Статья
16 Июля 2012 12:54

СМИ как агенты

СМИ как агенты
Фото: Shutterstock

<p><strong>Осеняя сессия Госдумы может начаться с обсуждения поправок в  закон «О средствах массовой информации», предусматривающих введение  статуса «иностранный агент» для СМИ</strong>, сообщает в понедельник газета «Известия» со ссылкой на депутатов от «Единой России».</p>
<p>«Средства массовой информации, в массе своей являющиеся коммерческими  юридическими лицами, не подпадают под нормы закона о некоммерческих  организациях и соответственно, как говорят депутаты, не могут получить  статус иностранного агента. Однако, как утверждают законодатели, многие  СМИ финансируются из-за границы, вмешиваются в политику и выполняют  функции рупора иностранной пропаганды», - говорится в публикации.</p>
<p>Собеседник издания депутат-единоросс Илья Костунов утверждает, что  осенняя сессия заседаний Госдумы начнется с обсуждения вопроса о  применении норм «иностранного агента» для средств массовой информации.</p>
<p>«Есть примеры финансово-аудиторской отчетности открытых акционерных  обществ, можно пойти по этому пути. СМИ же называют себя четвертой  властью, НКО себя так не называют, поэтому общество вправе знать, кто  финансирует отдельных представителей этой четвертой власти и каков их  суверенитет», - цитирует высказывания Костунова «<a href="http://interfax.ru/">Интерфакс</a>».</p>
<p>По его словам, история с «иностранными агентами» еще не закончена.</p>
<p>«Многие СМИ получают финансовую помощь из-за рубежа и являют собой  рупор иностранного государства. И в то же время они делают вид, что сами  зарабатывают деньги. Для закона о СМИ нужно отдельно прописать понятие  об иностранных агентах, только более тщательно продуманное, чем в законе  о некоммерческих организациях», - считает депутат.</p>
<p>По мнению его коллеги по фракции Владимира Бурматова, читатели имеют  право знать источники финансирования издания, которое делится с ними  информацией.</p>
<p>«Мы знаем, что в стране действуют различные новостные сайты, газеты и  журналы, финансирование которых не прозрачно», - сказал Бурматов  «Известиям». В то же время он не намерен предлагать «грести под одну  гребенку» все СМИ, финансируемые иностранцами.</p>
<p>«Если они получают помощь в размере 10% от своего бюджета, не  обязательно записывать их в иностранные агенты. Но если эта помощь  превышает 50%, это значит, что иностранные меценаты уже фактически будут  контролировать редакционную политику издания. И в таком случае к ним  можно было бы применить статус иностранного агента. Пока нам нужно  изучить иностранный нормативный опыт и обсудить возможность введения  статуса иностранного агента для средств массовой информации», - заявил  Бурматов.</p>
<p>Как писали «Актуальные комментарии», Госдума на последнем заседании  весенней сессии 13 июля приняла во втором и третьем окончательном  чтениях закон о наделении статусом «иностранный агент» российских НКО,  занимающихся политической деятельностью и финансируемых из-за рубежа.</p>
<p>Такие НКО должны будут зарегистрироваться в Минюсте в отдельном  реестре - им присвоят статус «исполняющих функции иностранного агента».</p>
<p>Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного  агента, в законе понимается российская НКО, которая получает  финансирование и иное имущество от иностранных государств, их  госорганов, международных и иностранных организаций, иностранных  граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц или от  российских юрлиц, получающих денежные средства и иное имущество от  указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с  государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в  том числе в интересах иностранных источников, в политической  деятельности, осуществляемой на территории РФ.</p>
<p>Некоммерческая организация, за исключением политической партии,  признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на  территории РФ, если независимо от целей и задач, указанных в ее  учредительных документах, она участвует (в том числе путем  финансирования) в организации и проведении политических акций в целях  воздействия на принятие государственными органами решений, направленных  на изменение проводимой ими госполитики, а также в формировании  общественного мнения в указанных целях.</p>
<p>В первом чтении документ предусматривал административные санкции за  неисполнение требований данного законопроекта, однако эти нормы  исключили во втором чтении, чтобы осенью принять отдельным законом. В  этой связи перенесены сроки вступления в силу самого закона об  «иностранных агентах» - не через 90 дней после опубликования, а через  120, чтобы оба документа вступили в действие одновременно. Вместе с тем,  в законе сохранены положения об уголовной ответственности за  неисполнение требований данного документа.</p>
<p>Дума в эту сессию приняла сразу несколько резонансных законов. И если  закон об НКО не предвещал никаких изменений средствам массовой  информации, то <a href="../../news/45447/">поправки в Уголовный кодекс, предусматривающие уголовную ответственность за клевету</a>, всерьез насторожили журналистов.</p>
<p><a href="../../news/45453/">В частности, глава  комиссии Общественной палаты (ОП РФ) по свободе слова и СМИ Павел Гусев  считает, что Госдума поспешила с принятием закона, возвращающего статью  «Клевета» из КоАП в Уголовный кодекс.</a></p>
<p>«Конечно, клевета сама по себе вещь довольно страшная. И я нередко на  себе испытывал ее влияние, что вызывало желание разобраться с ее  распространителями, что называется, по полной программе», - рассказал он  <a href="http://www.interfax.ru/"><font color="#4170a0">«Интерфаксу»</font></a>. <br />
<br />
Однако Гусев отметил, что «за благими намерениями у нас всегда следует опасность все перевернуть в личных целях». <br />
<br />
«И, на мой взгляд, тот закон, который сейчас приняли, смогут  использовать прежде всего против СМИ, которые занимаются журналистским  расследованием, и это меня очень смущает и тревожит», - признался член  ОП РФ.</p>
Комментарии экспертов
<p>Многие представители СМИ,  особенно федеральных, прямо участвуют в политической деятельности, тем самым нарушая этические кодексы журналистов. Однако это персональные нарушения. Но есть и целые редакции, которые живут на иностранные подачки и занимаются государственной деятельностью у нас здесь, внутри России.</p>
<p>Конечно же, нам нужно знать, что это за организации, что это за редакции, что это за СМИ, и пускай они открыто объявляют себя, что «вот мы – иностранные агенты». Это будет справедливо и по меньшей мере честно, а то, чем они сейчас занимаются, во многом является бесчестным.</p>
<p>Общество сможет видеть, кто есть кто, а адекватные, этичные журналисты будут знать, с какой редакцией можно работать, а какая редакция занимается тем, что целенаправленно ведет против России войну.</p>
<p>Нужно будет четко определить, что значит «финансируется» из-за рубежа. На моей памяти есть случаи, когда газеты, в которых я работал, выходили и выпускались с иностранным участием (там были иностранные акционеры).</p>
<p>Те акционеры, которых я знал, были людьми абсолютно не политическими, их интересовала прибыль, они руководствовались исключительно бизнес-интересами и не вмешивались в редакционную политику.</p>
<p>Но могу себе представить и такую ситуацию, когда владение или совладение дает повод для того, чтобы отстоять собственные политические цели. Не обязательно иностранцам. Давайте не будем здесь наивными людьми. И давайте не будем делать вид, что этого не может произойти.</p>
<p>Это влияние может быть аккуратным и цивилизованным, а может быть и нет. У нас есть примеры, когда средства массовой информации с такими владельцами удивительно и исключительно прозападные. Они у нас страшно либеральные, и примеры лучшей жизни для них обязательно в Европе и Америке.</p>
<p>То ли журналисты сами так думают, то ли какими-то волшебными способами умеют совладельцы и владельцы как-то так продвигать это... Или, в конце концов, этот образ мыслей уже достаточно пропитал некоторые общественные слои.</p>
<p>Западничество почему-то расцветает чаще всего там, где существуют тесные экономические взаимоотношения с Западом. Мне кажется, если та или иная организация получает прямое финансирование (СМИ или НКО – не имеет значения), мы вправе думать, что спонсоры таким образом отстаивают свои интересы.</p>
<p>В нашей жизни были примеры, когда НКО реализовывали задачи, которые ставили их западные владельцы. Они, собственно, и не скрывают этого. И если такая ситуация наблюдается по НКО, то почему она не может быть в средствах массовой информации? Повторю, на моей памяти была история, когда совладельцами СМИ были иностранцы и они не оказывали ни малейшего влияния на редакционную политику. Но, возможно, это лишь исключение, которое подтверждает правило.</p>
<p>В случае, если финансируемые из-за рубежа российские СМИ вслед за НКО получат статус «иностранных агентов», общество воспримет это спокойно: в конце концов мы давно привыкли, что некоторые печатают на первых страницах логотипы своих партнеров.</p>
<p>Да, определенная прослойка, которая присвоила себе звание «креативного класса», будет возмущаться, «взорвет» Интернет и т.д. Большая же часть общества даст более взвешенную оценку. Их мнение будет звучать примерно так: нечего нам диктовать и ставить задачи со стороны, у нас свои есть интересы, нам бы их продвинуть...</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".