Статья
1158 18 сентября 2009 0:01

Состоялось совместное заседание политических клубов партии "Единая Россия" на тему "Пять лет политических реформ: результаты и перспективы". Участники встречи обсудили дальнейшие шаги по модернизации политической системы Российской Федерации.

В Москве состоялось совместное заседание политических клубов партии «Единая Россия» на тему «Пять лет политических реформ: результаты и перспективы».

Пять лет назад были приняты такие важные решения, касающиеся модернизации политической системы, как новый порядок формирования губернаторского корпуса, введение пропорциональной системы выборов парламента, создание Общественной палаты. Об этом напомнил заместитель секретаря Президиума Генсовета «Единой России», координатор партии по креативу и взаимодействию с политическими клубами Юрий Шувалов, открывая совместное заседание партийных клубов.

«Это существенно повысило значение гражданского общества в процессе принятия важнейших для страны решений», - пояснил он.

Дмитрий Медведев, отметил Шувалов, став президентом, продолжает этот путь политических преобразований. Об этом говорят инициированные им законопроекты об изменениях в законы о выборах, о политических партиях и т.д.

Шувалов напомнил, что идея обсуждения возможных тезисов Послания, которую предложил в своей статье «Россия вперед!» президент Медведев, звучала и в рамках дискуссии партийных клубов. По его мнению, это говорит о том, что партийная дискуссия будет востребована и дальше.

Комментарии экспертов

Политическое значение статьи Дмитрия Медведева заключается в том, что она постулирует модернизационную повестку дня после той паузы, которая появилась в результате кризиса. Сначала эта модернизационная повестка наиболее ярко была задана лидером нашей партии на заседании Госсовета. Вы все прекрасно помните это достаточно яркое выступление, где было сформулировано то, что двигаться строго по заданному пути невозможно, поскольку в конце него - тупик, и необходимо вставать на новые рельсы более модернизационного и высокотехнологичного современного развития.

Потом наступила естественная пауза, поскольку руководство страны, ведущие политические силы были вынуждены заняться антикризисным менеджментом. Сейчас период этого антикризисного менеджмента постепенно заканчивается, и, соответственно, президент (я думаю, от лица обоих общенациональных лидеров) восстанавливает модернизационную повестку дня. Её главным тезисом является тезис развития, вокруг которого, я предполагаю, в дальнейшем и должна развиваться дискуссия. Конечно, эта статья - политический манифест. Но, кроме того, это ещё и приглашение гражданского общества и политического класса, которые мы представляем, к дискуссии по этому вопросу.

Иногда приходится слышать о том, что президент дал большую широкую программу развития и преобразования. Я с этим категорически не согласен. Как таковой стратегии ещё нет. Есть заявленные цели, наличие политической воли, обращение к обществу, бизнесу и политическому классу с призывом совместно сформировать такую стратегию. Первые шаги в этом направлении были сделаны нами в виде формирования «Стратегии-2020». Очевидно, что президент призывает доработать эту стратегию.

Сегодня нашим ответом должна быть нормальная содержательная дискуссия. Я думаю, что президент ожидает от нас не того, чтобы мы взяли под козырёк и хвалили его на каждом углу. Он ожидает (и в статье это прекрасно видно) нормальную содержательную аргументацию, согласие или несогласие с какими-то целями и постановку путей и средств достижения целей. И именно «Единая Россия» как ведущая политическая сила страны должна организовать такого рода дискуссию.

Теперь несколько слов по конкретике. Я полагаю, что для настоящей модернизации существующих институтов недостаточно. Бюрократии трудно модернизировать саму себя. Инновации сегодня являются полем для героев. Хочешь быть новатором – стань героем. Кстати, это отмечал и Путин.

Мы могли бы пойти по пути формирования нового института, некой промодернизационной общественной коалиции, которая включала бы в себя часть бюрократии и политического класса – ту часть, которую я называю европейски ориентированной бюрократией.

Кстати, замечу, что очень важным является внешнеполитический аспект статьи Медведева. Президент чётко сказал, что Запад нам - не противник. Запад – это наш партнёр. Мы должны сделать всё для того, чтобы построить с ним прагматические отношения. Я бы сказал даже о принуждении Запада к партнёрству. Мы должны построить максимально партнёрские отношения, потому что нам нужно это партнёрство для получения инвестиций и других технологий, стимулов для модернизации.

Значит, европейски ориентированная бюрократия. Дальше – часть бизнеса. Но не весь, а социально ответственный, инновационно развивающийся бизнес. Третье – это часть гражданского общества и экспертного сообщества, но не вся, а ориентированная внутрь страны. Мы знаем, что есть часть гражданского общества, ориентированная в основном на внешние гранды и, соответственно, работающая в рамках внешней повестки дня. Нас интересует, прежде всего, та часть гражданского общества, которая ищет не поддержки западных грантодателей, а поддержки собственных граждан и отечественных грантодателей. Формирование такой модернизационной повестки должно стать важнейшим политическим действием в рамках формирования программы модернизации.

Хотелось бы несколько слов сказать о проблеме демократии и т.д. Президент достаточно чётко поддержал тезис о направлении развития демократии. И у нас здесь возникает несколько вызовов. Мы до сих пор не дали ясных и чётких ответов на ключевые вопросы, без ответа на которые нельзя развиваться дальше. В 1980-е годы мы хотели развиваться, мечтали, что у нас будут нормальные демократические институты – не получилось, как задумывали. Почему? Без ответа на этот ключевой вопрос, мне кажется, нельзя идти дальше.

Мы видим, что в мире есть различные модели демократий. Внешне кажется, что ЕС и США очень похожи. Но мы прекрасно знаем, что внутренние демократические институты работают очень по-разному. Мы должны сформировать российскую демократическую модель и сопряжённую с этим российскую модель модернизации. Мы знаем, что есть американская модель модернизации, германская модель модернизации... От них серьёзно отличается итальянская. Огромная разница между ними и японской, южнокорейской моделями. Особняком стоит китайская. Всё это - работающие модели модернизации. Мы должны сформулировать некоторый свой ответ о российской модели модернизации и о связанной с этим российской модели демократии.

Следующее очень важное направление развития демократических институтов – это развитие гражданского общества. Без гражданского общества, то есть без самоорганизованных граждан, свобода будет украдена сильными группами интересов. Даже если эти группы не захотят это сделать, но если они очень богатые и влиятельные, то автоматически будут заглатывать эту свободу, как заглатывает мясо голодная собака.

Поэтому я полагаю, что должна быть развёрнута программа развития институтов гражданского общества. Что-то уже начало делаться, но недостаточно системно.

Некоторые вещи очевидны. Например, мы должны развивать систему грантов. Кроме того, в развитии гражданского общества я бы огромное внимание уделил системе гражданского образования, которая у нас совершенно не развита. Нужно создавать курсы по развитию гражданского общества для школ, университетов. Молодым людям надо с самого начала активной жизни знать, как создать общественную организацию, как найти деньги для этой общественной организации, как добиться нормального диалога с чиновниками, как через журналистов выйти на общество, и так далее.

Кстати, совершенно не стыдно копировать то хорошее, что делается в других странах. Не нужно этого бояться. Мы должны сформировать некую свою модель, но эта модель не должна быть уникальной марсианской и должна вписываться в ряд симпатичных нам моделей.

Наверное, было бы уместно говорить не просто о пятилетии реформ. Логичнее выстроить ту последовательность действий по реформированию политической системы, которая произошла в России за последние 10 лет, потому что текущая логика действий власти абсолютно взаимоувязана с предыдущей. Если начать вспоминать этот процесс, то мы наверняка вспомним о том, что были преобразования, связанные с созданием федеральных округов, введением статуса полномочных представителей президента. Дальше эта логика была выражена и в укрупнении субъектов РФ.

Если мы посмотрим на процедуру формирования Совета Федерации, то она дважды качественно изменялась, но менялась абсолютно логично. Первоначально было предложено уйти от представительства губернатора в Совете Федерации. Вы помните, это был первый шаг. Вторым шагом является то, чтобы представители в Совете Федерации избирались на территории субъектов Российской Федерации. То есть мы видим последовательную логику качественного улучшения системы органов государственной власти.

Конечно, всё, что связано с изменением избирательного законодательства, закона о партиях, процедуры формирования федеральных и региональных представительных органов власти, то очень легко выстроить общую картину понимания того, что для России чрезвычайно важно было создать устойчивую политическую систему. К началу экономического кризиса все констатировали тот факт, что в России создана устойчивая политическая система. Именно она явилась тем конкурентным преимуществом, которое позволило адекватно и реалистично оценить ситуацию и предпринять комплекс взвешенных мер по решению экономических и социальных проблем.

Мы прекрасно понимаем, что сегодня в повестке дня стоят несколько иные задачи, чем те, которые стояли пять и десять лет назад. И совершенно логично, что сегодня мы имеем дело не с революционными преобразованиями, а с эволюционными качественными изменениями. И то, что сегодня перед нами стоит задача раскрыть творческий потенциал внутри политической системы, внутри партий, которые сегодня хотят быть конкурентоспособными и соответствующими реалиям времени. И этот вопрос обращён ко всем политическим партиям в России.

Правда, все ли политические партии в России сегодня готовы признать себя адекватными требованиям времени? Наверное, не будет большим пафосом или преувеличением, если я скажу, что сегодня единственная партия, которая действительно способна отвечать вызовам времени и которую можно признать творческой, инициативной и креативной – это партия «Единая Россия».

При этом, когда мы говорим об эффективности управления (а именно такой тезис сегодня заявлен и партией, и президентом, и нашим лидером Владимиром Путиным), то есть несколько критериев, которые определяют эффективность государственной системы.

Первый – это адекватность. Адекватность управленческих решений – это тот критерий, который чрезвычайно необходим. Когда мы говорим о реалистичности в системе эффективности государственного управления, мы говорим об объективной оценки ситуации, в которой находимся. Да, такую объективную оценку мы сегодня способны дать, и мы её даём.

Следующий важный критерий –социальный гуманизм. Если брать этот критерий в действиях органов государственной власти и в эффективности управленческих решений, то этот экзамен партия «Единая Россия» и действующая политическая система также выдерживают, потому что все решения, которые сегодня принимаются на государственном уровне, имеют чёткий социальный ориентир.

При этом важнейшим критерием эффективности в любой системе является профессионализм. Конечно, вопросы профессионализма стояли и будут стоять в повестке дня. Наверное, неслучайно в своём обращении президент России обращается не только к управленцам, но и ко всем гражданам России с предложением раскрыть в себе тот творческий потенциал и профессиональные качества, которые позволят развиваться не только самой личности, но и позволят качественно улучшать устройство жизни в стране в целом.

Если говорить о тех мерах, которые сегодня предлагаются президентом, то вся логика обращения президента выстроена таким образом, что сделано очень многое, и что те действия, которые были предприняты ранее, абсолютно правильные. Но это не означает, что на этом мы должны успокоиться. Мы должны развиваться, идти вперёд.

Наиболее созвучным тезису президента «Россия, вперед!» я нахожу только тезис партии «Единая Россия» «Верим в Россию – верим в себя». Их можно писать через запятую, через точку – это одна логика, одна последовательность действий.

Вместе с тем, мне вспомнилась известная работа Ильина о творческой демократии. В этой работе Ильин указывает на предпосылки творческой демократии - разумение свободы человеком, его хозяйственная самостоятельность, преданность стране и патриотизм. Если мы посмотрим на эти качества, то увидим то, о чём сегодня как раз говорит президент. То есть стоит вопрос о том, что демократические институты в России будут качественно улучшаться. Они будут улучшаться в пространстве именно творческой демократии.

Поэтому я вижу задачу «Единой России», прежде всего, в том, чтобы продолжить те действия и проекты, которые уже начаты. Когда мы говорим об инициативах, креативе, новаторстве, полезных решениях и творчестве мысли, то можно без преувеличения сказать, что проекты партии «Единая Россия» в полной мере демонстрируют наличие высочайшего интеллектуального и творческого потенциала внутри партии. Наша работа на региональных площадках очень хорошо выявляет новые, современные, свежие новаторские идеи наших коллег по партии на региональном уровне.

Означает ли это, что мы можем успокоиться и сказать, что жизнь идёт верным курсом и можно ничего не предпринимать? Конечно же, сегодня нам необходимо предлагать новые решения в обеспечении контроля за использованием бюджетных средств. Конечно же, нам есть смысл вернуться к полномочиям контрольных органов на уровне регионов и местного самоуправления. Вы помните нашу инициативу, чтобы контрольные органы были максимально независимы на местном и региональном уровне.

Также есть смысл более чётко рассмотреть прохождение регламентов именно на местном и региональном уровне, потому что очень часто проблемы, с которыми сталкивается человек – это проблемы, которые рождаются в конкретном посёлке и муниципалитете.

Нашу общую задачу я вижу в том, чтобы партия явилась двигателем процессов, которые не позволят нарушать закон и ущемлять права граждан - реализации 159 закона по малой приватизации, принятия региональных и местных бюджетов, реализации законодательных актов, связанных с ограничением контрольных функций за малым и средним бизнесом. Конечно, для нас очень важно, что в своём обращении президент затронул не только вопросы коррупции, но и продовольственную безопасность, потому что партия уделяет очень большое внимание именно этому направлению деятельности.

Если подводить некую черту, то сегодня в России есть главное: существует абсолютная преемственность действий власти. Если до начала XX века Россию преследовали, как рок судьбы, постоянные перемены революционного толка, когда мы отказывались от старого и пытались строить что-то новое, то на протяжении последних десяти лет у нас есть абсолютная преемственность и последовательность действий органов власти и всей политической системы.

Я думаю, что для граждан такая преемственность несёт в себе стабильность. Для всей государственной системы это позволяет ставить качественные задачи преобразования, самоулучшаться, выводить на повестку дня вопросы, которые в большей степени интересуют не саму систему, а граждан государства. В этом я вижу главное преимущество и основательный фундамент для того, чтобы развитие политической системы России обеспечивало решение главной задачи – качественного повышения уровня жизни граждан.

Тема нашей дискуссии была заявлена таким образом: «Пять лет политических реформ в России. Что сделано, каковы перспективы?». Хочу обратить ваше внимание, что 5 лет назад были приняты очень важные и ответственные решения для нашей страны. Они касались достаточно серьёзной модернизации политической системы. В первую очередь, для нас было очень важным решение по поводу нового порядка формирования губернаторского корпуса.

Как вы помните, было принято решение формировать парламент РФ по пропорциональной системе. Мы отказались от одномандатных округов. Была создана Общественная палата. По сути дела, этим решением на новый уровень была качественно поднята роль политических партий. Конечно, это решение не было первым решением, связанным с модернизацией политической системы. Если брать начало 2000-х годов, то тогда было решено по-новому формировать Совет Федерации. Принимались и другие решения.

Те решения, которые были заявлены Владимиром Путиным пять лет назад, были ответом на вызовы терроризма. Конкретно, на события в Беслане, жуткую гибель российских граждан и детей. Мы никогда этого не забудем, и ответ на такой вызов бандитов и преступников-террористов был абсолютно адекватен. Тогда мы заявили о том, что мы сделаем всё, чтобы эти решения дали конкретные результаты. И сегодня можно говорить, что результаты есть.

Дмитрий Анатольевич Медведев, став президентом, безусловно, продолжает этот путь. Мы видим его идеи и уже реализованные законы относительно совершенствования порядка формирования Совета Федерации, относительно усиления роли политических партий. Сегодня мы обсуждаем вопросы, связанные с общенациональной дискуссией о тактике и подходах к развитию страны. Сегодня он нам предлагает вопросы, связанные с участием в обсуждении возможных тезисов Послания. 

Вы помните, что мы уже выступали с этой идеей. И здесь, в ЦСКП, во время выборов президента мы проводили очень много конференций, предлагая именно такую форму работы. Сегодня нам это предлагает президент. И, безусловно, то, что дискуссионные площадки востребованы – это для нас большое и важное событие. Это говорит о том, что наша работа будет востребована. Я говорю, в первую очередь, о политических клубах, о ЦСКП и других институтах, которые сформировались за это время, и во многом по-своему влияли на реализацию принятых решений.

Сформировалась Общественная палата. Сегодня она - партнёр парламента, участвующий  в обсуждении законопроектов и зачастую очень остро ставящий вопросы перед депутатами, обращающий внимание наших депутатов на важные вопросы. В частности, мы помним закон о защите детей – в том числе из Общественной палаты мы чувствовали поддержку.

Я хочу сказать, что для партии «Единая  Россия» все решения были тоже очень важными, потому что партия получила возможность развития и не стояла на месте. За эти 5 лет мы очень серьёзно продвинулись в создании партийных институтов развития. Мы организовали внутрипартийную дискуссию. И я уверен, что на съезде мы будем обсуждать участие в межпартийных дебатах уже как некую норму. Фактически «Единая Россия» вытягивает на определённый уровень другие партии, которые сегодня являются ее оппонентами. Но мы открыто идём на дебаты и предлагаем профессиональный диалог, который во многом наработан нами на наших дискуссионных площадках.

Сегодня мы говорим о праймериз как о норме. А вы помните, что пять лет назад это рассматривалось как  некое чуждое влияние? А сегодня праймериз позволяет формировать кадровый резерв партии, уверенно вести работу по формированию такого кадрового резерва на все уровни власти и заявлять о том, что у нас есть кадровый потенциал для решения всех сложных вопросов.

И, самое главное, мы сумели реализовать проектный  подход к развитию. Это и национальные проекты, и многие партийные проекты, которые из разговоров о желаемых изменениях уже стали инструментом реализации конкретного результата. Вы помните, что в 2006 году мы приняли 18 партийных проектов? Они стали точками локализации усилий партии в решении конкретных вопросов: это историческая память, достойный труд, агропромышленный комплекс. Мы многого достигли в рамках тех задач, которые ранее ставили.

Сегодня мы находимся в очень хорошей  форме, и мы не должны забывать о том периоде, который мы прошли. Это непростой период, но именно сейчас развиваются и создаются условия для устойчивости нашей политической системы. Сегодня сильные политические партии реально берут на себя ответственность за состояние дел в стране. И рейтинг партии, несмотря на очень тяжёлый кризис, который мы все переживаем, держится на очень высоком уровне именно благодаря системной, внутренней и содержательной работе, которая идёт в партии.

Сегодня, обсуждая итоги, мы, конечно, должны говорить о будущем. Впереди у нас десять лет работы. Я уверен, что «Единая Россия» остаётся лидером политической системы и останется им в ближайшие десять лет - время реализации «Стратегии-2020», в которую мы, используя опыт реализации партийных проектов и дискуссий политических клубов, сейчас закладываем новый программный документ. Он серьёзно представлен разделами, связанными с идеологией и ценностями, которые являются ценностями партии «Единая Россия». Серьёзный раздел также связан с реализацией экономической стратегии развития и модернизации страны.

Я думаю, что период реализации партийных проектов завершается. Приняв в ноябре программу, мы уже должны работать не в рамках локальных проектов, а реализовывать целостную программу, которая охватывает все направления развития. Как мы говорили - развитие по всем направлениям. Для этого мы объединим усилия тех институтов, которые созданы в рамках проектов, и поставим этот вопрос на контроль руководящих органов партии.

Я думаю, что реализация программы во времени будет ответом на те вызовы и угрозы, которые нам сейчас предъявляет глобализация, кризис и другие вызовы, о которых вы все знаете.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".