Снижать тарифы
Необходимо снижать темпы роста тарифов ЖКХ и параллельно увеличивать благосостояние граждан. Таким образом, у граждан, особенно малоимущих, будут освобождаться дополнительные денежные средства для наращивания потребления, а, следовательно, и для более быстрого восстановления экономики.
В регионах тарифы отличаются. Всё зависит от комплекса услуг, которые входят в счёт. Как известно, со следующего месяца все они должны быть подробно расписаны. В некоторых регионах это уже реализуется. Всё зависит от того, какой тип ресурсов или состояния ЖКХ в регионе присутствует.
Например, в Мурманской области, в которой очень высокие тарифы, и которая живёт на завозе мазута, услуги за предоставление тепловой энергии, то есть за обогрев, будут достаточно высокими, и электричество там будет дороже. Это зависит от развития сетей.
На Дальнем Востоке или в Сибири, как известно, переизбыток электроэнергии, и она, наверное, должна стоить дешевле для населения. Но при этом тепловая энергия будет стоить дороже, и потерь будет больше. Поэтому всё зависит от конкретных регионов.
В Москве в тариф закладывается стоимость работы, стоимость трудовых ресурсов – в Москве зарплаты сотрудников ЖКХ выше, поэтому общий объём и стоимость услуг ЖКХ тоже будет выше.
В целом ряде регионов есть большие потери за счёт недофинансирования инфраструктуры ЖКХ, то есть, грубо говоря, уходит много тёплой воды или электроэнергии, но её часть теряется по дороге. В отсутствии личных счётчиков эти энергопотери также складываются в оплату гражданами.
На самом деле, есть общая позиция Федеральной службы по тарифам, а, с другой стороны, есть отдельные региональные аспекты и особенности. Проблему надо решать комплексно – от строительства генераций, что активно проводит правительство, которое настаивает на сохранении инвестиционных программ, до развития ЖКХ, создания товариществ собственников жилья, которые смогут частично снижать потребление за счёт капитального ремонта домов.
Если вопросом не заниматься, то счета граждан будут увеличиваться в геометрической прогрессии, потому что энергопотери будут расти очень быстро. Без энергосбережения, без модернизации ЖКХ говорить о снижении тарифов сложно, следовательно, и сокращение роста социальной напряжённости в регионах тоже будет затруднительно. Так как этот вопрос приобретает ещё и политический аспект, то его решение во многом будет зависеть от позиций глав регионов. Тарифы ЖКХ во многом могут стать инструментов оценки эффективности действий региональных властей.