Комментарий
25 Октября 2012 14:34

Системный подход в образовании

<p class="p1"><strong><em>11 октября правительство утверждило госпрограмму развития образования на 2013-2020 гг.</em></strong></p>
<p class="p1"><strong><em>До 2020 года из федерального бюджета на образование планируется направить 4 триллиона рублей. Об этом сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев. По его словам, ежегодные затраты бюджетов возрастут с 446 миллиардов в 2013 году до 631 миллиардов в 2020 году. </em></strong></p>
<p class="p2"><strong><em>«При этом расходы консолидированных бюджетов планируются на период до 2015 года в сумме около 8 триллионов рублей, а прогноз на 2016-2020 - свыше 20 триллион рублей», - заметил Медведев.</em></strong></p>
<p class="p2"><strong><em>Глава правительства сказал, что это «по цифрам сопоставимо с расходами, которые Россия тратит на армию».</em></strong></p>
<p class="p2">Принятая государственная программа развития образования является системным документом, направленным на модернизацию всей системы российского образования, во всех ее аспектах, деталях и частностях.</p>
<p class="p1">Мне кажется, что для всех тех людей, которые искренне болеют за судьбу не только всего образования в целом, но и за развитие личности российского человека (прежде всего, молодого) соответственно тем глобальным вызовам, которые мы сегодня имеем и которые ожидают нас в будущем, принятая госпрограмма является необходимым и достаточным документом для последующей работы в течение длительного времени. И здесь все как обычно. Кто хочет реальных изменений в образовании, тот найдет способ, средства и наиболее эффективные механизмы для реализации всего того, что заложено в программе. Кто не хочет – обязательно найдет в самом документе множество причин, которые будут препятствовать достижению запланированных результатов.</p>
<p class="p1">Во многих комментариях, появившихся в прессе в последнее время, значительный упор делается на определяемой визуально схожести российских бюджетов, выделяемых на оборону и образование. Мне кажется, что подобные сравнения везде, кроме некоего PR-пространства, бессмысленны. Давайте лучше вместо сравнения бюджетов поговорим о способах достижения наибольшей эффективности запланированных бюджетных средств или об использовании иных ресурсов из внебюджетной сферы во имя достижения целей программы.</p>
<p class="p1">Принятие государственной программы дает старт большому количеству практических действий, каждое из которых должно быть скоординировано не только с другими мероприятиями самой программы, но и с социально-экономическим развитием российских регионов, их стремлением занять достойное место в мире в условиях глобализации. Представляется, что наиболее эффективно это можно сделать только в том случае, если к процессу реализации программы с самого начала будет применен проектный подход.</p>
<p class="p1">Если сама программа будет реализовываться как система проектов, каждый из которых направлен на достижение совершенно конкретных целей модернизации образования. И такой проектный подход должен быть реализован не формально, на бумаге, а реально в каждом проекте. Очевидно, что в самой сегодняшней системе образования достаточного количества компетенций по формированию и реализации крупных проектов в строгом соответствии с идеологией, мировым опытом, методологией управления проектами - нет. Следовательно, такие компетенции должны быть привлечены из вне, возможно для этого будет необходимо сформировать новую область в сфере управления проектами – управление проектами модернизации системы образования.</p>
<p class="p1">Госпрограмма предусматривает решение как широких задач по системной реконструкции образования, так и точечных, прорывных задач, ориентированных на достижение в специально выделенных зонах результатов, намного превышающих запланированные в программе. Для этого будет необходимо сформировать специальные проекты, которые должны находиться в зоне повышенного внимания государства и общества. Например, к числу таких проектов можно отнести проект создания и развития Дальневосточного федерального университета. И дело здесь не только и не столько в современном кампусе на острове Русском во Владивостоке. Главное – в самой атмосфере перемен, интернационализации, качества, которая формируется в этом кампусе. </p>
<p>И таких точек роста для успешной реализации государственной программы должно быть как можно больше. </p>
<p><em><strong>Игорь Коршенко</strong></em>, начальник отдела стратегического прогнозирования по основным направлениям развития Дальневосточного федерального университета (ДВФУ)</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".