Статья
1146 30 июля 2009 0:01

Ситуация на дорогах

В Москве прошло экстренное заседание Комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы в связи с чрезвычайной ситуацией на дорогах России, связанной с многочисленными человеческими жертвами в ДТП. В работе заседания приняли участие члены Палаты Анатолий Кучерена, Олег Зыков, Мария Каннабих, начальник Департамента безопасности дорожного движения МВД РФ Виктор Кирьянов, министр транспорта РФ Игорь Левитин, а также главы регионов, в которых произошли наиболее крупные ДТП.

На заседании Общественной палаты Главный госавтоинспектор России Виктор Кирьянов попросил не торопиться с обвинениями в адрес ГИБДД в связи с участившимися в России ДТП с трагическими последствиями. "Направление деятельности, выбранное по безопасности дорожного движения несколько лет назад правильное. Убежден в этом", - заявил В.Кирьянов.

Он сообщил, что за последние полторы-две недели в России произошел всплеск трагических событий на дорогах, но причины этого пока не установлены. "Я лично выезжал в Ростовскую область и осматривал место происшествия. Причины случившегося пока не ясны. Водители были трезвыми, отпал вопрос употребления наркотиков. Что случилось, пока сказать сложно", - сказал он.

В.Кирьянов сообщил, что с 2004 по 2008 год удалось сохранить жизнь 4,5 миллионов человек с учетом ежегодного роста количество автомобилей на дорогах. По его данным, в 2008 г. прирост автомобилей составил 2,8 млн, в 2009 г. - 2,5 млн.

Для решения проблемы дорожно-транспортных происшествий государству необходимо обеспечить строительство высококачественных дорог, а также обеспечить на федеральных каналах социальную рекламу по безопасности дорожного движения, такое мнение высказал на заседании руководитель межрегиональной общественной организации автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков.

Широкое обсуждение вопросов безопасности на дорогах началось после заседания Совбеза 24 июля. Тогда Российской Федерации Дмитрий Медведев заявил о необходимости решить вопрос об изменении федерального законодательства, касающегося безопасности дорожного движения. «Мы не можем хоронить такое количество людей из-за того, что у нас так организован процесс дорожного движения. Это, конечно, комплекс вопросов. Но обращаю внимание и правоохранителей, всех кто отвечает за безопасность, и правительства в целом, которое занимается реализацией соответствующих программ, и хотел бы, чтобы может быть уже в будущем наше федеральный законодатель тоже подумал над какими-то мерами обеспечения безопасности дорожного движения», - сказал Медведев. При этом он подчеркнул, что нигде таких аварий не случается, «за исключением может быть самых слабых и отсталых государств».

Основной причиной экстренных мероприятий стала автокатастрофа в Ростовской области 24 июля, в которой при столкновении автобуса с бензовозом погибли более 20 человек. Дмитрий Медведев потребовал от Генпрокуратуры и МВД разобраться с причинами этого дорожно-транспортного происшествия. «Сегодня в результате ДТП сразу же погибло больше 20 человек. За одно ДТП. Я, конечно, даю поручения министерству внутренних дел и Генеральной прокуратуре с этим разобраться, но это, к сожалению, не частный случай. Это система», - сказал Д. Медведев на совещании с членами Совбеза.

Он подчеркнул, что в сфере создания безопасности и контроля на дорогах сделано очень мало. «Речь идет и о том, чтобы дороги приводить в порядок, но, на мой взгляд, вот такого рода абсолютно невозможные и невообразимые события случаются далеко не потому, что дороги такого безобразного качества. Это составляющая, но это еще и следствие того, каким образом осуществляется контроль на дорогах и следствие расхлябанности, преступной разболтанности участников дорожного движения», - заявил президент.

29 июля на совещании в министерстве внутренних дел глава МВД России Рашид Нургалиев призвал подчиненных быть беспощадными к тем, кто сел за руль в состоянии алкогольного опьянения. Беспощадно занимайтесь этим вопросом, лишайте водительских удостоверений", - сказал Р.Нургалиев. "Водитель, который сел за руль в состоянии опьянения, даже выпивши или в состоянии наркотического опьянения, - уже преступник", - сказал министр."Мы будем жестко пресекать таких водителей. Никому не должно быть поблажек: попался - лишили прав. Не можем мы на дорогах создавать такие условия, при которых участники движения подвергаются опасности", - сказал глава МВД.

По его информации, за шесть месяцев 2009 года в России произошло более 84 тыс. ДТП, в результате которых погибли более 10 тыс. человек, а более 106 тыс. человек получили ранения. Около 5 тыс. происшествий произошло по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения. В результате этих ДТП погибли 715 человек, а 7 тыс. - получили ранения, сказал Р.Нургалиев.Министр добавил, что за этот же период произошло около 8,5 тыс. ДТП с участием детей, в которых погиб 341 ребенок. По словам министра, основные причины трагедии на дорогах - нарушение ПДД, а порой и преступная халатность."Я требую, чтобы все участники дорожного движения были одинаковы в правах и одинаково отвечали перед законом. Не должно быть разницы между чиновником, гражданином или сотрудником милиции", - сказал Р.Нургалиев.

По завершении совещания министр внутренних дел Рашид Нургалиев выступил по каналу «Вести-24» с телеобращением к участникам дорожного движения.  Он заявил, что ежегодное число пострадавших в ДТП на дорогах России сопоставимо с населением крупного областного центра.  "За последние 10 лет в нашей стране в дорожно-транспортных происшествиях погибло свыше 300 тыс. человек, а более 2 млн получили увечья", - сказал Р.Нургалиев. По его словам, количество ежегодно пострадавших на дорогах страны соизмеримо с населением крупного областного центра, это сравнимо с потерями в локальных конфликтах и техногенных катастрофах.

Рашид Нургалиев также обратился к водителям общественного транспорта. "Ежедневно каждому из вас доверяют свои жизни тысячи людей. И это накладывает на вас дополнительную, повышенную ответственность за их судьбы", - сказал глава МВД РФ.Он призвал руководителей и сотрудников транспортных предприятий, дорожных служб, муниципальных органов власти "с должным вниманием относиться как к техническому состоянию транспорта, так и к состоянию дорожной сети".

Спикер Совета Федерации Сергей Миронов считает, что общественность возлагает слишком большие надежды на ужесточение ответственности за нарушение ПДД, и призывает общество всерьез заняться пропагандой безопасного вождения на дорогах. "Как показывает печальная статистика этого лета, только одними карами ситуацию не исправить. Пора всерьез заняться пропагандой безопасного движения, и пора в профилактике дорожных нарушений обращаться не только к кошельку, но и к эмоциям и к разуму людей", - заявил С.Миронов.

Он призвал лидеров общественного мнения, общественных деятелей, а также деятелей культуры и работников СМИ "начать общенациональную кампанию за соблюдение правил дорожного движения с тем, чтобы каждый водитель думал не только о том, как бы быстрее доехать, но и о том, что он в буквальном смысле слова держит в своих руках собственную жизнь и жизнь других людей". При этом он добавил, что никто, садясь за руль, "не хочет стать ни убийцей, ни самоубийцей".

Спикер назвал ситуацию на российских дорогах нетерпимой и подчеркнул, что практически ежедневно приходят сообщения об очередном происшествии с большим количеством жертв. "Последние 10 дней, начавшиеся с аварии автобуса в Новосибирской области, - это по-настоящему черные дни: авария под Ростовом-на-Дону, столкновение грузовика с автобусом на МКАД,страшная авария в Дагестане", - перечислил С.Миронов.

По его мнению, качество дорог и коррумпированность сотрудников ГИБДД - это очень существенная, но далеко не единственная причина ежедневной смертельной статистики. При этом, как отметил спикер, МКАД, где произошло последнее крупное ДТП с автобусом, - одна из лучших дорог России, а выезд на встречную полосу, из-за чего в Дагестане погибли вчера одиннадцать человек, - это, подчеркнул спикер, "не ловушка, устроенная недобросовестная и корыстными инспекторами ГИБДД". По словам спикера, при разборе каждого конкретного происшествия, как правило, выясняется, что причинами его были недисциплинированность, лихачество и пьянство за рулем. "То есть практически каждая смерть - это смерти обстоятельств, которые вполне можно было предотвратить, если не превышать скорость, если быть более внимательными, более ответственными по отношению к тем, кого везешь", - подчеркнул С.Миронов.

 

Комментарии экспертов

Причина ДТП на дорогах много.  Я думаю, что на первых местах всё равно -алкоголь, поскольку у нас действительно из тех 35-40 тысяч человек, погибающих на дорогах, половина и даже больше связаны с алкоголем. Масштаб проблемы очень серьёзен. Мы все в контексте кризиса говорим о пикалёвском прецеденте, а у нас каждый год на дорогах из-за алкоголя гибнет столько человек, сколько оставляет численность населения такого города, как Пикалёво.

Другое дело, что состояние дорог, состояние нашей транспортной инфраструктуры оставляют желать лучшего. Конечно, мы находимся в ситуации, когда у нас федеральные трассы, даже основные, не соответствуют стандартам безопасности по разделительным отбойникам, по количеству полос, по разметке и даже по качеству дорожного покрытия - всё в колдобинах и ямах. Конечно, из-за этого тоже очень много происходит проблем. По крайней мере, только за последнее время сколько мы видели аварий, связанных с выездом на встречную полосу, столкновениями, когда состояние, техническое оснащение дорог таково, что это происходит.

Третий момент – у нас действительно много проблем с качеством вождения. Очень большой процент людей покупают права, покупают категории. В данном случае надо предъявлять претензии не только к тем, кто покупает, но и к тому, кто продаёт. И вообще к самим правоохранительным органам, ГИБДД тоже много вопросов. Все прекрасно знают, что на тех или иных трассах есть опасные участки, где нужно регулировать, постоянно присутствовать, а не сидеть в засадах и ловить кого-то.

Сейчас цепь последних трагических ДТП вроде бы подвигла к тому, чтобы как-то начать эту проблему обсуждать. Но одним очередным ужесточением правил дорожного движения и норм ответственности водителей по определённым статьям, ничего не решить. Во-первых, это не решает проблемы инфраструктуры. Во-вторых, это не решает проблем, если права всё равно будут покупаться или можно будет за взятки откупаться от этих наказаний. Так что, наверное, рассмотреть такие предложения по усилению ответственности водителей можно, но ещё раз говорю – это не панацея.

Главная проблема – в культуре поведения на дорогах и вообще в распространении мировоззрения. Мировоззрение простое: «Хорошо то, что мне хорошо». То есть, грубо говоря, этот абсолютно циничный и беспредельный эгоцентризм, который мы вольно или невольно насаждали, начиная с конца 80-х годов, даёт свои плоды. Никому ни до кого нет дела, всем на всех наплевать. «Главное, чтобы я везде успел, а всё остальное меня не волнует».

В принципе, изменение этой ситуации, в первую очередь в головах людей, даст какие-то результаты. Но это работа на долгие годы. Легко было испортить, а обратно поправить очень непросто. На самом деле это очень серьёзная мировоззренческая работа в идеологической сфере. А на самом деле системной работы с идеологией, с нравственностью, с морально-нравственными приоритетами в стране не ведётся. Вот церковь что-то пытается делать по своей линии. А в основном-то никакой системной работы в этом смысле нет. Все говорят: «Давайте поменяем отношение общества». Давайте поменяем. Как мы его поменяем, если кругом эта концепция эгоизма всё равно продолжает рекламироваться как приветственная? Все дело в мировоззрении.

Но, с другой стороны, ждать, пока изменится мировоззрение, за это время погибнет ещё, пожалуй, пара десятков тысяч человек. Работать с мировоззрением надо, но для того, чтобы сбить эту волну, видимо, нужно более жёсткое регулирование движения на дороге. Почему это в том числе происходит? Потому что, во-первых, участники движения, по большому счёту, плюют на эти штрафы, они для них не проблема. Во-вторых, участники движения знают, что всегда можно дать взятку инспектору, и он вас отпустит. И это действительно так, что бы там не говорили про борьбу с коррупцией. Пока не побороли, и конца и края этому не видно.

Так что здесь, мне кажется, есть две совершенно чёткие линии, которые должны быть. За злостные нарушения наказания должны быть ужесточены. Например, вождение в пьяном виде – на мой взгляд, вполне нормальный повод для лишения прав. Если ещё раз поймали уже после лишения прав, то, пожалуй, можно у него и автомобиль отобрать. С другой стороны, всё та же проблема коррупции в ГИБДД, которая уже долгие годы провоцирует преступления на дорогах, потому что люди знают, что они могут позволить себе любую вольность – вопрос в сумме, которую надо заплатить.

Так что здесь нужно предпринять две вещи – ужесточать наказания за злостные нарушения и бороться с коррупцией в ГИБДД.

19 апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".