Комментарий
8 Августа 2012 13:05

Смерть рецензента

Виктор Топоров литературный критикВиктор Топоров

Виктор Топоров
литературный критикВиктор Топоров

Ровно 45 лет назад, в 1967 г., вышло знаменитое  эссе Ролана Барта «Смерть автора». Ровно десять лет назад, в 2002 г., - роман немецкого писателя Мартина Вальзера «Смерть критика». Нынешним летом самое время написать «Смерть рецензента» или, как минимум, «Смерть рецензии». То. что рецензия – на книгу, на фильм, на спектакль, на произведение изобразительного искусства – умирает как жанр, ясно сегодня всем. Но умирает она сама или ее сознательно убивают – вопрос отдельный. На мой взгляд, одновременно происходит и то, и другое.

Начну с убийства. Его совершают по сугубо прагматическим, даже, скорее, по сугубо технологическим причинам. Смерть приходит по Интернету (так назывался нашумевший роман в рассказах Владимира Тучкова). Пока отделы искусств существовали в печатных СМИ, начиная с общественно-политических и заканчивая глянцевыми, никому в общем-то не было особого дела до того, читает кто-нибудь рецензии или нет. Газету или журнал ты покупаешь или берешь в кафе как целое, а уж какие тамошние материалы тебя заинтересуют, а какие нет, никого не волнует. Не болит голова у дятла – у главного редактора, у издателя, у акционера, - а если и болит, то по другому поводу. Важно, чтобы в каждом номере был какой-нибудь хит и, разумеется, чтобы была реклама. А всё остальное, наоборот, не важно.

Появление сетевых СМИ и сетевых версий печатных СМИ в корне переломило тенденцию этого ненаигранного безразличия. Теперь принялись считать «клики», а с некоторых пор и «лайки», - считать их по каждому разделу, да и по каждому конкретному материалу. Тут-то и выяснилось, что рецензий никто не читает. Ну, почти никто. Никто, кроме непосредственно заинтересованных лиц, число которых в любом случае невелико. А если их не читают, то зачем их печатать? Зачем их заказывать? Зачем, не в последнюю очередь, за них платить? И вот на рецензии начались повсеместные гонения.

Закрыли (вернее, переформатировали с изгнанием прежней команды) рецензионно-обзорный «Опенспейс»; на бесплатный чисто самодеятельный контент перешел с полной потерей качества культурологический по преимуществу «Частный корреспондент»; как шагреневая кожа, скукоживается рецензионное пространство в «Коммерсанте. Уикэнде», в «Эксперте» и во многих других изданиях. Одного за другим теряет знаменитых рецензентов именно рецензиями некогда и славная «Афиша». Всё короче – и всё равнодушно-благожелательнее – становятся рецензии (по сути дела, уже аннотации) в «глянце».

Впрочем, безработица вчерашним, а в какой-то мере и сегодняшним рецензентам пока не грозит: всех  или почти всех подначивают переквалифицироваться в колумнисты – с тем, чтобы выдавать репетиловский «взгляд и нечто» по любому, чаще всего все же политическому, поводу. Вот, казалось бы, нет у нас никакой политики, а от той, что есть, просто не продохнуть, но тем не менее… Хватит про литературу и искусство, давайте про политику! – внушают нам едва ли не повсюду… Станислав Белковский вывел смешное правило: оказывается, вынесение в заголовок фамилии Путин или фамилии Собчак (естественно, Ксения) автоматически увеличивает число «кликом» вдвое. Не знаю уж, как дело обстоит с «лайками» (причем в обоих случаях): автор правила об этом деликатно умалчивает.

Если же предположить, что рецензия умирает своей смертью (а это, напомню, тоже верно), то происходит такое, прежде всего, потому, что у нас так и не сложилось - ни в тучные годы, ни в тощие - авторитетное экспертное сообщество, в котором – при понятном разбросе вкусов и подразумеваемой полярности оценок - учитывались бы все мало-мальски ответственные и компетентные суждения и безжалостно отсекались бы все некомпетентные и/или безответственные.

В котором отсутствовали бы (или подавлялись) политическая ангажированность, клановая субъективность, повсеместно распространенная кумовщина и, разумеется, явная или тайная джинса. В таких условиях мнению каждого отдельно взятого эксперта, выступающего в качестве рецензента, – грош цена; он сам это понимает, коллеги его это понимают, публика это понимает. Ну, а издатель, ему все чаще даже в этом гроше отказывающий (см.выше, где речь идет об убийстве), тоже понимает это – но лишь в самую последнюю очередь. 

21 Января 2018 Анонс
Аккредитация СМИ на выборы президента
 Аккредитация СМИ на выборы президента С 21 января СМИ начнут подавать заявки в ЦИК и региональные избиркомы для аккредитации на выборы президента. Аккредитация журналистов носит уведомительный характер и дает сотруднику СМИ право находиться в помещении для голосования в день выборов, а также при проведении повторного голосования. 
16 Января 2018 Новости  Стив Бэннон начал давать показания Бывший советник президента США Дональда Трампа Стив Бэннон начал давать показания. На прошлой неделе он был официально вызван для дачи показаний Робертом Мюллером, который ранее возглавил специальную группу по расследованию дела о вмешательстве России в президентские выборы США — сообщает New York Times. 15 Февраля 2018 Анонс
Российский инвестиционный форум
 Российский инвестиционный форум 15-16 февраля в Сочи пройдет российский инвестиционный форум. В нем примет участие председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев.  В мероприятии принимают участие практически все регионы страны и крупнейшие российские компании, что позволяет вести прямой диалог бизнеса и власти.

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".