Схолии
Вся книга, от стихотворения к стихотворению, представляет собой разговор Сергея Шестакова с самим с собой о вещах, который автору кажутся важными.
У меня личный долг перед Сергеем Шестаковым — о прошлой его книге стихов «Непрямая речь» я обещал написать, но так и не сподобился, потому что так и не понял, что добавить к замкнутому и самодостаточному миру этой поэзии.
Сегодня, пожалуй, знаю, что.
«Схолии» Шестакова нужно читать не потому, что он — мастер, ну, мало ли мастеров, честно? И не потому, что в его стихах что-нибудь может быть созвучно твоим представлениям о прекрасном. И даже не для того, чтобы понять, что есть все-таки что-то, что выше нас.
Поэзия Шестакова сегодня — это такое излишество, не применимое вообще ни к чему и требующее прорвы якобы драгоценного времени, что читать «Схолии» нужно в терапевтических целях излечения от самой главной теперешней зависимости. Зависимости от времени, от скорости, от нового темпа, когда ты обязан знать все и успевать везде, быть в курсе тысячи ненужных подробностей и общаться с сотней ненужных людей.
Стихотворение о молочнике и булочнике, которые неспешно беседуют друг с другом о том, что стоило бы после смерти обустроить на млечном пути и булочную, ничего не сообщают пытливому читателю. Это — не новость и не забавность, не описание сложной судьбы и не политический памфлет. Просто есть молочник, булочник и огромная жизнь, умещающаяся в восемь строк. После прочтения этой истории читателю ничего не будет, ничего в его скудном багаже не прибавится, никакого тайного смысла не откроется.
«Схолии» написаны именно так. Вся книга, от стихотворения к стихотворению, представляет собой разговор Сергея Шестакова с самим с собой о вещах, который автору кажутся важными. Читатель допущен к этому, скорее, случайно, но подглядываний в замочную скважину не получится и никаких интересных подробностей не откроется.
А читать все равно нужно.
Просто чтобы увидеть, что чувствует автор, который не заигрывает с читателем, не пытается его завлечь, увлечь или привлечь, не кормит его своими идеями и чужими подробностями, не лебезит и не бьет по дых высокомерием всезнания.
Автор чувствует потрясающую и недоступную ни мне, ни вам свободу.
Ради того, чтобы хоть краем глаза эту невиданную уже свободу увидеть, и стоит, наверное, прочесть «Схолии», не отрываясь.
Сергей Шестаков, «Схолии», М., «Ателье Вентура», 2011 — 144 с.