Статья
18 Сентября 2009 0:01

Сочинский форум

Основной темой VIII международного инвестиционного форума "Сочи-2009" стала деятельность правительства РФ в условиях мирового финансового кризиса.

На форуме выступил председатель правительства РФ Владимир Путин, который сообщил, что в России будет разработана стратегия выхода из кризиса и посткризисного развития. "Уже в ближайшее время правительство начнет формирование так называемой стратегии выхода из кризиса, набора действий по модернизационной проверке и обеспечению посткризисного развития", - сказал Владимир Путин.

Премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что необходимо продолжить работу над решением системных проблем, которые привели к экономическому кризису."Наши осторожные, и даже, может быть, излишне консервативные прогнозы все же показывают, что и в дальнейшем экономические тенденции будут развиваться в позитивном направлении. Но было бы серьезной ошибкой считать, что все обошлось, что все уже в прошлом", - заявил Владимир Путин, обращаясь к собравшимся.

По мнению главы правительства, "российская экономика тотально недоинвестирована". По его словам, в существенном обновлении нуждаются инфраструктура и технологическая база целых отраслей промышленности. "Чтобы сохранить конкурентоспособность, мы должны обеспечить резкое повышение энергоэффективности и производительности труда на наших предприятиях, снизить издержки, активизировать внедрение инноваций", - цитирует премьер-министра "Интерфакс".

Владимир Путин призвал бизнес более активно участвовать в инвесиировании. «Госинвестиции – важный, но далеко не единственный и не главный антикризисный рецепт. Необходимо максимально задействовать возможности самого бизнеса, его инициативу», – сказал глава правительства.

Он сообщил, что общий объем инвестиций в естественные монополии составил около 2 трлн рублей. Федеральные ассигнования в транспортную инфраструктуру в этом году составят 560 млрд рублей, еще порядка 500 млрд рублей идет на стимулирование стройиндустрии и решение жилищных проблем.

Как подчеркнул глава правительства РФ, "эпоха легких, дешевых денег, конечно, закончилась и в будущем конкуренция за ресурсы для развития будет предельно жесткой". По словам В.Путина, "в выигрыше окажется та страна, которая предложит инвестору наиболее благоприятные условия и перспективы". "Мы в России будем стремиться к созданию именно такой обстановки", - заявил глава правительства РФ.

В частности, Путин напомнил, что помимо ликвидации ряда административных барьеров правительство серьезно снизило налоги. Сегодня Россия имеет не только самую низкую ставку подоходного налога, но и самую низкую среди стран «восьмерки» и БРИК ставку корпоративного налога – 20%.

«Будут приняты меры, направленные на совершенствование работы банковского сектора и фондового рынка»
Впрочем, проблему нехватки инвестиций одними налогами не решишь. Прежде нужно сформировать собственный зрелый финансовый рынок, считает премьер. Он пообещал, что «будут приняты меры, направленные на совершенствование работы банковского сектора и фондового рынка». Речь идет о внедрении гибких и одновременно более защищенных инструментов инвестирования сбережений, что особенно важно для появления в стране «длинных» денег, - пишет газета Взгляд.

Для бизнеса решающее значение имеют условия кредитования. Премьер-министр РФ Владимир Путин рассчитывает, что в ближайшее время ставка по банковским кредитам в РФ составит порядка 6%."Я думаю, в ближайшие годы, мне бы, во всяком случае, этого очень хотелось, и правительство ставит перед собой такую задачу, чтобы в нашей банковской системе ставка по кредитам составляла бы где-то процентов шесть", - заявил Владимир Путин. 

Глава правительства также подчеркнул, что Россия не будет возвращаться к валютному регулированию и останется рыночной либеральной экономикой. «В России возврата к прежнему (валютному) регулированию не будет. Россия останется рыночной либеральной экономикой. Все инвесторы, которые входят в Российскую Федерацию, на российский рынок, ясно и четко должны понимать – сегодня и на будущее: мы сохраним для всех этот либеральный режим, который, на мой взгляд, является одной из фундаментальных основ для полномасштабного инвестирования в экономику России», – пообещал глава правительства.

Поскольку форум имеет инвестиционную направленность, глава правительства в своем выступлении затронул вопросы защиты российских инвесторов. "Российские компании, инвестирующие в энергетические проекты за рубежом, должны иметь условия не хуже, чем иностранные инвесторы в России", - сказал Владимир Путин.

"Масштабные совместные проекты в сфере добычи и транспортировки углеводородов можно рассматривать, в том числе, и как средство формирования единого европейского энергетического пространства. Естественно, они могут быть реализованы только при условии взаимного учета интересов", - заявил В.Путин.

"Мы рассчитываем, что освоение новых месторождений, создание дополнительных транспортных коридоров будет сопровождаться постепенным расширением закупок российского промышленного оборудования, качество которого также должно постепенно подтягиваться к международным стандартам", - сказал премьер.

В своем выступлении премьер-министр Владимир Путин не обошел волнующий многих вопрос вступления в ВТО. Он  выразил надежду, что США дадут зеленый свет расширению ВТО за счет России, Белоруссии и Казахстана.

Комментарии экспертов
<p>Новые нефтегазовые проекты, безусловно,  повышают спрос на продукцию отечественной трубной промышленности, отечественного машиностроения. Мы же понимаем, насколько масштабными являются эти проекты. Тем более, они находятся далеко от действующей системы газопроводов и нефтепроводов. Здесь кумулятивный эффект очень серьёзный.</p>
<p>Чтобы разработать месторождение, которое находится вдали от транспортных развязок, вам нужно как минимум построить дорогу, потому что вам нужно будет завозить туда оборудование для бурения. Далее нужно завозить машиностроительное оборудования для того, чтобы осуществлять бурение различных видов. Дальше нужны трубы для добычи. Потом нужно проложить трубопровод, чтобы нефть или газ поступали с месторождения до каких-то объектов сбора и переработки. То есть, в принципе, по всей этой цепочке образуется достаточно большой спрос на товар. В частности, идут закупки на трубы большого диаметра.<br />
Другое дело, что мы находимся не в безвоздушном пространстве, и конкуренция существует довольно большая и в трубной промышленности, и особенно в машиностроении. Союз производителей машиностроительного оборудования и труб постоянно пишет письма, жалуясь, что их позиции очень активно разрушаются и подтачиваются иностранными производителями. <br />
<br />
Обычно сейчас многие работы передаются сервисным компаниям – обслуживание скважин, ремонт и т.д. В принципе, и бурение тоже. Сейчас многие компании выводят всё это в отдельные сервисные подразделения. А если там работают иностранные компании, то, конечно, они связаны определёнными контрактными обязательствами с западными производителями оборудования. И они в этом плане используют уже иностранное оборудование и станки. <br />
<br />
У нас есть такое представление об отрасли, что там ничего нового нет, что это всё доиндустриальный век. И, тем не менее, даже в сфере бурения используются определённые инновации. И, к огромному сожалению, здесь у нас как-то туго с прорывными разработками, хотя даже технологии бурения на месте не стоят. Мне известен ряд европейских инноваций, связанных с оптимизацией процесса бурения, в том числе и в российских климатических условиях. То есть в этом плане это всё существует.<br />
<br />
Трубники жалуются на китайских производителей труб большого диаметра, которые российский рынок активно осваивают. Отмечу, что если раньше был режим СРП, требовалось не менее 70% закупать российского оборудования, труб и т.д. Проекты  РСП были льготными по налогам, но довольно жёсткими с точки зрения локализации оборудования, труб и прочих вещей. А сейчас закон с точки зрения выплат в бюджет более жёсткий, но он совершенно никак не ограничивает компании требованиями брать какой-то процент российских труб и российского оборудования. </p>
<p>В этом плане здесь довольно жёсткая конкурентная среда. И машиностроение, мне кажется, здесь находится в более худшей ситуации, чем трубная промышленность. В принципе, всё, что трубники делают, рынок активно забирает, тем более что сейчас ряд крупных трубных проектов рассматривается. Например проект Сахалин -Владивосток – очень крупный проект, который может вытянуть трубную промышленность достаточно неплохо. Хотя тут тоже нужны деньги. Вот Япония уже предлагает дать кредит, но не деньгами, а трубами (естественно, своими). То есть, в принципе, здесь проблемы существуют. В целом продукция нашей промышленности может быть использована в этих проектах, в то же время ей требуется обновление.</p>
<p>В этом году инвестиционный форум в Сочи становится не просто крупнейшей региональной площадкой для обсуждения инвестиционных проектов, но и также крупнейшей общефедеральной площадкой для обсуждения посткризисного развития экономического системы. Поэтому не случайно возросло число глав регионов, которые посетят форум. Более 30 регионов присылают свои делегации во главе с губернаторами, и больше 50 субъектов федерации заявили свое участие. Для глав регионов форум станет хорошей возможностью не только с помощью личных лоббистских усилий попытаться представить свои проекты, но и также получить напрямую политические сигналы от федеральных властей о том, как дальше будет развиваться ситуация в стране.<br />
<br />
Что касается содержания, то крупнейшую экспозицию по традиции представляет Краснодарский край, ключевые вопросы в которой связаны с развитием двух объектов –строительством олимпийского комплекса в Сочи и развитие особой экономической зоны «Азов-Сити» (той ее части, которой занимается администрация Краснодарского края). Соответственно, власти Краснодарского края впервые в рамках олимпийского проекта будут представлять земельные участки, освобожденные в ходе переселения жителей – это довольно большое достижение. В этом заключается отличие от предыдущих форумов, когда говорилось только о проектах. Сейчас будут представлены уже реальные участки земли, которые могут быть освоены инвесторами.<br />
<br />
Традиционную активность также проявляют республики Северного Кавказа, для руководства которых участие в форуме, по большей части, несет имиджевый оттенок. Республики стремятся показать, что предпринимают реальные усилия по преодолению депрессивности развития своих территорий и привлечению инвестиций с тем, чтобы сократить долю федеральных дотаций. Очень активно в этом качестве выступает руководство Кабардино-Балкарии, Адыгеи и Карачаево-Черкесии. В этих республиках видны наибольшие результаты от проведения предыдущих форумов. Ряд проектов (пусть и локального назначения) уже реализованы.<br />
<br />
Для других регионов участие в форуме будет носить в большей степени политический оттенок. Форум – это, все-таки, политически важное событие, которое также предполагает участие в дискуссии по актуальным вопросам экономической повестки дня, к которой президент пригласил всех желающих.</p>
<p>На сегодняшний день, к сожалению, подавляющее большинство инвестиций пришло в нефтяной сектор, в газовый сектор, то есть в сектор сырьевой: экономика у нас сырьевая и с инвестициями. <br />
<br />
Просто государство не создало условий для того, чтобы у нас развивались другие сектора, для того, чтобы у нас была диверсифицированная экономика. Туда инвестиции просто не приходят, потому что их там ждать то, может быть, и ждут, но условий там для них никто не создал.<br />
<br />
Поэтому самое главное сегодня – это не стабилизация экономики, а развитие, серьезная промышленная политика, реиндустриализация, потому что мы сегодня доиндустриальная держава: были индустриальной, а сегодня уже скатились в доиндустриальные времена. Поэтому сегодня очень важна реиндустриализация.</p>
<p>Что касается ставки по кредиту в 6% - это несбыточная мечта. Реально ставка для средних предприятий, у которых сложные залоги и прочее, доходят до 30%. Поэтому и кредиты у нас короткие – 96% кредитов все до одного года. Поэтому сегодня говорить об инвестиционном климате трудно. </p>
<p>Он включает в себя правильную налоговую систему, доступ к инвестиционному капиталу и кредитованию с банками, благоприятные условия в государстве, которое должно помогать и привлекать инвестиции. У нас нет и одного, ни второго, ни третьего – у нас очень тяжелая налоговая система и она ухудшается, в том числе и потому, что принят новый ЕСН. У нас очень дорогие кредиты и у нас нет сегодня нормальной финансовой системы, которая бы давала возможность получения кредитов для развития.</p>
<p>У нас негативные отношения между государством и бизнесом, между чиновником и бизнесом. Только пытаешься открыть дело - у тебя тут же появляются инспекции и выстариваются за взятками в очередь. Поэтому ситуация на самом деле сегодня с развитием инвестиций довольно плачевная.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

Rosneft
© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".