Комментарий
26 Декабря 2009 0:00

Слава капитализму

Дмитрий Бавырин публицист, кинокритикДмитрий Бавырин

Дмитрий Бавырин
публицист, кинокритикДмитрий Бавырин
<p>К середине декабря стало очевидно, что на полях американской киноиндустрии окончательно победили глобализм и капитал, его препохабие. При этом на полях киноиндустрии российской означенные шерочка с машерочкой <a href="http://actualcomment.ru/daycomment/358/">позорно слили</a>. Обе новости, в принципе, можно считать хорошими, но чем хороша вторая – разговор отдельный, пока же вернемся к новости первой.<br />
<br />
Их трое. Трое бородачей, что искусно рядятся в кротких овечек, являясь при этом одними из самых зубастых акул мирового кинематографа. Джордж Лукас, Стивен Спилберг, Джеймс Кемерон – три режиссера, три продюсера, три мультимиллионера, три главных умнички поколения бэби-бума, заразившие кино собственными комплексами и перманентно выясняющие между собой, кто из них наиболее крут. <br />
<br />
В глазах фанатов и журнала Forbes наиболее крут Лукас, приведший несколько поколений затюканных очкариков в храм последней из мировых религий – джедаизма. Другой вопрос, что социопату Лукасу вся эта крутизна пофигу: больше всего на свете он обожает совершенствовать спецэффекты, и даже актеров себе подбирает так, чтобы – при необходимости – их можно было заменить чем-нибудь красиво нарисованным.<br />
<br />
Его закадычному дружку Спилбергу спецэффекты также не чужды, но увлекательные подростковые игрушки (в войнушку, в динозавров, в инопланетян, в Индиану Джонса) милее вдвойне. В свои фильмы он перетащил всё, что «круто» в глазах среднестатистического подростка, и, учитывая свою потрясающую работоспособность, давно бы стал самым крутым, если б не отвлекался на свое еврейство и не отдавал ему дань то «Списком Шиндлера», то «Мюнхеном».<br />
<br />
Наконец, Джеймс Кемерон к обоим направлениям традиционно подходил основательнее коллег. Свои мальчишеские интересы (секретные шпионы, боевые роботы, синие постчеловеки) он переносил на экран со звериной серьезностью, а по части спецэффектов старался выступать новатором. Сюжет в таких историях был побочен: грубо говоря, этому парню было интересно построить огромный макет корабля, чтобы красиво утопить его в огромном бассейне, а история Кейт и Лео, над которой рыдал весь мир, была лишь подушкой безопасности, призванной не допустить убытков.<br />
<br />
Собственно, вся троица, наголодавшись в детстве, с возрастом переходила на всё более дорогие (скажем больше, неоправданно дорогие) игрушки, напоминая в этом наших олигархов. Но чем они от олигархов выгодно отличались, так это умением сводить дебет с кредитом: каждый их сюжет имел попсовейшее наполнение – в расчете, что охочие до философии-lights граждане не дадут случиться убытку.<br />
<br />
В «Аватаре» Кемерон достиг двойного совершенства. Тамошний игрушечный мир, населенный синими гуманоидами нави, продуман до мелочей, ослепительно красив и идеален с технической точки зрения, – такого человечество еще не видело. При этом нравственно-идеологический посыл картины примитивен настолько и настолько не сочетается с личностью сурового капиталиста Кемерона, что вера прекраснодушных в искренность постановщика может только изумлять.<br />
<br />
В истории про то, как блюдущие экологический баланс своей планетки синекожие нави дали леща капиталистам и военщине при помощи переметнувшегося на их сторону морпеха, многие увидели намек на войну в Ираке. Переводя на местные реалии, Кемерон снял фильм про то, как американский солдат переходит в лагерь иракских моджахедов, принимает ислам и истово взрывает бывших своих, чтобы они не мешали моджахедам жить по-моджахедски. Снял это тот самый Кемерон, который – по глазам видно – тайно голосовал за Буша-младшего, уважая его бойтскаутские мозги и налоговую политику.<br />
<br />
Однако подобный гуманистический и экологический гиперпафос полностью соответствует тому, что творится сейчас в головах у т.н. «просвещенной части человечества», к которой принадлежит большая часть американских и европейских коллег Кемерона. Граждане на полном серьезе борются против глобального потепления, вырубки амазонской сельвы и окультуривания племен, подчеркивая, что пигмеи соплеменников не просто так жрут, а с укропом и ритуальными танцами, то есть, что-то такое себе подразумевают, а это уже культура особая.<br />
<br />
Неудивительно, что при подобном тренде очередную таблетку-плацебо от Кэмерона приняли за чистую монету. «Аватар» бьет все рекорды по популярности, киноакадемики готовятся осыпать его «Оскарами», а левая критика и экологические движения воспевают картине осанну и, судя по всему, искренне недоумевают, зачем такой хороший фильм стали рекламировать в «Макдоналдсах».<br />
<br />
Словом, Кемерон в очередной раз блестяще развел всех: как и в случае с «Титаником» (а еще раньше – с «Терминатором-2»), построил себе дорогущую игрушку, реализовал подростковую мечту, заставив зрителей за неё расплатиться. Ибо никто лучше Кемерона еще не научился столь остро чувствовать специфику момента и определять, какого рода пафос сейчас наиболее востребован. А востребован он, к слову, до такой степени, что за него даже Нобелевские премии мира дают.<br />
<br />
При этом – все по-честному. Такой одуряющей, нечеловеческой красоты, коей пропитан «Аватар», мы еще не видели. Да, некоторые находят, что фильм глуповат, но «дура – не дура, а пару лимонов в день наполаскиваю». <br />
<br />
Впрочем, то, что капиталисты и финансовые воротилы много умней своих идеологических противников (левых и экологов) мы догадывались и раньше, наблюдая, как в местах массового слета борцов с глобализмом загодя вырастают сетевые магазины, торгующие презервативами и пивом. Причем никто из антиглобов, конечно, не замечает подвоха, как не заметят его и в том случае, когда под топор пустят очередной гектар амазонской сельвы, чтобы на расчищенной площадке построить очередной кинотеатр и крутить там «Аватар», благо фильм, действительно, отличный. <br />
 </p>
25 Апреля 2016 Украина и Донбасс
На Украине запретили российские сериалы
 На Украине запретили российские сериалы На Украине запрещен показ еще 34 российских фильмов. Такое решение приняло Госагентство по вопросам кино. Перечень вышеупомянутых фильмов был обнародован на сайте ведомства.
22 Апреля 2016 Украина и Донбасс
ОБСЕ нашла на Украине цензуру
 ОБСЕ нашла на Украине цензуру Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) назвала цензурой запрет властей Украины на показ российских фильмов, снятых после 1 января 2014 года. Под ограничение попадали как художественные картины и телесериалы, так и телевизионные передачи.
21 Апреля 2016 Украина и Донбасс
Украинские власти запретили российские фильмы
 Украинские власти запретили российские фильмы Жители Украины не смогут увидеть в эфире местных телеканалов российские фильмы, снятые после 1 января 2014 года. Под запрет попадают как художественные картины и телесериалы, так и телевизионные передачи.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".