Социализм21
Альтернативные социально-экономические проекты пользуются большим спросом в условиях кризиса неолиберальной идеологии.
В последние полгода Карл Маркс внезапно стал одним из самых популярных
мыслителей на планете. Собственно, он и раньше издавался во всем мире
тиражами, сопоставимыми лишь с Библией и Кораном. Но к концу 90-ых
годов прошлого века его наследие интересовало лишь две группы граждан -
маргинальных борцов за справедливое общество и университетских
профессоров социологии и экономики. Для рядового, нормального человека,
даже склонного к самообразованию и рефлексии, Маркс в основном
превратился в персонажа исторических анекдотов разной степени
достоверности. Сегодня все изменилось.
Причина тому очевидна: люди, чей жизненный опыт, был связан со
стабильностью - экономической, социальной, карьерной и так далее -
вдруг обнаружили, что они живут в мире, где существует капитал. И
состояние этого капитала может оказывать разрушительное и
непредсказуемое влияние на их жизни. Почему это происходит? В чем
состоит закономерность развития капиталистической экономики? Можно ли
прогнозировать кризисы? И можно ли их избежать? Все эти вопросы
стремительно переместились из плоскости академических интересов
исследователей в сферу прямых социальных интересов обывателей. Это
означает, что левых сейчас снова как минимум готовы слушать. И их
заученные годами лозунге о неизбежном крахе капитализма звучат как
минимум осмысленно. У капитализма действительно могут быть проблемы.
Но заявить о наличии проблем мало, нужно еще предложить метод лечения
болезни. Алекс Каллиникос, один из крупных левых интеллектуалов
современности, как-то заметил, что альтерглобалистское движение
страдает именно от отсутствия позитивной программы действий: на
демонстрации в Сиэттле в 1998 году группа велосипедистов везла большой
плакат "Давайте уничтожим капитализм и заменем его чем-нибудь получше!"
Кризис дает уникальный шанс для левых - собраться наконец с мыслями и
придумать это самое что-нибудь. Именно этому вопросу и посвящена книга
марксистской группы Александра Бузгалина.
Книга сделана в традиционном для США формате - сборника статей,
объединенных заданной темой и общим видением проблемы, то что обычно
называется companion. У нас такой формат остается фактически
невостребованным, что связано как с отсутствием соответствующей
традиции работы ученых и бюрократическими причинами, так и с распадом
академических сообществ. Способность издавать подобные книги,
продемонстрированные Бузгалиным и его коллегами, уже хороший знак.
Вначале авторы объясняются перед читателями, предъявляя им свои
интеллектуальные козыри. Кроме Маркса это Лукач, Михаил Лифшиц,
Ильенков, Сартр, Фромм, Кейнс и так далее. Какую же позитивную
программу предлагают нам авторы? Во-первых, они считают, что глобальный
капитализм - это временное явление. И что, следовательно, он рано или
поздно закончится. Однако признание этого факта вовсе не ведет авторов
к идеализации "реального социализма": с их точки зрения, это была
первая попытка построения некапиталистического общества модерна,
которая, однако, закончилась трагически. Далее, они повторяют
классический марсисткий тезис о том, что переход от капитализма к
социализму объективно необходим, т.е. не является следствием лишь
чьих-то мечтаний или стремлений.
Следующая идея сборника состоит в том, что идея социалистического
общества тесно переплетается с современными представлениями о развитии
"креативного класса". "Креатосфера" или "общество знания" становится
для автором синонимом социалистической культуры, а сама культура
тождественна для некоторых из них (В. Межуева) социализму. Эта
установка наряду с предпосылкой о необходимости последовательного
соблюдения всех демократических прав и свобод, приводит авторов к
выводу о том, что социалистический проект не может реализовываться как
установка "сверху" в духе ленинизма. Они намереваются претворить в
жизнь свободные ассоциации граждан, собственно, вполне в духе того, о
чем писал молодой Маркс.
В общем, понятное дело, что ответа на вопрос о том, какой проект в
итоге должен заменить капиталистический, у авторов сборника нет. Они
могут говорить лишь о "намеках", "побегах" и "ростках" грядущего
мироустройстве, которое видится им то тут, то там в страшном настоящем.
С другой стороны, может быть, и не стоит требовать большего? В конце
концов, лучший способ научить человека плавать - бросить его в воду. А
лучший способ построить альтернативную общественную систему - это быть
поставленным перед фактом тотальной неработоспособности прежней.
Социалистам остается лишь сидеть на берегу и ждать, когда мимо них
проплывет труп капитала.
Книга предоставлена магазином "Фаланстер".