преобразований в социально-экономической сфере. И на Камчатке, и в Карачаево-Черкесии имели место и внутриэлитные конфликты: не включенные в сложившуюся ранее конфигурацию групп влияния главы регионов стремились навязать местным элитам собственные правила игры и зачастую не были готовы к компромиссам, которые позволили бы поддержать баланс сил и политическую стабильность. Яркий пример – формирование правительства КЧР после прихода Эбзеева на президентский пост, в ходе которого были нарушены исторически сложившиеся принципы распределения административных постов между представителями различных национальностей. На федеральном уровне рост конфликтности, который периодически отражался в информационном пространстве, был расценен как свидетельство недостаточно эффективного исполнения главами субъектов своих обязанностей. В Ульяновской же области, напротив, громких конфликтов в последние годы не случалось: губернатор Сергей Морозов контролирует политическую ситуацию и процесс принятия решений, влиятельных оппонентов, публично выступающих против его инициатив, в регионе нет, что позволяет главе области демонстрировать устойчивость развития региона и эффективность контроля. Не приходится говорить о внутриэлитных конфликтах и в Чечне, где выстроенный при поддержке федерального Центра властный режим «замкнут» на фигуру Кадырова, который занимает доминирующие позиции в политической сфере.

Оксана Гончаренко, Центр политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".