Статья
16 Августа 2012 13:52

Сменить тональность отношений

Сменить тональность отношений
Фото: Shutterstock

<div><strong><a href="http://actualcomment.ru/news/46961/">Патриарх Московский и всея Руси Кирилл впервые прибыл в Польшу с официальным визитом.</a> Глава РПЦ надеется убедить россиян и поляков простить друг друга.</strong></div>
<div> </div>
<div>Визит продлится четыре дня – с 16 по 19 августа. Пригласил патриарха Кирилла в страну, с которой на протяжении веков у России складываются непростые отношения, предстоятель Польской православной церкви митрополит Савва.</div>
<div> </div>
<div>Как признался сам глава РПЦ, «за всю историю ни разу патриарх Московский и всея Руси не ступал на польскую землю в качестве патриарха». При этом он отметил, что до патриаршества не раз бывал в Польше.</div>
<div> </div>
<div>Как сообщил СМИ представитель московской патриархии Николай Балашов, последний раз предстоятель Русской православной церкви был на территории этой страны около 100 лет назад – тогда визит наносил патриарх Тихон. В католической церкви страны уже предположили, что этот визит многим не понравится.</div>
<div> </div>
<div><a href="http://actualcomment.ru/news/46943/">В преддверии визита в интервью польским СМИ патриарх Кирилл высказал убежденность, что пришло время для России и Польши открыть новую страницу в истории взаимоотношений двух стран.</a></div>
<div> </div>
<div>«Необходимо сменить саму тональность отношений между нашими странами и народами. Чтобы сменить эту тональность, нужно произнести одно слово: "прости"», - цитирует «Интерфакс» патриарха.</div>
<div> </div>
<div><strong>Предстоятель подчеркнул, что прощение не является забвением.</strong></div>
<div> </div>
<div>«Мы не забываем об истории и надеемся, что в новом климате, который породит это слово, будут работать ученые, историки, не пытаясь использовать исторические факты для дальнейшего разжигания ненависти, вражды, отчуждения, но именно в контексте примирения двух народов смотреть на наше сложное драматическое прошлое», - подчеркнул он.</div>
<div> </div>
<div>Как отметил патриарх, «накопилось много всего за эти столетия».</div>
<div> </div>
<div>«В тот момент, когда мир глобализируется, когда земной шар превращается в одну большую квартиру, развиваются экономические отношения между нашими странами и будут развиваться, что делать с этим багажом? Ностальгировать по скорбям, постоянно бередить рану?» - спросил он.</div>
<div> </div>
<div>Указав на то, что примирение - это «внутренний процесс человека, его нельзя подчинять исключительно прагматическим причинам», он отметил, что в этом процессе мало одних человеческих усилий – «верующие люди должны привлечь силу Божью, крепко помолиться о примирении наших народов, но чтобы сделать это искренне, сердечно, мы как люди должны сделать некий шаг».</div>
<div> </div>
<div>Стоит отметить, что <strong>во время визита в Польшу патриарх Кирилл и глава Польской католической епископской конференции митрополит Юзеф Михалик подпишут совместное послание народам России и Польши с призывом к примирению. Документ готовился несколько лет Русской и Католической церквями.</strong></div>
<div> </div>
<div>Как сказал польский архиепископ Юзеф Михалик, ценность совместного обращения глав двух общин в том, что «иерархи обеих церквей набрались смелости назвать вещи своими именами».</div>
<div> </div>
<div>Кирилл считает, что инициатива двух Церквей должна быть поддержана людьми, в том числе институтами гражданского общества, правительствами, представителями бизнеса, культуры, образования, науки.</div>
<div> </div>
<div>«Обращение Церкви к этой теме лишено всякой политики. Если мы нашу совместную с Католической церковью Польши инициативу привяжем к политическому контексту начала XXI века, мы сделаем большую ошибку», - отметил патриарх.</div>
<div> </div>
<div>По его словам, обращение к польскому, русскому народу является историческим шагом.</div>
<div> </div>
<div>Он отметил, что очень важно, «когда две Церкви, несущие ответственность за духовную жизнь своих народов, заявляют о готовности как бы простить грехи прошлого и призвать народы начать писать новую страницу истории, по возможности писать ее чисто, без того, чтобы делать какие-то обидные помарки».</div>
<div>В ходе визита патриарх Кирилл совершит богослужения совместно с предстоятелем и духовенством Польской православной церкви. Так, 16 августа по прибытии в Варшаву будет совершен молебен в кафедральном соборе Святой Марии Магдалины.</div>
<div> </div>
<div>Главные службы состоятся накануне Преображения Господня и в сам праздник, 19 августа, в одном из самых почитаемых православными поляками мест - на Святой горе Грабарке.</div>
<div> </div>
<div>Наряду с этим патриарх посетит различные храмы и монастыри Польши, где у него будет возможность встретиться и помолиться с польскими верующими.</div>
<div> </div>
<div>Отметим, что визит главы РПЦ в Польшу приближает его встречу с Папой Римским Бенедиктом XVI. Однако, по его словам, конкретное время поездки к главе католической церкви определять пока рано.</div>
<div> </div>
<div><a href="http://actualcomment.ru/news/40931/">Ранее эксперты также высказывали уверенность в том, что Россия и Польша должны обнулить претензии. </a></div>
<div> </div>
<div>В частности, это утверждение касалось так называемого Катынского дела. По мнению Страсбургского суда, массовый расстрел польских военнопленных под Катынью в 1940 году является военным преступлением. <a href="http://actualcomment.ru/theme/2280/#25875">В то же время ЕСПЧ не обязал российские власти возобновить расследование трагедии, как того требовали родные и близкие расстрелянных военнопленных.</a> В Польше не скрывали недовольства относительно такого решения.</div>
<div> </div>
<div>Впрочем, не только события в Катыни и трагедия под Смоленском, когда в авиакатастрофе погибли президент Польши и руководящий состав страны, омрачают отношения между странами.</div>
<div> </div>
<div>Взаимные обиды уходят вглубь веков, когда от поляков освобождали Москву Минин и Пожарский.</div>
<div> </div>
<div>С тех пор действительно накопилось немало обид, которые лишь усилились в советский период. <a href="http://actualcomment.ru/main/1081/">Посему даже футбольные фанаты двух стран нещадно дубасят друг друга (что наблюдалось во время футбольного чемпионата Евро-2012), не очень-то разбираясь в исторических перипетиях. </a></div>
<div> </div>
<div>Несмотря на то, что мало кто надеется, что в одночасье соседние народы забудут об обидах и претензиях друг к другу, многие эксперты уверены, что церковная дипломатия принесет свои плоды. Такое мнение, в частности, высказал «Актуальным комментариям» ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Павел Салин. Он считает, что авторитет РПЦ в мире растет, а громкие дела, подобные делу Pussy Riot, не отразились на имидже Церкви за рубежом.</div>
<div> </div>
<div>В свою очередь отец Сергий (Сергей Рыбко) отметил «Актуальным комментариям», что сейчас Русская православная церковь переживает наиболее благоприятный для нее период за последний век.</div>
<div> </div>
<div>Да и сам патриарх Кирилл сегодня заявил, что РПЦ дорожит автономией от государства. Как передает радио «Вести ФМ», по мнению патриарха, церковь и государство не вмешиваются в дела друг друга. «Но, с другой стороны, есть общая повестка дня, например, вопросы нравственности», - заявил предстоятель.</div>
<div> </div>
<div>Отец Сергий в беседе с «АК» отметил в этой связи, что одна из задач – вести не только миссионерскую деятельность, но достучаться до сердец людей.</div>
<div> </div>
<div>Примечательно, что Кирилл совершает визит в страну, где большая часть населения исповедуют католицизм. Как сообщают СМИ, 90 процентов населения Польши – католики, православных насчитывается всего около 500 тысяч человек.</div>
<div> </div>
<div>Как сказал Салин, этот визит в Польшу весьма и весьма показателен, так как поляки в Европе считаются одними из наиболее рьяных католиков.</div>
<div> </div>
<div>Он отметил, что у каждого российского патриарха была какая-то своя миссия не только внутри страны, но и в рамках всей христианской церкви.</div>
<div> </div>
<div>«У предшественника Кирилла была миссия - объединение Русской православной церкви и Русской православной церкви за рубежом. И в принципе за время пребывания в своем сане предшественник Кирилла смог эту миссию реализовать. Что касается самого Кирилла, то он в отличие от своего предшественника, патриарха Алексия, пользуется репутацией человека более современного, предпочитающие современные средства коммуникации, имеющего более свежий взгляд на вещи. А сейчас ситуация в мире складывается таким образом, что необходимо налаживать диалог не только внутри православной церкви, но и внутри всей христианской церкви», - отметил Салин, выразив надежду, что патриарху Кириллу также удастся реализовать возложенную на него миссию.</div>
Комментарии экспертов
<p>Визит патриарха Кирилла в Польшу весьма и весьма показателен. Поляки в Европе считаются одними из наиболее рьяных католиков. Более преданными католической вере, наверное, являются только христиане в Латинской Америке.</p>
<p>У каждого патриарха была какая-то своя миссия не только внутри страны, но и в рамках всей христианской церкви. У предшественника Кирилла была миссия глобальная - объединение Русской православной церкви и Русской православной церкви за рубежом. В принципе, за время пребывания в своем сане патриарх Алексий II смог эту миссию реализовать. Что касается самого Кирилла, то он в отличие от своего предшественника пользуется репутацией человека более современного, предпочитающего более современные средства коммуникации, имеющего более свежий взгляд на вещи. А сейчас ситуация в мире складывается таким образом, что необходимо налаживать диалог не только внутри православной церкви, но и внутри всей христианской церкви.</p>
<div>Мы видим, что в мире существует очень много регионов (к сожалению, их число растет), где христиане подвергаются гонениям, преследованиям. Здесь можно вспомнить Африку. В частности, в Нигерии идет откровенный террор против христиан, похожая ситуация имеет место быть в некоторых других странах.</div>
<div> </div>
<div>Поэтому необходимо налаживать диалог между различными ветвями христианства, чтобы уже в консолидированной позиции выступать в мировом сообществе. А поскольку Польша для католической ветви христианства имеет достаточно серьезные позиции, ее роль в этом достаточно высока. Поэтому, конечно, налаживание диалога с Польшей очень важно с точки зрения налаживания диалога между различными ветвями христианства.</div>
<div> </div>
<div>К тому же не секрет, что у России с Польшей исторически достаточно проблемные отношения. Это вопрос не лет и десятилетий, это вопрос столетий. И в данном случае такая церковная дипломатия может иметь вполне конкретное прикладное политическое значение в смысле налаживания диалогов между народами и даже элитами двух стран, которые исторически к друг другу не испытывают какого-либо доверия. Здесь не стоит искать кто прав, а кто виноват. Каждая сторона может указать на недостатки и на неподобающее поведение в прошлом другой стороны. Но церковная дипломатия может послужить хорошей прелюдией и фундаментом для дипломатии уже политической.</div>
<div> </div>
<div>Если говорить о роли РПЦ за рубежом, то думаю, что после интронизации Кирилла она возросла. Но здесь нужно смотреть именно на потенциал. Потому что от Кирилла можно ожидать, в принципе, достаточно многого в силу его имиджа новатора, более современного человека. Нашему патриарху необходимо определиться, в чем состоит его глобальная миссия на мировой арене, и последовательно ее реализовывать.</div>
<div> </div>
<div>Как я уже говорил, предшественнику Кирилла это удалось. Будем надеяться, что удастся реализовать такую миссию на мировой арене и самому Кириллу.</div>
<div> </div>
<div>Пока все недоразумения, подобные делу Pussy Riot или истории с часами патриарха, не сказались на имидже РПЦ за рубежом. Слишком короткий промежуток времени прошел. Пока по репутации Кирилла бьют круги международного шоу-бизнеса. Это достаточно влиятельные круги, они в значительной степени контролируют СМИ, которое формирует общественное мнение. Однако, чтобы серьезно ударить по репутации церкви как института и лично Кирилла как ее предстоятеля, необходима гораздо более мощная пропагандистская кампания. Если кампания такой интенсивности, как сейчас, будет длиться год, и мировые звезды по-прежнему продолжат выступать с подобными заявлениями, то ущерб репутации патриарха и Церкви может быть значительным. Пока речь идет больше о потенциальном ущербе, чем об ущербе реальном.</div>
<div> </div>
<div>Поэтому именно в интересах Русской православной церкви, чтобы скандал этот вокруг Pussy Riot получил завершение как можно скорее и все закончилось таким образом, чтобы обе стороны так или иначе были удовлетворены.</div>
<p> </p>
<p>Конечно, это хорошо, что предстоятель ездит по разным странам, и это привлекает внимание какое-то к православной церкви. Хотя, честно говоря, какое дело полякам до православной церкви, понять трудно, потому что страна эта сугубо католическая. Тем не менее, хорошо, что наш патриарх туда едет. В конце концов, Папа Римский к нам не ездит, и, насколько я понимаю, здесь его и видеть-то не очень хотят.</p>
<p>Что касается отношения к Кириллу из-за всех этих историй, которые у нас здесь происходят (Pussy Riot, например) , я думаю, что за рубежом никто про это не знает. А даже если и знают, происходящее с Pussy Riot на Западе никак не связывается с патриархом Кириллом, а связывается исключительно с Путиным. И очень плохо, кстати говоря, что наша власть этого долго недопонимала.</p>
<div>А так, в восприятии большинства жителей Европы Кирилл – симпатичный дядечка, который улыбается, несмотря на наличие бороды.</div>
<div> </div>
<div>После того как он стал патриархом, я не думаю, что как-то изменился имидж РПЦ. Разве имидж католической церкви улучшился или ухудшился после того, как Папа Римский сменился? Да нет, такой же и остался. Другое дело, что у нас внутри страны имидж ухудшился, но на Западе, я думаю, до этого никому дела нет.</div>
<div> </div>
<div>Если говорить об отношениях с Польшей, то я вообще не очень понимаю суть конфликта. Искать примирение Польши и России, вспоминая 1612 год – это довольно странно. Это все равно, что искать примирение русских и французов, например. Ведь на самом деле прекрасно у нас с французами.</div>
<div> </div>
<div>Меня еще удивляла такая постановка вопроса, когда упал самолет с польским президентом, и все в один голос заверещали, какую важную роль это событие сыграло в примирении России и Польши. В чем, собственно, примирение? Мы что, конфликтуем что ли?</div>
<p class="p1">Когда все либеральные СМИ занимаются вопросом Церкви, они считают, что она хочет власть захватить, влияние распространить. На самом деле задача Церкви - охранять свою паству на территории Русской православной церкви. А Польша именно такова, поскольку Польская православная церковь - это бывшая, как вы помните, Российская империя. Согласно канону Церкви, на территории суверенного государства существует своя поместная церковь. То есть визит святейшего Кирилла вполне закономерен, вполне экономически оправдан. Тем более среди поляков есть православные - порядка миллиона человек. Никто их не притесняет. Кстати, православие в Польше находится под вниманием государства. Там даже в армии есть православные капелланы. </p>
<p class="p1">Насчет влияния РПЦ в мире мне трудно сказать. Зачем нам нужно влияние? Проповедовать православие - да. Но это касается миссионерской деятельности, и, в общем-то, с одной стороны, у нас нет такого опыта. XX век мы боролись за выживание, нам было не до миссионерства. А вот, скажем, Константинопольская церковь, Антиохийская, Александрийская, особенно в Африке находящиеся церкви вели такую деятельность вполне успешно. Поэтому во многих странах Африки и Азии Русская церковь в этом отношении пока только-только начинает действовать. А для начала надо наш народ немножко, скажем так, научить основам веры, а потом уже выходить с проповедью православия хотя бы на бывшие наши экономические территории. Мы пока еще учимся этому. Да и материальные ресурсы для этого необходимы немалые. </p>
<p class="p1">Если говорить об имидже РПЦ за рубежом, то все эти истории с часами патриарха и Pussy Riot никакого влияния не оказали. Кроме часов у патриарха ничего не нашли. Мне лично эта история непонятна до конца. Ну, нашли у патриарха дорогие часы. У человека такого масштаба могут быть и яхты, и самолеты. Я думаю, что у Папы Римского целые острова и счета в банках имеются, и никого это не волнует. Это вполне естественно, с учетом величины фигуры Папы Римского.</p>
<p class="p1">А у патриарха кроме часов-то ничего и нет. У него нет собственности. А дело Pussy Riot - обыкновенная провокация. Вот если бы я к вам пришел в квартиру, извините за выражение, написал, накакал, устроил погром и сказал: «Знаете, у меня перформанс такой», как бы к этому отнеслись? Меня бы выставили оттуда и правильн бы сделали, в милицию сдали как хулигана. Например, в Финляндии кто-то попытался на днях повторить «подвиг» Pussy Riot - он тут же был арестован, и два года ему светит. В Финляндии православие - одна из трех государственных религий. Никто его там не одобрил. И сами финны, даже не православные, были возмущены этим поступком. На мой взгляд, девицы из Pussy Riot - обыкновенные хулиганки.</p>
<p class="p1">Посмотрите, как ведут себя их сторонники. Чего они добиваются? Кто их поддерживает? Геи и лесбиянки, Мадонна-каббалистка. Никакой нормальный человек их не поддержал. Все это дело Pussy Riot - обыкновенная провокация с целью, чтобы отношения Церкви и государства, которые только-только начинают как-то устраиваться, разрушить. Сейчас мы находимся, я считаю, в самом благоприятном положении за всю свою историю, по крайней мере, за несколько веков. </p>
<p class="p1">У нас есть возможность строить храмы, проповедовать православие, выступать на телеканалах. Почему мы должны ругать власть? Я лично с симпатией отношусь к президенту. Сейчас модно ругать президента. Это стало хорошим тоном. Я с этим не согласен. Я уважаю президента. А Рussy Riot -  проплачены. Это дурочки обыкновенные, они хотели славы - они ее получили, свою эту скандальную славу. А все остальное останется на их совести.</p>
<p class="p1">Церковь у нас всегда не любили, на церковь всегда клеветали. Сейчас этим занимаются Pussy Riot.</p>
<p class="p1">И важно, чтобы СМИ их не поддерживали. В России преобладают «желтые» СМИ, и это очень печально. </p>
<p class="p1">Русская же православная церковь старается выполнять возложенную на нее миссию. Скажем, Алексий пользовался большим положением в мире, но Церковь девяностых имела некий кредит доверия в результате своей истории, в результате эпохи гонения. Все помнили мучеников: как раз в годы перестройки начали публикацию материалов о замученных, расстрелянных священниках, разрушенных храмах, о людях, которые шли за свою веру на смерть. Так получилось, что Церковь имела определенный кредит доверия. </p>
<p class="p1">А святейший Кирилл попал уже в такую эпоху, когда мы должны имидж зарабатывать сами, мы должны трудиться. К этому вызову мы оказались не готовы. В Церкви острый дефицит кадров. Нам не хватает людей, которым есть что сказать прихожанам, которые умеют словом успокоить их сердца. </p>
<p>К тому же надо как-то зарабатывать на бюджет. Наши доходы - это копейки бабушек-прихожан. Чтобы построить храм, например, нужны большие средства. Сейчас богатые люди ничего не жертвуют, они в куршевелях предпочитают отдыхать. </p>
<p class="p1">Ни для кого не секрет, что русско-польские отношения и российско-польские отношения в современном мире очень и очень непростые. Невозможно в коротком комментарии рассказать всю сложность наших исторических отношений, в том числе и те гонения на Русскую православную церковь в Польше после так называемой революции 17 года. А ведь это был очень сложный период. Когда в Польше образовалась новая власть, там были самые настоящие гонения на Русскую православную церковь.</p>
<p class="p1">Что касается современной православной церкви в Польше, то с ней тоже отношения очень непростые у Русской православной церкви. Но я бы сказал, на данный момент весьма стабильные. Если говорить о наших отношениях исторических, то, конечно, они тоже были весьма непростые. Были в Российской империи и антирусские польские бунты и так далее. Не хотелось бы сейчас касаться всех этих сложнейших моментов. Также я хочу отметить, что не секрет, что некоторыми силами в Польше буквально подогреваются антирусские настроения, что, конечно, отнюдь не способствует нашему взаимопониманию, потому что, по сути, что поляки, что русские – мы славяне. И казалось бы, нам нечего делить. Но тем не менее кому-то очень хочется нас стравить. </p>
<p class="p1">Вопроса Катыни я бы тоже не хотел здесь особо касаться. Что было – то уже прошло. История рассудит, что было в Катыни на самом деле. </p>
<p class="p1">Что касается самого визита патриарха в Польшу, я абсолютно убежден, что этот визит исторический, конечно же. Потому что патриарх всея Руси до этого никогда не приезжал в Польшу. И то, что он будет общаться с главой Польской православной церкви – это, конечно, будет способствовать нашему наилучшему взаимопониманию. Потому что, еще раз подчеркну, ни для кого не секрет, что отношения Польской православной церкви и Русской православной церкви не очень простые. Но тем не менее. сам факт визита патриарха в Польшу - большой прорыв. Это фундаментально укрепит наши связи. Потому что Патриарх будет общаться с русской общиной в Польше, а она весьма многочисленна. Также он будет общаться с православными поляками на горе Грабарка и в других восточных землях Польши, где очень сильно традиционно православие. Это тоже будет иметь огромную роль. </p>
<p class="p1">Сам факт визита патриарха в Польшу несомненно вызовет определенный новый позитивный виток в наших взаимоотношениях. Дело в том, что патриарх здесь может выступить как инициатор конструктивного диалога. Ни для кого не секрет, что ныне Польша придерживается абсолютно прозападнической линии. И, естественно, эти прозападные силы, которые ведут  большую работу для того, чтобы наши отношения не были хорошими, будут и дальше продолжать такую же работу. </p>
<p class="p1">Патриарх – это символ нашей нации, как бы его ныне ни ругали либеральные средства массовой информации. Ныне народ доверяет как символу нации. Патриарх – это, конечно, не Папа Римский, мы не считаем его святым, но тем не менее для нас он символ нации, это лицо, которое может объединить народ. И поэтому, скажем так, лицо такого ранга, прибывающее в Польшу, несомненно будет нести лишь добро и позитив. </p>
<p>Что касается имиджа РПЦ за рубежом, то я против слова «имидж», ибо в нем я нахожу нечто искусственное. Мне всегда ближе слово «стиль». Но если говорить на этом языке, то я считаю, что изменился и достаточно в продуктивную, хорошую сторону, поскольку патриарх является очень хорошим оратором, известным дипломатом и в этом отношении я полагаю, что он уже делает и может сделать еще много хорошего. На международной арене он пользуется большим авторитетом, причем в самых разнообразных кругах. Так что он очень много позитивного делает и может сделать как дипломат. </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".