Статья
5931 21 апреля 2020 16:32

Сильнее всех пострадал «Аэрофлот»: какие авиакомпании рискуют обанкротиться

«Аэрофлот» утратил позиции лидера по авиаперевозкам в России, е место заняла S7, которая выполняет примерно в полтора раза больше рейсов. Об этом сообщили «Ведомости». С 4 по 10 апреля общее количество рейсов по всем 56 внутренним направлениям сократилось почти втрое — с 3000 докризисных рейсов в одну сторону до 1050 или 150 в сутки. Кроме того, российские авиакомпании в конце марта прекратили международные пассажирские перевозки из-за коронавируса, остались только чартерные рейсы для возврата россиян домой.

Корреспондент «Актуальных комментариев» поговорил с главным редактором портала Avia.ru, экспертом Романом Гусаровым о том, как изменится рынок авиаперевозок после пандемии.

— S7 сейчас занимает лидирующую позицию по количеству авиаперевозок в РФ, возможно ли в таком случае глобальное изменение рынка?

— Глобальное изменение рынка однозначно будет. Оно уже происходит, просто мы пока не знаем его объем. Само собой, что на выходе из карантина мы поймем, что через большой кризис прошла мировая экономика, ей очень тяжело будет подниматься, а значит, будет серьезное падение спроса на авиаперевозки во всех странах на всех направлениях. Это приведет к распределению долей на рынке: слабые уйдут с рынка, а кто-то уступит свои доли. Однако, то, что сейчас происходит у нас в стране (доминирующее положение S7) по статистике не показатель того, что на выходе из кризиса S7 удержит эти позиции. Это временное явление, которое обусловлено структурой рынка, потому что понятно, что «Аэрофлот» в несколько раз больше S7, но у «Аэрофлота» основную часть перевозок занимали международные рейсы, которые сейчас невозможны. Поэтому у «Аэрофлота» сокращение произошло значительно больше, чем у других авиакомпаний.

Конечно, когда восстановятся международные рейсы и внутренний пассажиропоток, то «Аэрофлот» во многом вернет свои позиции. Я не исключаю, что S7 будет перевозить больше, чем «Аэрофлот» внутри России, но в целом, очевидно, масштабы бизнеса «Аэрофлота» будут больше.

Изменение долей произойдет, какое и где, мы еще увидим. Какие-то авиакомпании обанкротятся, какие-то уступят свои доли, которые перейдут другим игрокам в неизвестной пропорции. То, что S7 сейчас на первом месте по статистике — это неудивительно. В недавнем прошлом S7 лидировала по внутренним перевозкам. Это ее рынок, на который она в первую очередь ориентировалась.

— Какие российские компании больше других рискуют обанкротиться?

— Прогнозы сейчас — дело неблагодарное и сложное, потому что есть множество неизвестных факторов. Очевидно, что тем компаниям, у которых к началу кризиса был большой долговой портфель, будет тяжелее выжить. Например, Utair. Вчера даже появилась новость о том, что Банк «Россия» скупил часть долгов авиакомпании Utair. Пока они решают свои проблемы в отличие от той же «Трансаэро». Многим казалось, что этой авиакомпании мало что угрожает, но в 2015 году ее отказались поддерживать кредиторы, а компания не смогла предложить внятную модель возврата долгов.

Каким-то авиакомпаниям помогут регионы, которые играют ключевую роль в транспортной логистике. Каким-то авиакомпания поможет государство, но пока не понятно, в каких пропорциях. Какие-то компании получат преференции, которые позволят им быстрее восстановиться. Здесь много разных факторов, но одно могу сказать точно: чем крупнее компания, тем тяжелее ей будет выживать в этой ситуации, потому что жизнедеятельность авиакомпании, даже если не летает, требует огромных средств. Чем крупнее компания, тем больше ей нужно денег, тем больше она будет собирать долгов. Если мы посмотрим статистику за первый квартал, то самые большие потери в отрасли понесли компании «Аэрофлот» и «Россия», более 40%. А если брать по масштабам бизнеса, то в группу компании «Аэрофлот» входят четыре авиакомпании, а это почти половина всех авиаперевозок в стране. Сейчас авиакомпаниям нужны деньги. Все будет зависеть от этого: кто найдет деньги, тот и выживет.

— Авиакомпании «Аэрофлот» и «Победа» с 1 мая прекратят сотрудничество с сервисом Aviasales, будут ли подобные шаги предпринимать другие авиакомпании? Если да, то что ждет в таком случае агрегаторы?

— Я сильно сомневаюсь в этом, потому что Aviasales — это не агент, и он не имеет права продавать билеты авиакомпаний. Aviasales — это агрегатор. Он просто собирает информацию со всех агентств и выдает результаты, за что получает свой процент.

Я не знаю, в каких отношениях был Aviasales и «Аэрофлот», но агрегатору запретить собирать информацию никто не может. И роль Aviasales может играть любой другой игрок.

Я допускаю тут два варианта. Либо взаимоотношения были, но я не вижу причин их расторгать, потому что «Аэрофлот» всегда оговаривает условиях продаж своих билетов. Либо вся это информация не больше, чем очередной инфоповод для рекламы бренда Aviasales, что регулярно происходит по любому скандальному поводу. Он всегда использует такие возможности.

22 октября 2020 Новости
Невозможно спасти всех: до половины российских авиакомпаний не переживут кризис
 Невозможно спасти всех: до половины российских авиакомпаний не переживут кризис Российские авиакомпании направили письмо премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой выделить дополнительные субсидии в размере 50 млрд рублей. Средства необходимы для поддержания работы авиаперевозчиков во время пандемии. Об этом сообщил глава Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун.
24 сентября 2020 Новости
Авиабилеты подорожают
 Авиабилеты подорожают Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) направил письмо премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой отложить повышение ставки НДС на авиаперевозки через Москву до 2024 года. Об этом сообщил президент РСПП Александр Шохин.
15 сентября 2020 Новости
Границы большинства стран останутся закрытыми до весны
 Границы большинства стран останутся закрытыми до весны Российские авиакомпании хотят получить разрешение на полеты в закрытые страны. Для этого они подготовили соответствующее заявление к заседанию межведомственной комиссии по допуску авиакомпаний к воздушным перевозкам, которое намечено на 17 сентября.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".