Сине-зелено-белая Россия
публицистЛеонид РадзиховскийУбийство 12 человек в Кущевской оказалось еще страшнее, чем казалось «с первого взгляда». Ведь выяснилось, что хотя всех убийц по именам никто не знал, но вот главарь прекрасно известен, и никакой Шерлок Холмс не требуется, чтобы его установить. Это - лидер банды, много лет «терроризирующей район», местный крестный отец, он же, для удобства, депутат местного заксобрания.
Так что, дело тут - не собственно криминальное, а социальное и даже, если угодно, политическое.
Атаман кущевских казаков, если верить сообщениям СМИ, даже вздохнул – мол, нас всего-то здесь 600 человек… Силенок маловато! Было бы нас чуть побольше – мы бы сами эту сволочь раскатали. Если иметь в виду, что в банде – предположительно – было не то 20, не то 30 человек, то признание отважного казака звучит особенно сильно.
В связи с этим, пресса много возмущается параличом власти, сращиванием милиции и бандитов, и царящим в Кущевской беспределом. Все это, разумеется, абсолютно справедливо.
Но вот какой вопрос невольно приходит в голову.
«Крестный отец» - в фильме и, очевидно, в жизни – не просто облагает данью местных жителей. Слово «крыша» не вполне тождественно слову «разбой».
В тех регионах – будь то Сицилия, или итальянские (еврейские, негритянские, китайские и т.д.) кварталы Нью-Йорка и прочих городов, – где слаба власть, там мафия и есть власть. «Где кончается полиция и где начинается Беня?», спрашивают в рассказе Бабеля «Как это делалось в Одессе». И слышат вполне логичный ответ: «Так где кончается полиция, там и начинается Беня».
Дон Корлеоне не только грабит жителей. Он и устанавливает справедливость, и защищает их от «беспредела» обычных уличных бандитов. Только благодаря этим своим качествам мафия и может существовать на Сицилии веками. Если нет закона – правят понятия. Если нет государства – есть «мафиозно-гражданское общество».
Что, собственно, и было не в одном «бандитском Петербурге», а во всей «бандитской России» начала 1990-х годов.
Так, может быть, нечто подобное и сохранилось в Кущевской – и далеко не в ней одной? Если «в России» давно уже произошла «смена крыш», то есть бандитские крыши сменились «ментовскими» (собственно, к этому и свелись «порядок и стабильность нулевых лет»), то в этих северо-кавказских районах, может быть ничего такого не произошло? И может не просто грабили и убивали бандиты-беспредельщики, но и поддерживали какой-то «порядок»? Разумеется, жители их боялись и ненавидели – вопросов нет. Но, может быть, этими чувствами они не ограничивались, а и обращались к ним «за судом и справедливостью»?
Понятно, что ни о каких «смягчающих обстоятельствах» в данном случае речи идти не может. Бандиты, начиная с главаря и ниже, вполне заработали свою смертную казнь (вот уж в данном случае точно глупо, что она у нас отменена!). Не об этом речь.
Вопрос в другом: понять не только криминальную, но и социальную природу «кущевского феномена».
Что реально происходит на Северном Кавказе (и, очевидно, не только там)? Как бы составить карту России, закрасив синим цветом те регионы, где правят милиция и силовики, зеленым – те, где правит, судит и решает мафия, а белым – те, где реально исполняется закон.
И много ли белых пятен тогда останется на карте нашей Федерации?
Леонид Радзиховский