Смена власти в Башкирии
Наиболее резонансным событием в региональной политике стала досрочная смена власти в Башкирии: получив гарантии имущественных интересов, а также символически важную государственную награду (орден «За заслуги перед Отечеством»), свой пост оставил Муртаза Рахимов. Уход с должности одного из политических «тяжеловесов» в составе губернаторского корпуса актуализировало экспертную дискуссию о возможности дальнейшей ротации кадров и смещения с постов глав регионов оставшихся еще со времен президентства Бориса Ельцина «долгожителей». Стоит учесть, что кадровая политика Дмитрия Медведева предполагает обновление руководящих кадров в целях повышения эффективности управления, в том числе, в субъектах федерации. Максимально допустимым для губернатора (в том числе, успешного) негласно признается руководство регионом в течение 4 сроков действия полномочий. Однако Центр решает вопросы обновления кадров «адресно», с учетом специфики стожившейся в том или ином регионе ситуации. До конца текущего года ротация может затронуть руководство республик Калмыкия и Мордовия, остается актуальной проблема смены власти в Москве, но этот вопрос может быть решен в более отдаленной перспективе.
Досрочная смена власти в Башкирии обусловлена федеральными приоритетами. Интересам Центра соответствует реформирование сложившегося в регионе властного режима в направлении большей «открытости» и лояльности федеральным инициативам. Также важнейшая задача - обеспечение стабильности в регионе в период подготовки и проведения федеральных парламентской и президентской избирательных кампаний 2011-2012 гг. Досрочная смена власти позволит преемнику Рахимова своевременно войти в курс актуальных проблем региона и сосредоточить в своих руках рычаги управления.
После отставки Рахимова временно исполняющим обязанности президента Башкирии был назначен топ-менеджер энергетической компании «РусГидро», бывший руководитель Федерального агентства водных ресурсов Рустэм Хамитов. Его кандидатура и была предложена Дмитрием Медведевым для наделения полномочиями главы региона. Это компромиссное кадровое решение, которое соответствует интересам как Центра, так и сложившихся в регионе групп влияния. Будучи выходцем из региона и представителем «титульной» этнической группы, Хамитов имеет богатый опыт управленческой работы (и на республиканском, и, что немаловажно, на федеральном уровне власти), а также налаженные связи с представителями местной элиты. Во время работы в регионе нынешний врио президента не был принципиальным оппонентом Муртазы Рахимова (последний достаточно жестко подавлял политическую оппозицию, выстраивая режим личной власти), но не является и представителем властного «клана», члены которого руководили республикой с начала 1990-х гг. и были фигурантами целого ряда уголовных дел. Эти факторы, вероятно, учитывались в процессе «торга» между Центром и региональным руководством по кадровому вопросу: Рахимов не высказал возражений против кандидатуры Хамитова, а федеральная власть сделала первый шаг к обновлению башкирской администрации.
В Карелии состоялась вполне предсказуемая смена власти: преимущественные шансы на получение поста главы региона изначально были у Андрея Нелидова, который обладает необходимым опытом управленческой работы и имеет налаженные связи с представителями местной элиты. Также в списке «Единой России» были кандидатуры депутата Госдумы Виктора Кидяева и премьер-министра республики Павла Чернова, однако их политический «вес» ниже, поэтому конкурентной борьбы между кандидатами фактически не было.
Кандидатура Нелидова, который ранее занимал пост представителя Карелии в Совете Федерации, соответствует и возрастным (ему 53 года), и профессиональным критериям федеральной кадровой политики. Новый глава республики имеет значительный опыт управленческой работы и в административных (администрация Ленинградской области), и в бизнес-структурах (учредитель ЗАО «Лесная биржа», был гендиректором ОАО «Беломорско-Онежское пароходство»).
Актуальные политические задачи, которые стоят перед новым руководством Карелии, включают, в первую очередь, обеспечение политической стабильности в регионе и преодоление таких проблем, как низкая популярность власти среди населения, раздробленность и конфликтность элиты и негативная динамика социально-экономического развития. Выбор в пользу представителя «Единой России» закономерен: «партия власти» заинтересована в укреплении своих позиций в регионе со значительным потенциалом протестного голосования. С учетом стратегической важности грядущих избирательных кампаний меры по стабилизации политической ситуации потребуется принять оперативно: помимо выборов в Госдуму, в октябре 2011 г. планируется формирование нового состава законодательного собрания республики, и «расклад сил» внутри региональной элиты, вероятно, непосредственным образом повлияет на итоговую расстановку политических сил.
Президент Чувашии Николай Федоров, для которого следующий срок стал бы уже пятым по счету, в список «Единой России» не вошел. В данном случае его собственная инициатива (Федоров обратился к генсовету «Единой России» с просьбой не рассматривать его кандидатуру) отражает правильное понимание политического «сигнала» Центра. Учитывая приоритеты федерального курса, включающие систематическое обновление кадров в целях повышения эффективности управления, добровольный отказ от пролонгации полномочий удивления не вызывает, тем более, что Федоров, имеющий репутацию успешного руководителя, может рассчитывать на продолжение политической карьеры на федеральном уровне власти. В Чувашии вероятна смена власти по принципу преемственности: в список, представленный руководством «партии власти» на рассмотрение президента, вошли вице-премьер республики Михаил Игнатьев, премьер-министр Нина Суслонова и главный федеральный инспектор Руслан Тихонов. Первые два кандидата – члены «команды» Федорова, один из них, вероятно, и займет руководящий пост.
Оксана Гончаренко, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев