Комментарий
1981 25 октября 2012 14:34

Системный подход в образовании

11 октября правительство утверждило госпрограмму развития образования на 2013-2020 гг.

До 2020 года из федерального бюджета на образование планируется направить 4 триллиона рублей. Об этом сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев. По его словам, ежегодные затраты бюджетов возрастут с 446 миллиардов в 2013 году до 631 миллиардов в 2020 году. 

«При этом расходы консолидированных бюджетов планируются на период до 2015 года в сумме около 8 триллионов рублей, а прогноз на 2016-2020 - свыше 20 триллион рублей», - заметил Медведев.

Глава правительства сказал, что это «по цифрам сопоставимо с расходами, которые Россия тратит на армию».

Принятая государственная программа развития образования является системным документом, направленным на модернизацию всей системы российского образования, во всех ее аспектах, деталях и частностях.

Мне кажется, что для всех тех людей, которые искренне болеют за судьбу не только всего образования в целом, но и за развитие личности российского человека (прежде всего, молодого) соответственно тем глобальным вызовам, которые мы сегодня имеем и которые ожидают нас в будущем, принятая госпрограмма является необходимым и достаточным документом для последующей работы в течение длительного времени. И здесь все как обычно. Кто хочет реальных изменений в образовании, тот найдет способ, средства и наиболее эффективные механизмы для реализации всего того, что заложено в программе. Кто не хочет – обязательно найдет в самом документе множество причин, которые будут препятствовать достижению запланированных результатов.

Во многих комментариях, появившихся в прессе в последнее время, значительный упор делается на определяемой визуально схожести российских бюджетов, выделяемых на оборону и образование. Мне кажется, что подобные сравнения везде, кроме некоего PR-пространства, бессмысленны. Давайте лучше вместо сравнения бюджетов поговорим о способах достижения наибольшей эффективности запланированных бюджетных средств или об использовании иных ресурсов из внебюджетной сферы во имя достижения целей программы.

Принятие государственной программы дает старт большому количеству практических действий, каждое из которых должно быть скоординировано не только с другими мероприятиями самой программы, но и с социально-экономическим развитием российских регионов, их стремлением занять достойное место в мире в условиях глобализации. Представляется, что наиболее эффективно это можно сделать только в том случае, если к процессу реализации программы с самого начала будет применен проектный подход.

Если сама программа будет реализовываться как система проектов, каждый из которых направлен на достижение совершенно конкретных целей модернизации образования. И такой проектный подход должен быть реализован не формально, на бумаге, а реально в каждом проекте. Очевидно, что в самой сегодняшней системе образования достаточного количества компетенций по формированию и реализации крупных проектов в строгом соответствии с идеологией, мировым опытом, методологией управления проектами - нет. Следовательно, такие компетенции должны быть привлечены из вне, возможно для этого будет необходимо сформировать новую область в сфере управления проектами – управление проектами модернизации системы образования.

Госпрограмма предусматривает решение как широких задач по системной реконструкции образования, так и точечных, прорывных задач, ориентированных на достижение в специально выделенных зонах результатов, намного превышающих запланированные в программе. Для этого будет необходимо сформировать специальные проекты, которые должны находиться в зоне повышенного внимания государства и общества. Например, к числу таких проектов можно отнести проект создания и развития Дальневосточного федерального университета. И дело здесь не только и не столько в современном кампусе на острове Русском во Владивостоке. Главное – в самой атмосфере перемен, интернационализации, качества, которая формируется в этом кампусе. 

И таких точек роста для успешной реализации государственной программы должно быть как можно больше. 

Игорь Коршенко, начальник отдела стратегического прогнозирования по основным направлениям развития Дальневосточного федерального университета (ДВФУ)

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".