Статья
25 Августа 2009 0:03

Социальная ответственность

<p>В Общественной палате состоялась презентация первой секции международной конференции "Современное государство и глобальная безопасность". Тема секции - "Социальная ответственность современного государства как фактор глобальной стабильности".</p>
<p>Презентация прошла в формате «круглого стола». Его участники анонсировали основные вопросы,  внесенные в повестку дня секции: Модели государственной социальной политики в XXI веке: новые подходы в условиях глобализации; Помощь группам социального риска как фактор снятия напряженности; Глобальные вызовы как стимул к росту социальной ответственности современных государств; Единые социальные стандарты: можно ли создать универсальную модель; Социальная нестабильность и миграционные процессы – взаимосвязь и опыт решения проблемы; Социальное развитие: ликвидация точек напряженности.</p>
<p>Модератором секции и круглого стола выступил главный редактор журнала «Эксперт», директор Института общественного проектирования, председатель комиссии Общественной Палаты Российской Федерации по экономическому развитию и поддержке предпринимательства Валерий Фадеев.</p>
<p>Участниками презентации было отмечено, что угрозы для мировой стабильности, как на международном, так и на национальном уровне зачастую являются следствием неблагоприятной социальной обстановки. В последнее время когда, с ростом уровня глобализации остается все меньше возможностей отгородиться от несущих риски государств, становится очевидным, что социальные потрясения в любом, самом отдаленном уголке мира, сказываются на положении дел в каждом государстве. В свою очередь вопрос о способности государства справляться с внутренними проблемами, не переводя их на международный уровень, становится особенно острым. Для решения данной проблемы необходима выработка комплексной и признаваемой всеми участниками международного сообщества модели социальной политики, ориентированной на обеспечение стабильности внутри страны, и как следствие, глобальной безопасности в целом.</p>
<p>Международная конференция «Современное государство и глобальная безопасность» состоится в Ярославле 14 сентября 2009 года. Мероприятие организуется и  проводится под эгидой Президента Российской Федерации Д.А. Медведева. Участие в конференции Президента предполагается. Организаторами Конференции выступают  Институт общественного проектирования, Институт современного развития и Ярославский государственный университет имени Павла Демидова.</p>
<p>Повестка работы конференции включает четыре тематические секции: «Социальная ответственность современного государства как фактор глобальной стабильности»; «Современное государство: многообразие демократического опыта»; «Межгосударственное сотрудничество и эффективность глобальных институтов»; «Современное государство против терроризма, сепаратизма и ксенофобии».</p>
<p>В числе зарубежных лидеров, подтвердивших свое участие в Конференции - премьер-министр Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро, премьер-министр Франции Франсуа Фийон, бывший премьер-министр Италии Романо Проди. Из числа интеллектуалов с мировым именем ожидаются  футуролог и писатель Элвин Тоффлер,  философ и писатель Джон Нейсбит, социолог и профессор Йельского университета Иммануил Валлерстайн, политолог и главный редактор  журнала  “Newsweek International” Фарид Закария, руководитель Французского института международных отношений Тьерри де Монбриаль и многие другие. </p>
Комментарии экспертов
<p>Сегодня основным вопросом в мире становится поиск разными странами своих моделей выхода из кризиса. Стратегии выхода были и на повестке последнего заседания «большой восьмерки», и это один из ключевых  моментов, который будет влиять на глобальную безопасность. Важнейшим вопросом при этом становится соотношение экономической эффективности и социальной ответственности,  национального эгоизма и международного сотрудничества.</p>
<p>В центре антикризисной повестки остаются вопросы регулирования финансовых рынков. В последние полгода кризис «тушили» деньгами,  но что делать дальше, как санировать всю эту систему финансового капитализма, который, в общем-то и привел к таким довольно серьезным диспропорциям в экономике? </p>
<p>Если мы говорим о стратегии выхода из кризиса в России, то здесь вопрос социальной ответственности, и даже я бы сказал, социальной справедливости, оказывается ключевым. Ситуация на выходе из кризиса и после него имеет очень большое значение именно с точки зрения социальной легитимности и социальной справедливости предпринимаемых мер. </p>
<p>Если проводить аналогии с предыдущими периодами, то в центре внимания оказывается  модернизационная повестка. Возникают вопросы, почему у нас такие проблемы с уровнем доверия в обществе,  с уровнем легитимности бизнеса и частной собственности, что в свою очередь, порождает чрезмерный административный, коррупционный восторг государства, а часто даже и силовых структур, по отношению к бизнесу. Здесь налицо целый клубок противоречий. Почему мы сегодня говорим о том, что так тяжело запускаются  модернизационные процессы и необходимая для них социальная среда? Все это имеет свои корни. Они кроются и в том, как мы выходили из экономического и социального кризиса, разобранного состояния в период после распада СССР и в период первоначальных рыночных реформ.</p>
<p>Проведенная приватизация и социальные диспропорции, которые сформировались, воспринимаются обществом очень болезненно с точки зрения социальной справедливости.</p>
<p>И сейчас  целый ряд знаковых событий, решений и ситуаций сразу же начинают переходить в общественном сознании в категории социальной справедливости антикризисной политики, а значит и социальной легитимности её результатов. </p>
<p>Пикалевский прецедент, например, воспринимается как результат предыдущей приватизации с разрывом производственных цепочек и комплексов. Если мы говорим об АвтоВАЗе, то возникает проблема государственной поддержки корпораций – принимают ли предприятия на себя обязательства по модернизации и перестройке производства или это будет похоже на поддержку банковской системы ради нее самой, а не ради восстановления кредитования реального сектора экономики. </p>
<p>Если рассматривать бюджетную политику на следующий год, то уже сейчас сталкиваются различные социальные интересы. В условиях дефицита ресурсов  государству приходится делать выбор. Например, пенсии в следующем году будут повышены на 40 процентов, но при этом зарплаты бюджетникам индексироваться не будут – это  тяжелый выбор. Вообще в условиях кризиса проблемы не решаются в категориях между хорошим и плохим, а они решаются в  категориях между плохим и очень плохим, или плохим и не очень хорошим. </p>
<p>Чтобы сделать правильный выбор, нужно обсуждать эти проблемы с обществом. Например, принять, что приоритеты поддержки старшего поколения являются безусловными, и должны быть исполнены независимо ни от чего, а другим категориям придется несколько затянуть пояса. Это предмет широкой общественной дискуссии и политического обсуждения. У общества должны быть и рациональные, и моральные ответы на такие вопросы, и они должны быть очевидны, чтобы потом, уже в рамках стратегии выхода из кризиса и на выходе из кризиса, мы не получили бы ситуацию социального непонимания и социальной нелегитимности.</p>
<p>Подводя итог, можно сказать, что любой кризис имеет свою цену. Эту цену всегда кто-то должен заплатить. В той или иной пропорции, наверное, платят все: кто-то  - больше, кто-то - меньше. Вопрос о том, какую цену общество готово заплатить за выход из кризиса, и  кто должен, может быть, заплатить больше, а чьи интересы не подлежат никакому ущемлению - это фундаментальные базовые вопросы дискуссии по поводу кризиса и выхода из него. Она должна происходить обязательно, и все ответы тоже надо давать в обязательном порядке, в том числе и политически. В противном случае, когда не возникает консенсуса по поводу вопросов социальной справедливости, на выходе могут получиться проблемы, связанные с восприятием тех или иных решений. Потом это очень негативно влияет на экономическое развитие и политической развитие в стране, которое мы можем наблюдать на примере первоночальных рыночных реформ. </p>
<p>Рост глобализации приводит к ситуации, когда уже почти невозможно отгородиться от тех рисков, которые возникают в безответственных государствах. Внутренняя социальная политика становится фактором, который определяет безопасность мира в целом. Не находящие решения внутригосударственные проблемы и социальные противоречия выплескиваются наружу. Нелегальная эмиграция, ксенофобия вплоть до терроризма - с этими проблемами сталкиваются страны, которым подобные социальные проблемы были не знакомы. </p>
<p>Таким образом, неблагоприятная социальная обстановка зачастую становится фактором угрозы для других стран. Спрятаться в этом глобализованном мире не удается. На конференции в Ярославле мы будем обсуждать эту тему, отграничивая ее от проблемы безопасности в традиционном понимании - безопасности военной, в области ядерных технологий и т.д.</p>
<p>Сегодня государство возвращается к пониманию того, что оно как институт, занимает, по-видимому, то место, которое и должно занимать. Это важнейший институт, обеспечивающий функционирование всей мировой политической и экономической системы.</p>
<p>Сегодня Россия как европейская страна вынуждена разговаривать с мировым и европейским сообществом. Мы должны уметь объяснять свои проблемы, в том числе и тяжелейшие, причем на языке, понятном как для себя, так и для европейцев. Цель конференции в Ярославле, я думаю, довольна проста и прозаична. Необходимо понять, каким будет мир после кризиса, каким будет государство, которое с большим трудом справилось с этим ударом, причем государство не образца 2008 года, а уже находящееся в новой ситуации. </p>
<p>Собственно говоря, государства с кризисом неплохо справились, прежде всего, в Европе. Мы помним, как много говорили о том, что американская модель является выдающейся, что это чемпион современного мира. Но Европа пострадала меньше, чем Америка. Например Франция, чьи уважаемые политики тоже будут на конференции, почти не пострадала, и этому надо учиться. </p>
<p>Поэтому цель конференции – взаимное обучение, обмен опытом, в том числе и опытом демократическим. Новые задачи демократии посткризисного мира состоят в обеспечении безопасного мира. Речь идет о том, что государство является участником, спонсором, строителем нового безопасного мира и его новой архитектуры. Здесь пока не ясны стандарты демократии, внутренней стабильности и социального государства. Тема стандартов, я думаю, будет одной из центральных на конференции, и они не могут быть отдельно российскими и отдельно французскими. Нормы – есть нормы. На конференции особенно актуальны будут вопросы правильной постановки задач и многообразие опыта современных государств.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".