Статья
1163 29 марта 2017 12:59

Слепая европейская Фемида

Решение Европейского суда справедливости относительно санкций против «Роснефти» является «незаконным, необоснованным и политизированным». Судебная система ЕС не прошла тест на независимость. Фактически решение Суда доказывает, что в Европе на смену верховенству права приходит верховенство политики. Так в крупнейшей российской нефтяной компании прокомментировали исход процесса.

Для санкций нет оснований

Суд признал законность санкций, несмотря на то, что в ходе процесса Европейский Союз не смог представить каких-либо оснований для их введения.  Акты, которыми приняты санкции, не содержат содержательных аргументов. Ведь «Роснефть» не совершала никаких противоправных действий ни в одной юрисдикции, где она ведет свою деятельность, включая Украину, и не оказывает влияния на политические и экономические процессы, происходящие в этой стране. Компания не имеет отношения к кризису на Украине. Следовательно, в решении Суда о законности санкций нет никакой логики.

К тому же следует напомнить, что существующие законы ЕС запрещают применение направленных санкций без уведомления объекта санкций о причинах таковых.

Некоторые обозреватели отмечают, что генеральный адвокат европейского суда справедливости бельгиец Мельхиор Вателет, публично рекомендовавший суду признать санкции против «Роснефти» обоснованными, связан с НАТО и ЦРУ и во времена холодной войны был задействован в тайной операции  по дискредитации и вытеснению коммунистов из властных структур и созданию сети так называемых «остающихся в тылу» натовских групп.

Контракты как объект для шантажа

«Роснефть» является международной публичной компанией, акции которой торгуются на российских и международных биржевых площадках. Среди акционеров «Роснефти» - десятки тысяч частных лиц, в том числе иностранцев. Практически половина акций Компании принадлежит международным акционерам. Политически мотивированные санкции наносят им серьезный ущерб: мешают эффективной работе менеджмента, ограничивая доступ к финансовым рынкам и создавая препятствия для реализации перспективных проектов.

Принцип обязательности исполнения договора «pacta sunt servanda» является незыблемым фундаментом деловых отношений в Европе и не должен нарушаться в связи с  сиюминутной политической конъюнктурой. «Роснефть» соблюдает ключевые принципы рыночных отношений и исходит из того, что стороны обязаны выполнять заключенные контракты, которые не могут становиться предметом политического давления и шантажа.

Как бы то ни было, суд отказался признать тот факт, что односторонние экономические санкции по определению ограничивают торговлю и противоречат действующим положениям Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и ЕС, подписанного в 1994 году. Решение ЕС о введении санкций, фактически, является легитимированным отказом от своих международно-правовых обязательств.

В соответствии с установившейся судебной практикой, данное Соглашение является обязательным для институтов ЕС и может служить основанием для оспаривания частными лицами и компаниями актов ЕС. Кроме этого, санкции нарушают положения Соглашения о свободной торговле и инвестициях (договор ВТО).

Санкционный бумеранг

Суд не принял во внимание, что санкции имеют обратный эффект: они наносят экономический ущерб европейским партнерам «Роснефти», производящим технологическое оборудование, европейским банкам и инвестиционным фондам, которые сотрудничали с «Роснефтью» по кредитным соглашениям и стремились инвестировать в развитие российской нефтяной промышленности. При этом следует отметить, что «Роснефть» всегда была надежным партнером для европейских компаний, обеспечивала бесперебойные поставки нефти в Европу, полностью выполняя обязательства по долгосрочным контрактам. Ни одна другая российская компания не сотрудничала так тесно с американскими и европейскими грандами. У «Роснефти» сложились тесные связи с ExxonMobil, Statoil, BP, Eni, Pirelli, General Electric и т.д. И санкции стали искусственным вмешательством в живые ткани международного сотрудничества.

Метод конкурентной борьбы

По мнению компании, санкции являются методом конкурентной борьбы и нацелены на создание рисков для бизнеса: «Суд отказался признать, что санкции ЕС были приняты, в том числе, для достижения скрытых целей и в действительности являются способом конкурентной борьбы», - заявили в «Роснефти».

Ограничения, поводом для которых послужило присоединение Крыма к РФ, касаются таких вопросов как доступ нефтяных компаний на международные финансовые рынки, нефтедобыча на арктическом шельфе, разработка трудноизвлекаемых запасов, глубоководных и сланцевых месторождений.

Компания считает, что санкции, которые были введены против неё странами ЕС, в первую очередь, нацелены на то, чтобы помешать реализации значимых проектов и создать таким образом преференции для других игроков  на нефтяном рынке. В «Роснефти» убеждены, что санкции объясняются стремлением увеличить для России риски ведения бизнеса и создать необходимые предпосылки для вытеснения российских компаний из азиатско-тихоокеанского региона, где постоянно растет уровень энергопотребления.

Совет ЕС превысил полномочия

На данном историческом этапе Совет ЕС (орган, в который входят лидеры национальных правительств) готов отказываться от обязательств, закрепленных в международных договорах, объясняя это соображениями общеевропейской безопасности. Именнно этот институт, согласно Лиссабонскому договору о реформе ЕС, формирует «общую внешнюю политику» и имеет право принять любое политически мотивированное решение, которое, как мы видим, не может быть оспорено в наднациональных институтах, в том числе и в Суде ЕС.

Совет ЕС превысил свои полномочия, приняв вместо политического решения – нормативный акт. Приняв законодательный акт, Совет ЕС нарушил основополагающие принципы функционирования ЕС.

По вопросам, связанным с Общей Внешней Политикой и Политикой Безопасности (ОВПБ) решения принимаются единогласно на основании Договора о Европейском Союзе.  Такие решения являются политическими и должны устанавливать основные принципы, касающиеся ОВПБ. Дальнейшие положения, связанные с практической реализацией решения, разрабатываются Еврокомиссией и другими органами ЕС и принимаются на основании Договора о функционировании Европейского Союза.  В случае санкций ЕС относительно России, Совет ЕС принял настолько детализированное решение, что оно фактически подменяет собой законодательный акт.  Таким образом, Совет ЕС проигнорировал законодательную процедуру и узурпировал полномочия, исключив из процедуры принятия нормативных актов другие органы ЕС.

Фактически, дело «Роснефти» поднимает фундаментальный вопрос о системе распределения властей в ЕС, противоречиях между наднациональными и межгосударственными институтами. Когда решения органа исполнительной власти, фактически, нарушают контрактные права – что это, как не разрушение устоев европейской правовой системы?

Европейский Суд в данном случае не стал противиться юридическому произволу, который объясняется «интересами общественной безопасности». Суд отказался пересматривать политизированные решения Совета ЕС, которые были приняты с целью оказать давление на государство, но нанесли при этом ущерб частным компаниям и лицам, не имеющим отношение к предмету политических противоречий.

Иранские прецеденты

Суд проигнорировал существующие собственные прецеденты, когда решение о санкциях ЕС было пересмотрено этим же судом в связи с отсутствием веских аргументов. Например,  иранские банки, включенные в санкционный список Евросоюза, успешно обжаловали постановление ЕС. Суд признал, что они  не связаны с  ядерной программой ИРИ, которая была объектом санкций, а наличие тесных связей с иранским государством не является достаточным аргументом для их включения в список.

В сентябре 2014 года Европейский суд общей юрисдикции признал незаконной заморозку активов Центробанка Ирана, поскольку основания, представленные Советом ЕС, были слишком «туманными и лишенными деталей». Иранские прецеденты закрепили в европейском правовом поле принцип, согласно которому санкции должны иметь доказательную базу и четкие формулировки.

Дело «Роснефти» отличается от дел с участием иранских банков прежде всего тем, что в случае иранских банков санкции применялись к лицам, которые обвинялись в противоправных действиях.  Лица, которые не принимали участия в противоправных действиях, но попавшие в список, имели право требовать исключения из этого списка.  В случае «Роснефти» ситуация противоположная – ни в Актах, которыми введены санкции, ни в судебных документах никто не утверждает, что Компания замешана в каких-то незаконных действиях.  Напротив, все участники дела согласны, что «Роснефть» не нарушала законов, и ей, по сути, приходится возражать против обвинений, которые никто не выдвигал, и против самого принципа (нового для ЕС) – взятия заложников, среди коммерческих компаний, с целью нанесения ущерба другому государству.

​Ещё одним примером отмены санкций является успешное их обжалование рядом украинских граждан.  Эти граждане добились исключения из санкционных списков подозреваемых в присвоении и незаконном переводе украинских государственных средств в связи с недоказанностью обвинений.  Это, кстати, стало свидетельством того, что «крымские» санкции, в целом, составлены наспех и не имеют продуманной юридической базы.

Несмотря на то, что убедительная аргументация незаконности санкционных мер, предоставленная Компанией в Суде справедливости ЕС, была фактически проигнорирована, «Роснефть» продолжит последовательно защищать интересы своих акционеров, в том числе и от влияния неправомерных санкционных ограничений, используя все имеющиеся в ее распоряжении  правовые инструменты.

Автор:
____________

Читайте также:
1 марта 2024 Новости  Антироссийские санкции: перспективы экономики РФ Новые санкции, введенные администрацией Байдена и нацеленные на лиц, связанных с заключением Навального (внесен в перечень экстремистов и террористов), а также на финансовый и оборонный сектора России, не достигнут своих целей, считает директор по оборонным и внешнеполитическим исследованиям американского аналитического центра Cato Institute Джастин Логан.  21 февраля 2024 Новости  Евросоюз утвердил новый пакет антироссийских санкций Послы стран Евросоюза согласовали 13-й пакет антироссийских санкций, сообщило бельгийское председательство в Совете ЕС.  8 сентября 2023 Новости  Основной инструмент политики США: американские эксперты о санкциях Санкции являются «важнейшим внешнеполитическим инструментом» США, говорится в докладе, подготовленном группой экспертов американского аналитического центра Center for a New American Security (CNAS). По их словам, в прошлом году США в целом значительно расширили санкционную политику.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".