Статья
1340 21 декабря 2010 18:07

Следственному комитету ограничат доступ

Госдума приняла во вторник во втором, основном чтении блок законопроектов по созданию единого Следственного комитета  России, сообщает корреспондент «Актуальных комментариев». Пакет был внесен на рассмотрение депутатов президентом Российской Федерации. Этим законопроектом Дмитрий Медведев предложил разделить функции прокурорского надзора и предварительного следствия.  В соответствии с указом президента создается самостоятельный государственный орган — Следственный комитет России.

Владимир Плигин, председатель Комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству, представляя документ ко второму чтению, заявил: «В рамках тех поправок, которые сегодня внесены и которые, возможно, будут приняты Государственной думой, последовательно реализуются принципы, как я уже сказал, разделения следствия и надзора. В рамках же следствия последовательно решаются вопросы ограничения тех действий, которые могли бы, допустим, носить неоправданный характер, с точки зрения влияния на права и свободы человека и гражданина».

Профильный комитет  по конституционному законодательству и госстроительству предложил существенно  доработать президентскую редакцию ко второму чтению - к принятию было рекомендовано 167 поправок. В частности, Госдума лишила членов нового Следственного комитета права беспрепятственного доступа в любые помещения, в том числе, жилища — это была одна из самых резонансных норм.

Как отметил  зампред Госдумы по безопасности Геннадий Гудков, документ, поддержанный в первом чтении, давал членам СК России «огромные полномочия». По его мнению, «при отсутствии достаточных механизмов контроля, эти полномочия могут быть использованы не во благо, а на коррупционной почве». Гудков предложил позволить следователям СК беспрепятственно входить в помещения, где расположены муниципальные и государственные органы власти, и исключить из списка зон «свободного доступа» офисы бизнес-структур.

В проекте оговариваются  также принципы невмешательства в следственный процесс. Предусматривается ответственность за воздействие на работника Следственного комитета в любой форме органов госвласти, органов местного самоуправления, общественных объединений, СМИ, а также должностных лиц. При этом руководитель следственного органа СК и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов.

В соответствии с поправками, работники Следственного комитета получают право на применение, постоянное ношение и хранение боевого ручного стрелкового оружия и специальных средств защиты. Одновременно вводится запрет на их членство в политических общественных объединениях.

Зампред комитета Госдумы России по конституционному законодательству и госстроительству Ирина Яровая сравнила важность законопроекта о СК РФ со значимостью закона о полиции и пояснила необходимость внесенных комитетом поправок.

«Наши поправки связаны с обеспечением надзора  за законностью деятельности следственного  комитета со стороны органов прокуратуры, - сказала Яровая. - Прокурорский надзор за деятельностью следственного комитета является мерой государственного надзора в интересах обеспечения конституционных прав граждан», - отметила парламентарий.

«Учитывая количество поправок, предложенных депутатами ко второму чтению и рассмотренных комитетом, можно сказать, что была проведена большая содержательная работа, которая повлияла на качественную доработку законопроекта», - заключила Яровая.

В настоящее  время следственные функции имеются  у четырех структур: Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ (он расследует тяжкие и особо тяжкие преступления), МВД (расследует основную массу преступлений, кроме особо тяжких), Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (расследует профильные преступления) и ФСБ (в основном расследует дела, связанные с терроризмом, шпионажем и крупной контрабандой).

Идея объединения следствия в одном ведомстве обсуждается уже не первый год. Одним  из ее сторонников является председатель СКП Александр Бастрыкин. Так, в  интервью «Российской газете» он отмечал, что с создание единого следственного органа значительно повысит управляемость следствия по всей стране. «Будут преодолены межведомственные барьеры, неизбежно возникающие при альтернативной подследственности. Сократится сокрытие преступлений и мы получим отчетливую картину криминогенной обстановки в стране, - сказал Бастрыкин. - При этом удастся избежать обвинительного уклона, нередко свойственного следователям в зависимости от принадлежности ведомств, в которых они сейчас работают».

23 сентября на  совещании по вопросам правоохранительной  деятельности президент России Дмитрий Медведев объявил, что на базе СКП будет создан СК. Он пояснил, что органы следствия других ведомств, в том числе МВД, пока останутся самостоятельными. Однако президент не исключил, что в дальнейшем могут быть приняты другие решения. «Главное - не нарушить существующий баланс», - уточнил глава государства.

Как сообщает ИТАР-ТАСС, 7 сентября СКП России отметил три года со дня своего образования. За это время сотрудники Комитета расследовали около 600 тысяч дел по наиболее тяжким видам преступлений - убийствам, изнасилованиям, должностным преступлениям. Около половины расследовавшихся дел были направлены в суд.

Комментарии экспертов

За время, прошедшее с тех пор, как законопроект о Следственном комитете России был рассмотрен в первом чтении, произошли достаточно серьезные события в Москве, которые доказывают необходимость сильной системы федерального следствия, независимой от любых ведомственных и местных влияний. О том же самом свидетельствует продвижение расследования в Кущевской. Если местные начальники или приближенные к ним диаспоры, или любые уличные группировки будут знать, что имеют дело с сильной федеральной системой, а не одной из местных контор, поддающихся давлению, они тоже будут вести себя иначе.

Что касается степени прокурорского  надзора, то и в этом важном моменте  все необходимые во втором чтении поправки должны быть направлены на усиление системы следствия в целом. Должен быть баланс между объемом полномочий Следственного комитета и объемом внешнего контроля над ним, не только прокурорского. Поэтому в интересах общества усилить и то, и другое.

Возможно, что при дальнейшем усилении Следственного  комитета России понадобится также и парламентский контроль со стороны профильного Комитета по безопасности. Все будет зависеть от того, насколько быстро и успешно создаваемое ведомство сможет реализовать полномочия, уже предусмотренные в рассматриваемом законопроекте.

Что же касается качества и эффективности работы федерального следствия, то многое зависит не только от руководства Следственного комитета России, но также от законодательной работы по модернизации и гуманизации УК и УПК. Мы эту работу под руководством президента России достаточно успешно осуществляли в 2010 году и обязательно продолжим в будущем.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".