Статья
2810 16 июля 2010 12:00

Смена власти в Башкирии

Президент России Дмитрий Медведев согласился с предложенными «Единой Россией» кандидатурами на пост главы Башкортостана.

Дмитрию Медведеву 16 июля было предложено четыре кандидатуры на пост президента республики.

Это - член Совета Федерации РФ Рудик Газизович Искужин, главы администрации Уфы Павел Качкаев, глава Национального банка Башкортостана Рустэм Марданов и врио президента Башкирии Рустэм Хамитов.

«Данные кандидатуры были выбраны нами по итогам состоявшегося в партии обсуждения», - отметил ранее председатель Высшего совета партии Борис Грызлов.

Ранее стало известно, что Кремль и «Единая Россия» провели консультации по выдвижению партией кандидатур на пост президента Башкирии после отставки Муртазы Рахимова.

По итогам проведенных в четверг консультаций первый заместитель руководителя администрации президента РФ Владислав Сурков подчеркнул, что «в ходе общения достаточно подробно обсуждалась ситуация в Республике Башкортостан. Были выслушаны предложения от партии».

Председатель Высшего совета партии Борис Грызлов, в свою очередь, отметил, что для «Единой России» крайне важно, чтобы на должность главы исполнительной власти Башкирии был назначен профессиональный, эффективный человек.

«Разговор состоялся содержательный, его итогами мы удовлетворены. Окончательное решение - за президентом страны», - отметил Грызлов.

Напомним, что 15 июля президент РФ Дмитрий Медведев принял отставку главы Башкирии Муртазы Рахимова. «Я получил ваше заявление и, принимая решение о его удовлетворении, хотел бы сказать несколько слов», - сказал Дмитрий Медведев на встрече с Муртазой Рахимовым.

Он поблагодарил Рахимова за работу, проделанную на посту президента Башкирии. «Под вашим руководством Башкортостан развивался долгое время и сейчас это хорошо развитая в целом, с высоким уровнем жизни, наша республика - субъект РФ», - отметил президент РФ, добавив, что это касается и деревни, и города.

Дмитрий Медведев от имени Российского государства выразил благодарность за ту огромную работу, которую Рахимов проделал на посту главы Башкортостана. Он добавил, что Рахимов руководил Башкортостаном в очень сложные годы, «сейчас все нормально, даже несмотря на кризис, но в 90-е годы было очень сложно», и то, что удалось, по словам президента, предотвратить самые трудные сценарии, в этом заслуга Рахимова.

«И отмечая эту заслугу, я хотел бы сообщить вам, что я подписал указ о награждении вас, как руководителя Башкортостана, высшим орденом Российской Федерации - Орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени. Я надеюсь, что вы и дальше будете служить своей республике, будете служить Российской Федерации, но, естественно, может быть, по мере сил в соответствии с теми планами, которые у вас есть. Их, я думаю, мы тоже с вами сегодня обсудим», - сказал президент РФ.

Муртаза Рахимов после ухода с поста президента Башкирии намерен в силу возможностей оказывать помощь республике. Рахимов также отметил, что заслуга в процветании Башкортостана не только его, но и также федеральных властей, поскольку была своевременная поддержка федеральных органов, в том числе в 90-е годы. «В целом без поддержки федеральных органов в регионах решать многие проблемы нельзя», - сказал он, добавив, что уровень жизни в стране повысился, а деревни и города стали неузнаваемы.

Встреча Дмитрия Медведева с Муртазой Рахимовым проходила в госрезиденции «Бочаров ручей».

Муртаза Рахимов родился 7 февраля 1934 года в деревне Таваканово Кугарчинского района Башкирской АССР. После окончания в 1956 году Уфимского нефтяного техникума он начал свою трудовую деятельность оператором на Уфимском нефтеперерабатывающем заводе. Окончил Уфимский нефтяной институт в 1964 году.

С 1990 по 1993 год Рахимов - председатель Верховного Совета республики.

12 декабря 1993 года Рахимов избран первым президентом Башкирии. 14 июня 1998 года переизбран на второй срок. 21 декабря 2003 года в третий раз избран президентом республики. В октябре 2006 года Рахимов был вновь утвержден в должности президента Башкирии по представлению президента РФ.

На этой неделе стало известно, что Рахимов, полномочия которого на посту президента Башкирии истекают в октябре 2011 года, начал консультации с Кремлем по возможным кандидатурам на пост следующего главы региона.

Между тем Госсобрание - Курултай Башкирии на внеочередной сессии сразу в трех чтениях приняло законопроект, предусматривающий личную, имущественную и финансовую гарантии президенту республики после завершения исполнения им обязанностей главы региона. Предложения о соответствующих изменениях в закон было внесено правительством Башкирии.

Как следует из указа Дмитрия Медведева «О досрочном прекращении полномочий президента республики Башкортостан», временно исполняющим обязанности президента Башкирии назначен Рустэм Хамитов.  До настоящего времени являлся он заместителем председателя правления ОАО «РусГидро».

Врио президента Башкирии Рустэм Хамитов уже заявил, что в своей работе на этом посту намерен ориентироваться прежде всего на людей, живущих и работающих в республике.

«Я буду ориентироваться на людей, живущих и работающих здесь. Может, приглашу кого-то и извне, но это будет редкое исключение и их позиции не будут главными», - сказал Хамитов на встрече с редакторами ведущих СМИ Башкирии. Хамитов заявил о намерении работать в открытом информационном режиме, завести свой блог в интернете, часто общаться с журналистами, представителями общественных организаций. Главной своей задачей он назвал «достойное прохождение достаточно сложного переходного периода».  

Хамитов отметил также,  что находится в «постоянном контакте и в хороших добрых человеческих отношениях» с экс-президентом республики. «Я знаю Муртазу Губайдулловича 20 лет, у нас нет никаких антагонистических противоречий, мы хорошо понимаем друг друга, я отношусь к нему как к старшему товарищу, у нас добрые спокойные отношения», - отметил он.  По словам Рустэма Хамитова, «Муртаза Рахимов остается здесь, на родине, в республике».
 

Рустэм Закиевич Хамитов родился 18 августа 1954 года. В 1977г. окончил МВТУ им. Н.Э.Баумана по специальности «Инженер-механик».

В 1990-1993 гг. - председатель Комиссии по экологии и рациональному использованию природных ресурсов президиума Верховного Совета Башкирской АССР. В 1993-1994 гг. - директор Института проблем прикладной экологии и природопользования Республики Башкортостан. В 1994-1998 гг. - Министр охраны окружающей среды, природных ресурсов и по чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан. В 1998-1999 гг. - Министр по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан.

В 1999-2000 гг. - руководитель Департамента предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС России. В 2000-2003 гг. - Главный федеральный инспектор по Республике Башкортостан аппарата полпреда президента РФ в Приволжском федеральном округе.

В 2003 году - руководитель Межрегиональной инспекции № 4 МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам г. Москва. В 2003-2004 гг. - начальник управления крупнейших налогоплательщиков МНС РФ. В 2004-2009 гг. - руководитель Федерального агентства водных ресурсов.

С июля 2009 года - член правления ОАО «РусГидро».

Отметим также, что внеочередная сессия Госсобрания-Курултая Башкирии состоится 19 июля в 10:00 по местному времени, сообщила пресс-служба республиканского парламента в пятницу.

Повестка дня заседания Госсобрания не сообщается.

Источник в республиканского парламенте сообщил агентству «Интерфакс-Поволжье», что, предположительно, на сессии депутатам будет представлена на утверждение кандидатура нового президента Башкирии, выбранная президентом РФ из представленного партией «Единая Россия» списка кандидатов.

Комментарии экспертов

Рустэма Хамитова можно назвать кандидатурой компромиссной, он не является альтер-эго Рахимова, его преемником, но так или иначе он устраивает и федеральную власть, и Башкирию.

Сейчас в республике появляются три интриги.

Первая интрига: сохранится или нет специфическая избирательная система, которая была в Башкирии, и которая обеспечивала хорошее голосование за представителей власти, при этом, не стесняясь некоторых условностей выборного законодательства?

Вторая интрига касается перспективы того авторитарного режима, который был установлен Рахимовым, начнется ли его демонтаж и некоторое оздоровление политической ситуации.

Третий интересный момент заключается в том, станет ли политическая и экономическая ситуация в Башкирии, крайне закрытой  от Москвы, более прозрачной для федеральной власти.
 

Я думаю, что Кремль заинтересован в дальнейшем обновлении управленческой элиты в регионах. Это обновление будет происходить, прежде всего, за счет политических тяжеловесов, т.е. региональных политических деятелей, которые занимают свои должности несколько сроков подряд. О том, что количество сроков пребывания у власти региональных боссов должно быть ограничено, президент Медведев заявлял уже неоднократно.

Наиболее яркие деятели такого рода - это Муртаза Рахимов и Юрий Лужков. Рахимов под очевидным влиянием федерального центра отказывается от притязаний на 5 срок. Те ресурсы, которыми Рахимов располагал, постепенно уменьшались: нефтехимический комплекс Башкирии перешел под контроль других структур. Помимо этого резко ослабло влияние сына Рахимова, которому пришлось покинуть депутатское кресло. Процесс этот совершенно неуклонный и вопрос заключается лишь в том, когда и в каком формате это будет происходить.

Существует несколько моделей, по которым может происходить смена власти. Принципиально все они сводятся к двум основным вариантам: преемническому и варяжскому – назначение ставленника федерального центра. Тяжеловесы настаивают на преемнической модели, а федеральный центр - на варягах. Чистое преемничество невозможно – продолжение политики, проводившейся в республике долгие годы, означало бы усталость населения. Люди должны знать, что происходят перемены, что власть прислушивается к тем сигналам, которые они ей посылают. Чисто варяжский вариант агрессивного навязывания федеральным центром своих представителей, тоже малопродуктивен, поскольку может настроить против ставленника региональные элиты. Поэтому оптимальный путь - это представитель Кремля, известный федеральный чиновник, при этом хорошо знакомый с делами соответствующего региона и способный выстроить нормальные отношения с местной элитой. Такой промежуточный вариант кажется мне наиболее оптимальным для обеспечения неконфликтной смены власти.

Предыдущий же руководитель субъекта федерации может занять при этом какой-то значимый пост: сенатора, советника президента, а может быть введен специальный пост, как это было сделано в Татарстане.

Отставка Муртазы Рахимова показывает курс на обновление руководящих кадров в регионах и повышение эффективности управления. Мы можем прогнозировать, что этот курс будет продолжен в конце этого года и в начале следующего. Те главы регионов, которые долгое время находятся на своих постах,  будут постепенно уходить с должностей.

В ближайшее время, в августе-сентябре, будет решаться вопрос о таких долгожителях как Кирсан Илюмжинов в Калмыкии и Николай Меркушкин в Мордовии. Скорее всего, и в том, и в другом случае произойдет смена власти, но по разным сценариям.

 Что касается Башкирии, то мы прогнозируем выдвижение на пост главы республики человека, который обязательно будет знать ситуацию в регионе, возможно, будет выходцем из региона, обладающий опытом работы в Башкирии, связями с местной элитой, а также опытом работы на федеральном уровне.

Центр заинтересован в том, чтобы новый политический режим в Башкирии был более открытым, более лояльным федеральным инициативам, и ключевой задачей нового руководителя будет обеспечение стабильности и системного сценария федеральных избирательных кампаний 2011-2012 гг.

 

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".