Комментарий
329 13 апреля 2009 0:00

Скуки ради

Леонид Радзиховский публицистЛеонид Радзиховский

Леонид Радзиховский
публицистЛеонид Радзиховский

Каковы мотивы организаторов революций, большинству участников событий, на самом деле, глубоко наплевать. У них — «революционных масс» — свои причины.

Причины эти бывают разными, от «обострения сверх обычного нужды и бедствий», до чувства попранной справедливости («когда длинный ряд злоупотреблений и узурпации, обнаруживает намерение предать народ во власть неограниченного деспотизма, то он не только имеет право, но и обязан свергнуть такое правительство» — Декларация независимости).

Ну, а какие же причины для неудавшихся цветных революций в Кишеневе и Тбилиси? Тут — что людей погнало на улицы?

Я на этих улицах не был, поэтому уверенно сказать не могу.

Но и по «картинке» и по рассказам участников и очевидцев рискну предположить.

СКУКА. Вот-вот: банальная, вульгарная скука — первый двигатель революции. По крайней мере, в Кишеневе.

Я, кстати, прекрасно понимаю молодых людей, которые озверели от 8 лет серого, как портянка «коммунистического правления» (вот нам бы повезло — заполучить лет на восемь тов.Зюганова в президенты! Представили эти речи «о родине и партии»?). Им кажется, что стоит «сбросить совок» и ... А черт его знает, что будет! Но — что-то ДРУГОЕ.

Конечно, они, не будучи сумасшедшими отлично понимают, что никто их «в Европу» не пустит. Выбить стекла в своем доме — можно, пролезть в чужой — вряд ли ... Но манят, манят «огни большого города» — вечный комплекс провинциалов, которых тянет «в настоящую евро-жизнь», в Берлин да Париж. Попасть туда шансов нет — а вот «оттопыриться» по этому случаю тянет ... Тем более, что «правосознание» на уровне отнюдь не европейском.

Вот и вся «политическая идеология», вот и весь их «антикоммунизм» — «скучно, девушки!» (кстати, скука — одна из главных причин, по которым еще советская молодежь стебалась над «коммунизьмом» и «совком»).

Карнавал, карнавал, закружил, околдовал ...

Революция всегда включает ЭЛЕМЕНТ карнавала, праздника непослушания. В Кишеневе кроме этого, никаких других элементов революции не было, как мне кажется.

Если «оранжевая революция» — пародия на Большую, классическую буржуазную революцию, то здесь мы имеем уже «вторую производную», пародию на пародию. Скандал и карнавал как самоценность.

В принципе нечто похожее и в Грузии.

Вообще вся грузинская «политическая жизнь» похожа на вечный карнавал, вечную дегустацию политического вина — смысла в криках «Ми-ша, у-хо-ди!» столько же, сколько в застольных тостах или застольном пении. Никаких ПОЛИТИЧЕСКИХ идей, «альтернативных Мише» как-то не слышно. Просто — надоело, слушай! Хочется еще одного (третьего? четвертого?) политического карнавала — давно не было, понимаешь ...

Что ж — «игра, игры, игре, игрою, об игре».

И самое смешное — с серьезным видом пытаться описывать эти карнавалы на «политологическом языке». Как известно «серьезное выражение лица — еще не признак ума. Самые большие глупости делаются именно с этим выражением».

Конечно, от смешного до трагичного — один труп. Но, по счастью, эта грань перейдена не была. А карнавал так и остался карнавалом ...

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".