Статья
1502 14 мая 2014 12:21

Соединенные Штаты Кавказа

«Соединенные Штаты Кавказа»? Или о конкуренции интеграционных проектов в Кавказском регионе.

6 мая в Тбилиси прошел так называемый «Тбилисский саммит -2014» – встреча президентов Азербайджана, Грузии и Турции, посвященная обсуждению сотрудничества трех стран и перспектив реализации совместных проектов. Грузинские эксперты, комментируя итоги саммита, снова заговорили о перспективах создания «Соединенных Штатов Кавказа».

Идея «Соединенных Штатов Кавказа», «единого Кавказа», «объединенного Кавказа», «Кавказской конфедерации» имеет давнюю историю и своих сторонников среди общественников, экспертов и отдельных представителей властных элит стран региона, но особой популярностью пользуется у руководства Грузии. Одним из наиболее активных глашатаев этой идеи, использовавших для ее продвижения даже трибуну Генеральной Ассамблеи ООН, был Михаил Саакашвили, - человек, с именем, идеями и действиями которого связаны, пожалуй, самый печальные страницы новейшей истории Кавказского региона.

Однако безотносительно авторства и личного отношения к сторонникам идеи «объединенного Кавказа» нельзя не признать, что и сам факт её существования, и очередная актуализация дискуссий на этот счет отражают объективные особенности текущей международной обстановки и свидетельствуют о наличии у идей региональной интеграции значимых объективных предпосылок.

Современная система международных отношений характеризуется высоким уровнем конкуренции интеграционных проектов - как глобальных, основанных на комплексном переплетении ценностных, военно-политических и геоэкономических факторов, так и региональных, создаваемых преимущественно несколькими соседствующими странами, естественным образом связанными географическим и историческими факторами. Локальные региональные союзы в этом контексте являются для стран-участниц своеобразным инструментом повышения своей ценности для глобальных блоков.

Очевидно, что Кавказ в силу своего уникального географического расположения не может остаться в стороне от глобальной конкуренции - в первую очередь между евразийским и евроатлантическим интеграционными проектами. С учетом того, что сегодня конкуренция этих проектов носит высоко конфликтный характер, обнажая всю глубину противоречий на Украине, актуальность проблемы выбора цивилизационной модели для стран Кавказского региона резко возрастает.  Игры во «внеблоковость», «многовекторность» могут быть успешны только в краткосрочной перспективе, и, как правило, дивиденды они приносят лишь узкой прослойке властных элит, а когда элиты заигрываются и утрачивают доверие и интерес со стороны тех «векторов», на которые они ориентируются, расплачиваться за негативные последствия приходится населению.

В этой связи активизация сотрудничества Баку, Тбилиси и Анкары выглядит логичным шагом, как попытка усилить свои позиции для входа в евроатлантическое интеграционное пространство. Не составляет труда и ответ на вопрос: «а против кого дружат?».

Довольно очевидным представляется оптимальный ответ на происходящее и остальных стран региона: ни у Еревана, ни у Цхинвала, ни у Сухума нет и не может быть альтернативы курсу на дальнейшее сближение с Россией. Вот только в этой «очевидности» и «безальтернативности» кроется существенная опасность, которую можно назвать как «опасность декларативности». Заключается она в том, что местные элиты, привыкшие к status quo и нашедшие для себя удобную форму существования в текущей конфигурации, удовлетворятся формальными декларациями в поддержку политики Российской Федерации по Крыму и Украине в целом, но не предпримут реальных шагов по углублению интеграции. Внимание же российского руководства, в свою очередь, сконцентрировано преимущественно на вопросах глобального геополитического противостояния, аккомодации воссоединенного Крыма и Севастополя и плановом продвижении в сторону Евразийского союза.

В этой связи именно ответственные элиты Абхазии, Армении и Южной Осетии должны взять на себя работу по формированию новых действенных предложений по повышению интеграционных связей с Россией. Подобный шаг позволит не только еще раз наглядно продемонстрировать стратегический характер партнерства наших стран, но и подчеркнуть политическую зрелость местных элит. В том случае, если конкретные предложения по усилению интеграции будут изначально предлагаться не Москвой, а, скажем, Сухумом, то они в том числе могут более четко и чутко учитывать национальную специфику и способствовать максимальной защите своих национальных интересов в рамках интеграционного союза с партнером-тяжеловесом.

Нино Вирсаладзе специально для «Актуальных комментариев»

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".