Статья
1896 31 августа 2016 16:15

Снова Кравчук

Первый президент Украины Леонид Кравчук в интервью 5 каналу заявил, что Петр Порошенко должен провести прямые переговоры с российским президентом Владимиром Путиным без участия международных посредников. По его мнению, это необходимо, чтобы решить те вопросы, которые не могут решить Минские соглашения, – вопросы «территориальной целостности Украины, суверенитета, возвращения Донбасса, возвращения Крыма».

Предложение Кравчука не решит те проблемы Украины, на которые указал экс-президент, и для этого есть веские аргументы.

Во-первых, непонятно, что украинская сторона сейчас может предложить Москве, кроме, собственно, буквального выполнения Минских соглашений, которые, по словам Кравчука, уже «сыграли свою роль».

То есть полное прекращение огня, отвод войск вдоль линии соприкосновения, принятие Верховной Радой с учетом мнения республик конституционной реформы, которая гарантировала бы Донбассу особый статус на постоянной основе, принятие амнистии, проведение местных выборов по специальному закону, согласованного опять-таки с республиками в Контактной группе. С точки зрения России, выполнение Минских соглашений Украиной и есть «возвращение Донбасса».

Вряд ли получится найти компромисс и по другим проблемам, которые сейчас больше всего волнуют Украину. Российские власти неоднократно подчеркивали, что ни при каких обстоятельствах не собираются обсуждать с Киевом и с кем-либо еще вопросы о «возвращении Крыма», поскольку считают свой суверенитет над полуостровом свершившимся и безусловным фактом. Со своей стороны, Украина в данный момент вряд ли согласится сформулировать и обсуждать с Россией свои условия признания фактической границы между двумя странами.

Что касается федерализации Украины, то это пожелание России фактически упаковано в Минские соглашения. Если Киев выполнит Минск-2, признав широкую автономию Донбасса, Украина станет квазиконфедеративным государством, а «отдельные районы» получат сравнительно широкую самостоятельность. Расчет российских властей состоит в том, что реализация Минских соглашений запустит цепную реакцию в Украине, которая изменит характер государственного устройства и как минимум вынудит Киев вернуться к внеблоковому статусу.

Во-вторых, Россия всегда настаивала на том, что конфликт в Донбассе может быть решен только в результате прямого диалога Киева с Донецком и Луганском. Минские соглашения рассматриваются Кремлем как площадка для начала такого диалога, который потом перейдет в другие форматы. Следует понимать, что прямой диалог двух конфликтующих сторон – это не только инструмент решения конфликта, но и взаимного признания де-факто: Киевом – автономного Донбасса и его представителей, ДНР и ЛНР – киевских властей. Не в интересах России, в свою очередь, вступать с Украиной в прямой диалог по Донбассу, поскольку это будет означать признание Москвы стороной конфликта.

В предложении Кравчука можно увидеть один важный позитивный момент. Оно сигнализирует о том, что определенная часть украинской элиты не готова следовать логике постоянной конфронтации и считает целесообразным начать договариваться с Россией. Такой диалог важен с точки зрения обретения перспективы налаживания двусторонних отношений в обозримом будущем. Его стартовой точкой могут стать обсуждение частных вопросов восстановления торгово-экономических связей, взаимного облегчения санкций, нормализации ситуации на границе и упрощение условий ее пересечения. Не исключено, что такие соглашения могут стать основанием для более обширных договоренностей в будущем и привести к решению многих проблем, которые сейчас омрачают двусторонние отношения. Однако для этого должна иметь место, как говорят, «добрая воля» с обеих сторон.

Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов специально для «Актуальных комментариев»

Все материалы автора

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

____________

Читайте также:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".