Статья
1439 15 января 2011 0:00

Следствие стало самостоятельным

В качестве самостоятельной структуры начинает работу Следственный комитет, закон о котором вступает в силу 15 января.

Новый независимый государственный орган создан на базе Следственного комитета при прокураторе и напрямую подчинен президенту.

В его компетенции – тяжкие и особо тяжкие преступления (убийства, похищения людей, изнасилования). СК также будет расследовать преступления, совершенные гражданами с особым правовым статусом – судьями, следователями, адвокатами, депутатами. Кроме того, следователи комитета будут заводить уголовные дела о налоговых преступлениях, которые ранее расследовали в МВД. Комитет будет также рассматривать обращения граждан о правонарушениях, ходатайства по уголовным делам и жалобы на действия следственных органов.

Органы следствия других ведомств пока останутся в прежнем виде. МВД по-прежнему будет расследует основную массу преступлений, кроме особо тяжких, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков  - профильные преступления, а ФСБ  - в основном дела, связанные с терроризмом, шпионажем и крупной контрабандой.

Президент России Дмитрий Медведев, говоря о новой самостоятельной структуре, выразил надежду, что она «будет работать эффективно, результативно и сможет в расследовании целого ряда преступлений добиться лучших результатов, чем это было до того».

Отметим, что одним  из ее сторонников идеи единого следствия являл председатель СКП Александр Бастрыкин. Он убежден, что создание единого следственного органа значительно повысит управляемость следствия по всей стране.

«Будут преодолены межведомственные барьеры, неизбежно возникающие при альтернативной подследственности. Сократится сокрытие преступлений и мы получим отчетливую картину криминогенной обстановки в стране, - сказал Бастрыкин в одном из интервью. - При этом удастся избежать обвинительного уклона, нередко свойственного следователям в зависимости от принадлежности ведомств, в которых они сейчас работают».

Дискуссии по выделению СК в отдельную структуру велись достаточно жаркие, однако соответствующая законодательная база появилась достаточно быстро.

27 сентября 2010 года был подписан Указ президента о создании на базе Следственного комитета при прокуратуре РФ Следственного комитета РФ.  И вот уже в начале 2011 года вступил в силу закон, по которому  комитет приступает к самостоятельной  работе. В штат Следственного комитета вошли 21 тысяча 156 человек, не считая работников военных следственных органов комитета.

«Российская газета», публикуя закон о Следственном комитете, отмечала основные положения, которые регламентируют деятельность этой структуры.

Согласно закону, вмешательство в расследование со стороны органов власти, общественных организаций и СМИ запрещено. Руководители следственных органов и следователи не обязаны давать какие-либо объяснения по тем делам, которые находятся в их производстве.

Сотрудникам Следственного комитета предоставлено право беспрепятственно входить как на территории органов госвласти, местного самоуправления, так и предприятий и организаций. Следователь Следственного комитета по закону имеет полное право беспрепятственно входить в помещения и на земельные участки, которые принадлежат и отдельным гражданам. Но там, где речь идет о правах граждан, для следователей есть оговорка. Так, беспрепятственно можно входить, если у них имеются достаточные основания полагать, что там, за заборами, воротами или дверями совершено или только совершается преступление, указывает издание.

Самым громким делом, которым продолжит занимается Следственный комитет как отдельная структра, стало зверское убийство семьи предпринимателя в станице Кущевская в Краснодарском крае. Название этого населенного пункта стало почти нарицательным.  Этот трагический инцидент послужил отправной точкой для «разматывания клубка» преступлений, совершавшихся организованными преступными группировками в регионе. Кроме того, о проблемах преступности, о масштабах организованной преступности по стране стали говорить во весь голос.

И здесь задача правоохранительных органов, следственных структур стоит не только в том, чтобы бороться непосредственно с криминалом, но и искоренять коррупцию, которая создает такие «благоприятные» условия для нарушения закона.  Речь идет и о коррупции в самих правоохранительных органах, что особенно опасно для общества. В этом смысле выделение Следствия в отдельную независимую структуру должно помочь объективности расследования. 

В то же время одними репрессивными мерами ситуацию с криминалом переломить сложно. Нужна общественная поддержка. На недавнем заседании Совета по борьбе с коррупцией президент России Дмитрий Медведев призвал бизнес к большей сознательности и сообщать о случаях вымогательства.

Как полагают эксперты, в деле борьбы с криминалом, и власть должна проявлять принципиальность и жесткость, и сами люди должны избавляться от криминального сознания.

Комментарии экспертов

Со вступлением в силу закона «О Следственном комитете» у нас наконец должна закончиться кампания по реформированию данной структуры, в которой сосредоточены наиболее квалифицированные следователи в стране. До последнего времени самое серьезное сопротивление вызывало юридическое закрепление разделения следствия и прокурорского надзора (де-факто это произошло еще три с лишним года назад). При этом почти все критики разделения «забывают», что объединение двух инстанций было советской «новацией» и окончательно произошло в середине 1930-х гг., когда госаппарат интенсивно готовился к массовым репрессиям. Объединение следствия и надзора было призвано свести к минимуму потенциальное межведомственное противодействие для того, чтобы «конвейер обвинений» работал максимально оперативно. В большинстве же стран мира следствие и надзор разведены по разным структурам. При этом процесс перманентного реформирования не лучшим образом сказывался на работоспособности следователей. Если человек не знает, что его ждет через 3-6 месяцев, он сто раз подумает, прежде чем взять на себя ответственность и бороться с преступниками, особенно имеющими мощных покровителей в бюрократической среде.

Сейчас существует все предпосылки для того, чтобы Следственный комитет занял свое уникальное место в системе следственных органов. Если милиция традиционно занимается «бытовухой», а ФСБ - преступлениями против государственной безопасности, то СКР прежде всего сосредоточится на борьбе с коррупцией в ее новой форме. Феномен Кущевской показал, что за последние годы на местном и отчасти региональном уровне окончательно произошло масштабное сращивание власти и криминала, которое уже угрожает дееспособности всей государственной машины в целом. Если в «девяностые» четко просматривалось противостояние власти (силовиков) и оргпреступности (конечно, предатели в правоохранительных органах были всегда), то сейчас на местном уровне зачастую трудно понять, где кончается одно и начинается другое.

Это понимает и власть, которая противится попыткам бюрократии списать все грехи на превратившееся в «мальчика для битья» МВД. Например, Путин во время своей последней «прямой линии» в декабре четко сформулировал свой вопрос политическому классу, касаясь событий в Кущевской: «Ведь там разве одна милиция работает? А где прокуратура? А где Федеральная служба безопасности? А где ФСКН - служба по борьбе с наркотиками? А где суды, которые должны были принимать соответствующие решения?».  СКР обладает широкими полномочиями по возбуждению дел в отношении так называемых «спецсубъектов» - бюрократов, занимающих государственные должности и потому пользующихся иммунитетом от судебного преследования. При этом на местном и региональном уровне зачастую именно они выступают если не лидерами, то партнерами и покровителями преступных групп, которые легализовались и выступают под прикрытием бизнес-структур и ЧОПов, как этот происходило в Кущевской. Без уничтожения всей коррупционной вертикали, включая и покровителей преступников во властных кабинетах, бороться с коррупцией бесполезно. Это все равно что косить сорняки на поле - оставшиеся в питательной среде корни быстро дадут новые всходы.

При этом с учетом сложности стоящих перед ним задач обновленный Следственный комитет не так уж и «перенакачан» полномочиями, как это утверждают противники его руководства. В экспертном и медийном сообществе широко распространено заблуждение, согласно которому новый единый следственный орган станет полным аналогом американского ФБР. Однако речь идет об объединении исключительно следствия, в то время как ФБР располагает большим штатом и возможностями для ведения оперативно-розыскной деятельности - от опроса свидетелей и участников преступлений, до наблюдения и задержания подозреваемых. СКР и ранее СКП для получения подобного рода «услуг» вынуждены просить о помощи своих коллег, прежде всего, из ФСБ.

Процессы, которые происходили в сфере преступности в уходящем году, очень сильно связаны с процессом деградации государственного аппарата. Общество воспринимало в этом году резонансные преступления гораздо болезненней, чем в прошедшие годы именно потому, что государство не сумело правильно отреагировать на эти преступления, не сумело восстановить справедливость.

Коррупция государственного аппарата достигает таких вершин, что богатый  и влиятельный человек вполне может рассчитывать на то, что он уйдет от наказания просто потому, что он обладает деньгами, связями и способен «дать на лапу» тем или иным чиновникам. Иначе говоря, основной тренд этого года – это не столько рост преступности, сколько неконтролируемое разрастание коррупции в государственном аппарате.

Госаппарат за прошедшие годы стал настолько коррумпированным, что он не способен бороться с преступностью, напротив, он ее покрывает и потакает ей. Именно этим вызваны все чаще повторяющиеся народные волнения, такие, как например, прошедшие беспорядки на Манежной площади, то есть, мы видим, что беспредел постепенно начинает вызывать протесты в обществе. Причем протесты практически постоянны, напряженность общественная растет. Таким образом, проблема преступности в России сейчас – это проблема государственного аппарата, государственной власти. Потому что есть такое впечатление, что она фактически перестала наказывать преступников.

По наиболее резонансным делам были даны поручения президента, но даже они не выполняются. Например, президент взял под свой особый контроль дело избитого пару месяцев назад журналиста Кашина. Но, как мы знаем, никакого продвижения в этом деле на данный момент нет, не смотря на широко заявленный личный контроль президента, личный контроль генерального прокурора, что, казалось бы, должно было привести к тому, что на раскрытие этого преступления будут брошены лучшие силы, и оно будет раскрыто.

Но, тем не менее, мы видим, что в этой области мало что делается и приказы президента просто не выполняются. При том, что вряд ли преступление – избиение Олега Кашина  - является таким уж необычайно сложным для раскрытия. Поэтому главная проблема – это даже не столько проблема преступности как таковой, сколько справедливости действия государственного аппарата при ее подавлении.

Прошлый год выявил целый ряд проблемных точек, связанных с правосудием. Мы не склонны считать это поводом к какой-то истерии. Напротив, нам кажется, что признание проблемы, ее осознание, это первый шаг к ее разрешению.

 Мы все знаем, что любая преступная среда имеет волновое развитие, бывает, что  преступлений за какой-то период совершается больше, бывает, что и меньше. Это всегда зависит от социально-политической обстановки в обществе, в государстве, неожиданностей здесь быть не может.

На мой взгляд, очень важно, что к концу 2010 года мы стали свидетелями не то, чтобы неожиданного взрыва профессиональной криминальной преступности, мы стали свидетелями падения общества в состояние полного даже не правового нигилизма, а какой-то естественности криминального мышления.

То есть, возникла ситуация, когда некоторой части нашего общества стало казаться, что быть свободным - это значит презирать закон. К сожалению, особенно это касается  молодежи. К слову сказать, среди всего мира мы держим первое место по убийствам в подростковой среде. Вот это ощущение, что быть свободным – значит быть вне закона, наверное, это самый страшный вывод.

И конечно, очень важно понимать, что не столько жесткость закона, сколько обязательность его к выполнению и его соответствие современным криминальным вызовам должно стать главным для реформы правосудия в следующем году.
 

16 марта 2017 Новости  Юревич попал под следствие В Екатеринбурге возбудили уголовное дело о получении взятки в отношении бывшего губернатора Челябинской области Михаила Юревича.  Сам он никак обвинение не комментирует, но в Россию в ближайшее время возвращаться не собирается.  15 марта 2017 Новости  Соратника Немцова подозревают во лжи Экономист Андрей Илларионов провел «Следственный эксперимент» по делу об убийстве Бориса Немцова и обнаружил ряд несостыковок в показаниях соратника Немцова Ильи Яшина. Илларионов выделил три версии и три вопроса, на которые пока нет ответа. 20 июля 2016 Главное  Маркин пообещал очистить ряды СКР Официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин заявил, что ему стыдно за ситуацию, связанную с задержанием высокопоставленных сотрудников ведомства. Их арест бросает тень на все ведомство, отметил представитель СК.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".