Статья
3301 4 сентября 2012 13:39

Служить государству до 70 лет

Сегодня президент Владимир Путин внес в Государственную думу законопроект, который предполагает продление рабочего возраста государственных служащих до 70 лет.

Законопроект вносит изменения в закон «О государственной гражданской службе» изменения, сообщила во вторник пресс-служба Кремля.

«В целях сохранения на гражданской службе высококвалифицированного руководящего кадрового состава законопроектом предусматривается, что федеральному государственному гражданскому служащему, замещающему должность категории "руководители", относящуюся к высшей группе должностей, срок гражданской службы может быть продлен по решению президента Российской Федерации до достижения возраста 70 лет», - говорится в комментарии к законопроекту.

«Реализация предлагаемого законопроектом подхода соответствовала бы общей тенденции, закрепленной законодательством Российской Федерации в отношении судей, прокурорских работников и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, предельный возраст пребывания которых в занимаемых должностях составляет 70 лет», - отмечается в документе.

В нем напоминается, что в настоящее время федеральным законом от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлен предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе 60 лет.

При этом частью 1 статьи 251 федерального закона предусмотрено, что гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, срок гражданской службы с его согласия может быть продлён по решению представителя нанимателя, но не свыше чем до достижения им возраста 65 лет, а гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы категории «помощники (советники)», учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность, - до окончания срока полномочий указанного лица.

Таким образом, в настоящее время лицам, замещающим должности категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей, и являющимся наиболее опытными и высококвалифицированными работниками, срок гражданской службы не может быть продлен свыше 65 лет. 

Напомним, в июне 2010 года Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост главы государства, зафиксировал предельный возраст госслужащего - 60 лет, разрешив в порядке исключения продлевать контракты с чиновниками до 65 лет. 

Отметим, что новому президенту Владимиру Путину 7 октября текущего года исполнится 60 лет. 

Между тем из 11 советников Путина пятерым уже за 60, а Вениамину Яковлеву 70 лет. Скоро за границей установленного Медведевым предельного возраста окажутся полпреды Виктор Ишаев, Виктор Толоконский, Владимир Устинов, помощники президента Андрей Фурсенко и Юрий Ушаков, предполагают СМИ. 

Эксперты прокомментировали «Актуальным комментариям» законодательную инициативу Владимира Путина о расширении до 70 лет возрастных границ выхода на пенсию государственных служащих.

Комментарии экспертов

Сама ситуация, конечно, неутешительная. Продлевать рабочий возраст госслужащих приходится, если объективно посмотреть, не от хорошей жизни. Дело в том, что за двадцать лет у нас не сложилось ни в масштабах страны, ни даже в масштабах большинства регионов и муниципалитетов того, что в советские времена называлось управленческой, аппаратной школой. 

У нас во власти, если брать людей не советского периода, в лучшем случае бизнесмены, то есть по определению негосударевы люди. А люди с менталитетом подлинных чиновников – это в подавляющем большинстве люди еще советской закалки. И это те люди, которые умеют работать. Они могут быть коррумпированы, где-то очень коррумпированы, но все равно они остаются государственниками и думают не только о набивании собственного кармана, но и о каких-то более содержательных, важных, принципиальных, подлинно государственных вещах. 

А те, кто идет вслед за ними – они такими «глупостями» не заморочены, 90% из них – это хапуги. Поэтому, конечно, нужно использовать все возможности для того, чтобы задержать во власти людей советской закалки, потому что теперь таких чиновников уже не делают.

Решение о том, что чиновники, занимающие руководящие должности, могут работать до 70 лет, будет иметь и позитивный, и негативный характер. Позитивный момент в том, что это даст возможность власти сохранять у рычагов управления, с одной стороны, лояльные, с другой стороны, профессиональные кадры. Это позволит более гибко подходить к кадровым вопросам.

В тоже время такого рода решение может породить напряженность в бюрократических слоях второго-третьего звена. То есть это бюрократия возрастной категории от 30 до 50 лет. Они могут усмотреть в этом решении угрозу своим интересам. Дальнейшее пребывание чиновников в своей должности после достижения предельного возраста означает, что они занимают чье-то место.

Иными словами, на это место могли бы претендовать представители более молодого поколения. Это может породить определенную напряженность в бюрократической чиновничей среде, и могут возникнуть относительные недовольства. Конечно, чиновник свое недовольство предпочитает скрывать, но иногда даже и латентное недовольство представителей бюрократии может породить серьезные проблемы для власти.  

Проблема кадров - огромна. Как человек, который на госслужбе работал шесть лет, могу сказать, что найти подходящие кадры для этой сферы очень трудно. Но в первую очередь кадровый голод касается даже не столько госслужбы, сколько муниципального чиновничества. Там самая страшная у нас кадровая проблема. В главы районов выбирают кого угодно - и судимых, и алкоголиков. 

Впрочем, это неудивительно, учитывая завышенные требования к муниципальным начальникам. Постоянная критика, постоянные обвинения и при этом высокие запросы. Взять хотя бы последние законы о том, что чиновники обязаны в течение двух недель отвечать на все письма граждан, прибавить к этому довольно низкие зарплаты, и тогда станет понятно, почему из госслужбы вымываются по-настоящему квалифицированные кадры, особенно молодого возраста. Вот как раз шестидесятилетние и семидесятилетние пенсионеры там сидят, потому что им уже особо стремиться некуда, а двадцати-тридцатилетних такая работа не устраивает категорически, и они уходят. 

Путин внес правильный законопроект. Но в то же время нужно сказать, что эта мера не должна быть единственной. Для укрепления авторитета госслужбы нужны еще и другие законопроекты. Это не панацея, но правильная мера.

Нам нужно укреплять систему образования, потом зарплату повышать, всевозможные социальные гарантии давать чиновникам и т.д. и т.п.  И нужно работать с общественным мнением в том смысле, что по крайней мере на государственных СМИ необходимо прекратить любые оскорбления в адрес чиновников, прекратить оголтелую обезличенную критику. Оппозиционные СМИ, естественно, не успокоятся, а вот с государственными надо что-то делать, потому что они создают существенный моральный климат в чиновничьей среде. 

Каждый человек, работая по своей профессии, должен испытывать если не гордость, то хотя бы иметь ощущение, что он приносит какую-то пользу обществу. А если ты работаешь в обстановке тотального презрения, такая деятельность не может быть эффективной. Дети чиновников приходят из детского сада и говорят тебе: «Папа, ты чиновник – и это плохо, ты, наверное, взятки берешь». Не дело, чтобы дети стеснялись родителей-госслужащих. Так что государство должно своих людей не предавать, а поощрять. 

Ограничения по возрасту, которые были введены еще в советские времена и которые касались всех до исключения работников, от низшего до высшего звена, сейчас в достаточно серьезной мере устарели.

Продолжительность жизни наконец-то превысила советский уровень, и формат работы высших чиновников, да и общества в целом, серьезным образом изменился. Если раньше людей насильно выталкивали на пенсию, то сейчас использование кадрового потенциала, использование рядовых резервов является важной составляющей при нашем демографическом кризисе.

И в этом контексте предоставление как рядовым гражданам возможности свободного выбора срока, когда им уходить на пенсию, так и чиновникам возможности продолжать работу после 60 лет, является вполне естественным. 

Здесь не стоит искать какие-то подводные камни. Это приведение положения дел в сфере занятости в стране в соответствии с общим направлением.  

Поддержание и сохранение квалифицированных кадров, а с другой стороны, обновление кадрового состава тех или иных министерств и ведомств - это вопросы, которые друг другу противоречат. 

На данный момент существует возможность продления срока государственной службы, в том числе отдельного срока продления военной службы, однако решения эти должны приниматься персонально, практически на самом верху. 

Предлагается вполне адекватная ситуация, когда компетентные люди могут оставаться на государственной службе до срока, однако это решение принимается не автоматически, а носит более персональный характер. 

Хорошо, если по каждому из этих случаев принималось бы персональное решение руководителем того министерства, агентства или ведомства, на службе в котором находится тот или иной человек. При этом можно было бы более точно и более выверенно принимать данные решения. Существует кадровый резерв людей, компетенцию которых достаточно сложно дублировать, которые во многом уникальны. И на данный момент у ряда министерств и ведомств есть определенный возрастной провал. 

В дальнейшем, когда этот провал будет ликвидирован, можно вернуться к ситуации, которая жестко регламентирует возрастной ценз. 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".