Статья
1634 8 апреля 2016 6:00

СНГ готовится к реформам

8 апреля в Москве состоится заседание Совета министров иностранных дел СНГ. Одной из ключевых тем станет реформа организации.

Осенью 2015 года Астана выдвинула инициативу по изменению структуры и принципов работы Содружества. Издание «Коммерсант» сообщает со ссылкой на дипломатический источник, знакомый с позицией казахской стороны, что Астана считает необходимым сделать СНГ «компактной организацией, которая не дублировала бы функции более продвинутых интеграционных структур, таких как ЕАЭС и ОДКБ, но использовалась бы 11 входящими в нее странами в качестве площадки для обсуждения острых региональных проблем, таких как кризисы вокруг Украины и Карабаха».

По словам источника, в Казахстане также считают необходимым отказаться от ряда отраслевых органов СНГ (всего их около 70), что позволило бы сделать организацию «менее громоздкой и более эффективной».

За реформирование СНГ выступает и Киргизия, ныне председательствующая в Содружестве. 
Киргизская сторона предлагает произвести группировку отраслевых органов по четырем блокам: безопасность и оборона, экономика и финансы, транспорт и связь, гуманитарные вопросы. При этом шесть ключевых органов (Межгосударственный статистический комитет, Координационная служба Совета командующих пограничными войсками, Экономический суд, секретариат Совета министров обороны, секретариат Координационного совета генпрокуроров, Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств СНГ) Киргизия предлагает сохранить в качестве отдельных институтов «при условии оптимизации численности и структур».

В МИД Киргизии подчеркнули, что Бишкек «считает СНГ основной диалоговой площадкой для взаимодействия стран на постсоветском пространстве».

«Мы выступаем за сохранение Содружества как региональной межгосударственной организации и не будем выступать в роли ее могильщика», —  сообщил представитель МИД Киргизии.

Россия в целом поддерживает идею усовершенствования СНГ, но избегает термина «реформа». В Исполкоме СНГ подчеркивают, что «со стороны может показаться несколько избыточным количество органов и структур СНГ, но когда глубже изучишь деятельность конкретных советов, поговоришь с непосредственными участниками переговорного процесса, ознакомишься с конкретными договорами, соглашениями, концепциями и другими решениями, которые принимаются в результате и реализуются в практической работе профильных министерств и ведомств, то складывается совсем другое мнение».

СНГ – международная организация, призванная регулировать отношения сотрудничества между некоторыми государствами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе. Бюджет СНГ формируется за счет взносов государств-участников в зависимости от объема их ВВП, при этом свыше 70% бюджета составляет взнос России.

Реформа СНГ действительно может сослужить России хорошую службу. Во-первых, речь идет о снижении издержек, во-вторых, о повышении роли организации, в-третьих, о том, что России стоило бы более внятно сформулировать, что нам нужно от СНГ.

Автор:
____________

Читайте также:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".