Статья
1326 28 января 2010 0:00

СКФО и Татарстан

Важнейшие информационные кампании минувшей недели были связаны с кадровой политикой Центра и реализацией инициатив президента в сфере модернизации политической системы.
 
Создание нового Северо-Кавказского федерального округа и поста полпреда президента-вице-премьера правительства отражает новый подход Центра к управлению южными территориями. Административный центр не случайно расположен в «русском» субъекте федерации: это решение призвано поддержать политическую стабильность и обеспечить лучшую управляемость. Выделение в самостоятельную административно-территориальную единицу исключительно национальных республик создало бы предпосылки для обострения внутриэлитных противоречий, тем более, что руководство региона, в котором был бы расположен центр округа, символически оказалось бы в «привилегированном» положении. Кроме того, с точки зрения географического положения предложенная президентом структура СКФО выглядит оптимальной: Ставропольский край граничит с 8 регионами Юга России.
 
Приоритетом Центра, который обусловил проведение реформы федеративных округов, выступает повышение уровня социально-экономического развития «депрессивных» северокавказских республик. С точки зрения антитеррористической борьбы этот подход вполне оправдан: сохранение социальной базы экстремизма (высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи, низкий уровень жизни населения, масштабная коррупция и недоверие к власти и т.д.) остается важным фактором дестабилизации.
 
Назначение на пост полпреда президента в новом округе Александра Хлопонина соответствует обозначенным приоритетам: бывший губернатор Красноярского края, имеющий значительный опыт работы в бизнес-структурах, известен как эффективный управленец. Инициированная им антикризисная программа в Красноярском крае была реализована достаточно успешно, регион стал одним из лидеров в РФ по объему привлеченных инвестиций. Немаловажное значение, учитывая специфику традиционного кланового общества северокавказских республик, имеет и то, что новый полпред «равноудален» от сложившихся в каждом регионе элитных групп, и будучи весьма состоятельным человеком, менее подвержен коррупции. На новом посту основными задачами Хлопонина станут привлечение инвестиций для развития южных республик и эффективная разработка их экономического потенциала, а также контроль над расходованием средств, направляемых в регион из федерального бюджета. Назначение на пост полпреда Александра Хлопонина соответствует федеральным приоритетам: бывший губернатор Красноярского края, имеющий опыт работы в бизнес-структурах, известен как эффективный управленец. Его основными задачами станут привлечение инвестиций для развития южных республик и разработка их экономического потенциала, а также контроль над расходованием средств, направляемых в регион из федерального бюджета.
 
Одним из механизмов привлечения инвесторов на Кавказ станет создание особых экономических зон: о необходимости разработки подобных проектов в кратчайшие сроки заявил Владимир Путин в ходе специального совещания с руководством регионов Юга. Отметим, что опыт создания СКФО может быть использован и в других федеральных округах: речь идет о постановке перед полпредами задач экономического развития территорий и назначении на эти посты кандидатур с опытом эффективного менеджмента, которые будут решать не столько политические, сколько управленческие задачи.
 
Наиболее актуальные кадровые решения на минувшей неделе касались руководства Красноярского края и республики Татарстан.
 
В первом случае обсуждение кандидатур претендентов на губернаторский пост продолжается. После назначения Александра Хлопонина на пост полномочного представителя президента в Северо-Кавказском федеральном округе Дмитрий Медведев наделил статусом временно исполняющего обязанности главы края опытного регионального чиновника, премьер-министра краевого правительства Эдхама Акбулатова. Вполне вероятно, что это решение не окончательное: оно направлено на поддержание стабильности в пострадавшем из-за последствий кризиса регионе на «переходный» период рассмотрения кандидатур на губернаторский пост на федеральном уровне. Важно учесть необходимость «сглаживания» внутриэлитных противоречий: управление «ресурсоемким» регионом осложняется тем, что в нем сосредоточены интересы нескольких крупных бизнес-групп («Норильский никель», «Интеррос», «Газпром» и др.).
 
Среди обсуждаемых кандидатур на пост главы Красноярского края преобладают кандидаты-выходцы из региона с опытом работы на федеральном уровне, а также в бизнес-структурах. Среди них заместитель министра финансов РФ Александр Новак, бывший замминистра регионального развития Николай Ашлапов, руководитель ЦИК «Единой России» Андрей Воробьев, гендиректор ООО «Колмар» Лев Кузнецов (в 2002-2007 гг. был первым заместителем губернатора края) и представитель регионального правительства в Совете Федерации Андрей Яцкин. По некоторым данным, обсуждаются также кандидатуры крупных бизнесменов: миллиардера Михаила Прохорова (группа ОНЭКСИМ) и главы «Норильского никеля» Владимира Стржалковского. Наиболее вероятно выдвижение на губернаторский пост «федеральных» кандидатов со значительным опытом управленческой работы в политической сфере.
 
В Татарстане кадровый вопрос фактически решен: «торг» между Минтимером Шаймиевым и федеральным Центром завершился выбором компромиссного сценария смены власти, согласно которому преемником первого президента республики станет действующий премьер-министр Рустам Минниханов. Соответственно, расстановка политических сил в Татарстане в ближайшей перспективе существенно не изменится, Шаймиев получит возможность сохранить как неформальное влияние на ситуацию, так и экономические ресурсы, которые контролируются членами «ближнего круга» президента. Федеральный Центр же обеспечит стабильность в национальном электорально значимом регионе и приобретет новые «рычаги» влияния на политический процесс в Татарстане.
 
Кроме того, важным событием недели стало заседание Госсовета по вопросам политической реформы. Преобразования в отдельных сферах необходимы (например, совершенствование избирательной системы), однако они будут носить постепенный характер, сформированные ранее институциональные основы будут сохранены.
 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".