Статья
1 Июня 2011 1:21

Согласие в обществе

Согласие в обществе
Фото: Shutterstock

<p>Внутриконфессиональное согласие, роль гражданского общества в борьбе с коррупцией и терроризмом обсуждаются 1-2 июня в Махачкале на выездном заседании президентского совета по правам человека.<br />
<br />
«Выездное заседание является продолжением реализации проекта "Гражданское общество - модернизации России", и рассматривается советом как один из этапов подготовки к встрече с президентом РФ Дмитрием Медведевым, также запланированной к проведению на Северном Кавказе», - сообщает сайт президентского совета.<br />
<br />
Одна из тем заседания совета в Махачкале - гражданский мир и внутриконфессиональное согласие, сказал «Интерфаксу» глава совета Михаил Федотов.<br />
<br />
«Мы постараемся наладить диалог между сторонниками традиционного ислама и представителями так называемой Ассоциации алимов "Ахлю-Сунна"», - сообщил Федотов.<br />
<br />
«Среди вопросов, которые будут обсуждаться - гражданское участие в борьбе с коррупцией и клановостью, роль институтов гражданского общества в укреплении гарантий прав человека, в противодействии экстремизму и терроризму», - сказал Михаил Федотов.<br />
<br />
В заседании совета принимают участие президент Дагестана, уполномоченный по правам человека РФ, дагестанский омбудсмен, представители Общественной палаты, правительства Дагестана и федеральных силовых структур.</p>
Комментарии экспертов
<div style="text-align: justify; ">То, что проблема гражданского и межконфессионального мира будет рассматриваться именно на Северном Кавказе в Махачкале на уровне президентского совета  - очень важно. На самом деле, создание межконфессионального мира и взаимодействия конфессий - это коренное условие сохранения России. </div>
<div style="text-align: justify; "> </div>
<div style="text-align: justify; ">Мы ушли от одной идеологии, которая хотя бы формально объединяла народы СССР, к ситуации, когда практически религия стала основным фактором идентификации для наших народов. Для русских ( славян вообще ) - это в основном православие, для народов Северного Кавказа - как правило, ислам. И необходимо наладить этот самый межконфессиональный диалог. </div>
<div style="text-align: justify; "> </div>
<div style="text-align: justify; ">Наверное, на подобные заседания следует приглашать представителей самих конфессий, которые живут и работают на Северном Кавказе. Но сам факт, что президент и государство уделяют этому большое значение - это уже само по себе свидетельствует, что этому вопросу уделяется повышенное внимание, и ситуация улучшается. </div>
<div style="text-align: justify; "> </div>
<div style="text-align: justify; ">Складывается такая ситуация, что террористы создают ложный образ российского государства как врага ислама. На этом они спекулируют, завлекая молодежь в свои сети. И если мы будем публично, как сейчас в Махачкале, говорить о взаимодействии, о том, что мы многоконфессиональная страна, что этнический подход убивает Россию, это уже будет влиять на ситуацию.</div>
<div style="text-align: justify; "> </div>
<div style="text-align: justify; ">Я полагаю, тем, кто будет выступать на этом заседании, кто занимается данной проблематикой, надо найти язык, понятный представителям Северного Кавказа. Потому что часто трагедия России состоит в том, что наши правозащитники говорят на таком языке, в таких понятиях неолиберальных, западных, которые просто не находят адекватного восприятия в сознании советского человека. </div>
<div style="text-align: justify; "> </div>
<p style="text-align: justify; ">На мой взгляд, над данной проблематикой работают хорошие профессионалы, которые умеют прекрасно давать серьезный глубочайший анализ этих проблем, проблем межконцессионального мира, но есть проблема публичного представительства гражданского мира в России. Вот здесь должны работать губернаторы, представители местного самоуправления и т.д. </p>
<div style="text-align: justify; ">Когда речь заходит о межконфессиональном  диалоге и роли институтов гражданского общества в противодействии экстремизму и терроризму, в качестве примера лучше рассматривать Северный Кавказ по той простой причине, что в этом регионе по инициативе полпреда развивается диалог. Точнее сказать, здесь осуществляется попытка организовать площадку для диалога с привлечением лидеров разных организаций, молодежи. Акцентируется внимание  на обсуждении проблем безопасности и взаимодействия разных религий и культур.  Для этого региона это самый актуальный момент. </div>
<div style="text-align: justify; "> </div>
<div style="text-align: justify; ">Правда, здесь пока трудно говорить о каких-то результатах. Сама идея, конечно, позитивна. Такой подход наглядно демонстрирует, что  есть понимание -  чтобы преодолеть проблему напряженных межнациональных отношений, необходимо менять и сознание людей в том числе. </div>
<div style="text-align: justify; "> </div>
<div style="text-align: justify; ">Меры по безопасности, экономические и финансовые рычаги - это все необходимо и центр это  делает. Но не надо забывать, что люди сами во многом формируют отношение к этим проблемам. И до тех пор, пока в обществе есть нетерпимость к людям другой национальности и тем более религии,  до тех пор будет сохраняться потенциал для напряженности и даже дестабилизации на этой почве. </div>
<div style="text-align: justify; "> </div>
<div style="text-align: justify; ">Поэтому пропаганда толерантности, терпимости, готовности к диалогу, к компромиссу для общества в целом актуальна. На Северном Кавказе это сейчас очень востребовано, и при усилиях полпредства работа в этом направлении ведется достаточно активно. </div>
<div style="text-align: justify; "> </div>
<p style="text-align: justify; ">В других регионах нет столь яркой проблемы межнациональной, связанной именно с безопасностью. Во многих регионах (где есть несколько конфессий) религиозные структуры, такие как духовное управление мусульман и структуры РПЦ, призваны способствовать толерантности и такому общественному согласию. В организованной форме я бы не сказала, что это существует в таком результативном виде. Поэтому пример общественного совета, который при полпредстве создается для обсуждения подобных вопросов и открытого диалога на Северном Кавказе, мне представляется идеей на сегодняшний день самой проработанной. </p>
<p>Я не знаю, какие оптимальные модели может предложить стране господин Федотов. Пока он предложил стране только десталинизацию, но я не думаю, что это - оптимальная модель для обозначенных на заседании Совета тем.<br />
<br />
Я думаю, что оптимальная модель для решения поставленных задач - это заниматься судьбой каждого человека в том же Дагестане, на всем Кавказе. Нужно рассматривать каждую жалобу арестованного человека, каждую жалобу на то, что человека пытали, заниматься судьбами похищенных людей, заниматься проблемами адаптации и реабилитации боевиков.<br />
<br />
Что касается внутриконфессионального согласия, то нужно уделять внимание свободам верующих. То есть, чтобы мусульмане всех толков (и тех, кого называют ваххабитами, и тех, кто являются суфиями), если они не совершают уголовных преступлений и не нарушают законы, могли жить по своему вероисповеданию. Думаю, что в Дагестане должен быть отменен закон о ваххабизме – антиконституционный омерзительный акт, согласно которому людей преследуют, пытают, сажают в тюрьму и записывают в списки неблагонадежных. Но вряд ли господин Федотов займется именно этим.<br />
<br />
Есть ли стереотип у общества относительно того, что при упоминании экстремизма и терроризма сразу же упоминается Северный Кавказ? Эти стереотипы гражданского общества – следствие работы недобросовестных журналистов или того, что продали или навязали обществу политтехнологи.<br />
<br />
Кавказ – это не место экстремизма. Это место гражданской войны. В регионе идет война между силовиками, которые превратили для себя Кавказ в доходное место за счет получения процентов от ассигнований на антитеррористическую войну, и теми, кто этому противостоит. Силовики, на самом деле, эту войну и поощряют.<br />
<br />
Я только что вернулся из Нальчика. 7 часов провел в изоляторе города Нальчика, где встречался с обвиняемыми, подсудимыми по делу о мятеже 13 октября 2005 года. Многие из них говорят, что по отношению к ним во время допроса применялись пытки, что их били и избивали, что молодым мусульманам до 2005 года выбривали кресты на головах, избивали, угрожали женам изнасилованием и так далее.<br />
<br />
Я знаю, что на Кавказе есть политики, которые хотят мира и демократии, которые совершенно не хотят продолжения нестабильности. Но основная масса силовой группировки заинтересована в терроризме, поскольку это обеспечивает огромные доходы и какие-то иные формы поступлений для так называемых силовиков. На суммы, которые тратятся на содержание силовой группировки на борьбу с терроризмом, не только Кавказ, но и всю Россию можно было превратить в цветущий сад. Но терроризм, даже при таких расходах, продолжается.<br />
<br />
Поэтому, мне кажется, что одна из главных задач – это устранить первопричину, прекратить правовой беспредел, выражаясь словами президента Дмитрия Медведева. Это означает начало процесса примирения и гражданского согласия. <br />
<br />
Для этого, конечно, надо и тем, кто с оружием в руках (так называемым «лесным») тоже сделать этот шаг и понять, хотят они примирения или нет. Те, кто хочет, должны это делать.<br />
<br />
Надо признать, что для многих адаптация означает капитуляцию. Но это делать нужно! Я встречался с людьми, которые принадлежат к оппозиции, и достаточно хорошо знаю их мнение. При этом многие говорят о готовности к мирным переговорам, о стремлении к миру. Но для этого должны быть расследованы все дела – как дела по терроризму, так и по незаконным применениям репрессивных методов (иными словами, пыток) по отношению к гражданам Российской Федерации.<br />
<br />
После этого, мне кажется, если найдутся политические силы, которые встанут над схваткой, над силовиками и исламской молодежью (которые зачастую уже вступили в смертельную схватку), то тогда мы сможем достичь мира и примирения. И мне кажется, что десталинизация здесь будет ни при чем. Здесь нужно иметь дело с ликвидацией последствий 1990-х годов. <br />
<br />
Хочу отметить, что ситуация на Северном Кавказе - это никакой не межконфессиональный конфликт. Конфликт между силовиками, которые часто переступают все законные методы, и теми, кто не хочет стоять на коленях и, к сожалению, прибегает к террористическим действиям, что, конечно, плохо. Терроризм - это вызов не столько обществу, сколько силовым группировкам. Мне, кажется, этому надо положить конец, каким-то образом дав понять, как нужно прекратить эту бесконечную войну. И решение этой проблемы лежит в правовом поле.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".