Статья
9711 30 сентября 2011 0:32

Социальная перезагрузка

В Москве 29-30 сентября проходит Социальный форум России. Его организаторами выступили Общественная палата РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Правительство Москвы. Проблемы реформирования социальной политики России обсуждают в эти дни в столице федеральные министры и представители правительства Москвы, заместители глав регионов, курирующие социальную политику, представители некоммерческих организаций и бизнеса.

Основной темой форума стала социальная модернизация. Участники форума составили документ, в котором обозначили свои выводы относительно того, какой они видят процесс модернизации социальной сферы. В документе говорится, что сложившаяся в настоящее время ситуация в социальной сфере в РФ действует, используя механизмы еще социалистического общества. Механизмы эти не менялись с середины прошлого века. Вместе с тем, «в период существования СССР у граждан сформировался иждивенческий подход во многих вопросах, касающихся соцобеспечения». Как отмечают участники, мировой опыт призывает нас к «активному вовлечению населения в решение социальных проблем и созданию современных институтов социальной системы». «Существующая социальная система громоздка, - отмечается в резолюции, - не оправдывает ожиданий общества». Значительные средства же, которые выделяет на финансирование социальной сферы государство, по мнению авторов документа, «расходуются неэффективно, с нарушением принципа адресности».    

«Гражданскому обществу нужна “перезагрузка” всей системы предоставления социальных услуг, ее ориентация на потребности конкретного человека», - говорится в резолюции.

Участники форума в итоговых документах призвали правительство РФ и Госдуму сделать «ядром своей работы проведение социально-безопасных для граждан и их семей преобразований, направленных на повышение качества социальных услуг и качества жизни их семей».  

Президент РФ Дмитрий Медведев направил приветствие участникам форума: «Приветствую вас на открытии Форума, собравшего представителей органов государственной власти, деловых кругов, региональных общественных палат и социально-ориентированных некоммерческих организаций. Вам предстоит обсудить широкий круг вопросов, связанных с модернизацией социальной сферы и участием в этой работе структур гражданского общества».

«Сегодня надо совместно заниматься внедрением современных технологий оказания социальных услуг, обеспечивать их доступность, адресность и высокое качество», - отметил президент в своей телеграмме.

Медведев рассчитывает, что «рекомендации форума будут востребованы на практике и послужат совершенствованию механизмов общественно-государственного партнерства в социальной сфере». «Желаю вам плодотворных дискуссий и всего самого доброго», - сказал глава государства.

Вице-премьер российского правительства Александр Жуков, открывая своим выступлением первое заседание Социального форума, рассказал о некоторых улучшениях в социальной сфере в российских регионах. По его словам, в реализации приоритетных нацпроектов уже можно подвести первые итоги. «Мы можем сказать, что реализация нацпроектов социальной направленности внесла существенный вклад в улучшение жизни в России», - сказал Жуков. «Наблюдается снижение смертности, - отметил вице-премьер. – А естественная убыль населения сократилась в 3,5 раза». По словам Жукова, наконец «удалось стабилизировать численность населения с момента начала реализации нацпроекта “Здравоохранение”».

Из бюджета на реализацию социальных проектов выделяются значительные средства. Как отметил вице-премьер, около 620 миллиардов рублей было направлено на реализацию программы по модернизации здравоохранения. «В частности, на эти деньги будет закуплено современное медицинское оборудование практически для всех поликлиник и больниц», - заметил Жуков.
 
В отношении программы модернизации образования вице-премьер заметил, что введение ее в действие уже принесло первые результаты. В частности, как сказал Жуков, «пополняются библиотечные фонды школ, закуплены школьные автобусы и школьные классы оборудуются новыми учебно-лабораторными комплексами».

На форуме выступила и министр здравоохранения и социального развития России Татьяна Голикова. Она рассказала, что в 2011 году более 135 миллиардов рублей будет направлено на укрепление и развитие материально-технической базы социальных учреждений в РФ.

По ее словам, потребность населения в предоставлении социальных услуг «продолжает оставаться значительной». Голикова отметила, что за 2010 год социальную помощь и социальные услуги в разных видах получили более 19 миллионов человек, или 13% населения. На 1 января 2011 года, по данным министра, в России действовало около пяти тысяч учреждений социального обслуживания.

Также Голикова напомнила, что сейчас разрабатывается и обсуждается новый законопроект «Об основах социального обслуживания населения в РФ». «Мы ожидаем, что и на социальном форуме будут даны рекомендации в отношении этого законопроекта. Законопроект должен отвечать чаяниям населения», - заметила министр.
Голикова напомнила, что законопроект «Об основах социального обслуживания населения в РФ» будет обсуждаться в течение 9 месяцев. «Затем он будет рассмотрен на заседании правительства», - разъяснила Голикова. Глава министерства пояснила необходимость принятия нового документа, тем, что «сегодня предоставление социальных услуг по объему и качеству сильно различается по регионам». По ее словам, «очевидно, что это противоречит принципу социальной справедливости». Министр проинформировала, что «законопроект предусматривает установление единых правил оказания социальных услуг на всей территории России, устанавливается единая планка и стандарты, которые регионы будут обязаны соблюдать».

Серьезным новшеством согласно законопроекту будет уровень доходов, до которой граждане имеют право на бесплатные соцуслуги. «Мы поднимаем планку доходов, до которых граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на бесплатное получение социальных услуг», - сообщила она. По действующему законодательству - это один прожиточный минимум. В новом законе предполагается более высокий стандарт - не менее 1,5 прожиточного минимума. Голикова пояснила, что, возможно, планка будет еще выше, сейчас это обсуждается.

Министр также обратила внимание на принятую в этом году госпрограмму «Доступная среда» на 2011-2015 годы, направленную на создание равных возможностей для инвалидов. Понятие «доступность» включает в себя свободное передвижение инвалидов, обеспечение их образовательными и информационными услугами, помощь в трудоустройстве, помощь со стороны общества. «На первом этапе в 2011-2012 годы будут запущены пилотные проекты в Тверской и Саратовской областях, в Республике Татарстан», - сказала министр. В 2013-2015 гг. результаты пилотов начнут внедряться по всей России. По словам Голиковой, особенное внимание будет уделено формированию безбарьерной школьной среды, обеспечение субтитрами программ общероссийских телеканалов, поддержке учреждений спортивной направленности в регионах.

Отметим, что уже сейчас на интернет-сайте общественного обсуждения проекта закона о соцобслуживании, эксперты и просто интересующиеся граждане подготовили более 150 дополнений к нему.

Еще один интерактивный проект был представлен на Социальном форуме. Совместный проект Общественной палаты и Минздравсоцразвития называется «Социальная карта России». Он представляет интернет-портал, который призван помочь населению получить полную информацию о полагающихся ему социальных услугах.

Председатель комиссии Общественной палаты РФ по социальным вопросам и демографической политике Елена Николаева рассказала в интервью «Актуальным комментариям», что до сих пор социальная модернизация не рассматривалась вовсе, «все говорили только о технологической модернизации, поэтому на этом форуме впервые так громко озвучивается идея социальной модернизации с точки зрения ориентирования  на потребности конкретного человека». «Мы прорабатываем шаги и пути решения для того, чтобы все отдельные направления социальной деятельности – здравоохранение, образование, социальное обслуживание, деятельность некоммерческих организаций обрели системность и комплексность», - сказала член ОП РФ.

Член Общественной палаты, директор Агентства социальной информации Елена Тополева-Солдунова считает, что без вовлечения граждан невозможно социально модернизировать Россию. «У нас потрясающие наработки в этой сфере, именно в сфере инновационных и социальных технологий, опыт, наработанный в разных местах нашей страны, но он не капитализируется», - заметила Тополева-Солдунова в интервью «Актуальным комментариям».

По ее словам, есть отдельные примеры активности граждан в социальной сфере, но «он разрозненный, а не системный». Как отметила собеседница АК, «необходимо этот опыт собрать, обобщить и показать людям, что они в этой области смогут действовать сами». «Нужно  дать больше полномочий гражданам и создать им условия. Но пока этого нет», - заключила правозащитница.

По словам заммэра столицы по социальным вопросам Людмилы Швецовой, в столице нет недостатка в активности гражданского общества. «Москве не стоит обижаться и на количество денег, которое выделяются на социальные проекты», - отметила вице-мэр. Однако, социальная модернизация в Москве, да и во всей стране заключается не только в обновлении технической базы, а еще и в повышении качества социальных услуг. «Социальная защита с советских времен очень жесткая, в том числе и в Москве,  - отметила Швецова в интервью АК. - Она делит людей по принципу полагается – не полагается. Нет форм ответа на пограничные ситуации. Их надо искать».

Во второй день форума, 30 сентября состоится награждение победителей Всероссийского фестиваля социальных программ «Содействие», на который было представлено более 1600 проектов некоммерческих организаций. Победители фестиваля будут рекомендованы к получению господдержки в рамках законодательства о социально ориентированных НКО.

Комментарии экспертов

Прежде всего, нужно отметить, что Общественная палата начала оказывать реальное воздействие на государственную политику. Идея социальной модернизации претерпела эволюцию - от сомнительной формулировки, как это казалось сначала, до части государственной политики. И это уже говорит о том, что гражданское общество способно ставить масштабные государственные задачи, и это уже само по себе не мало.

Второе. Поскольку проблема социальной модернизации в значительной мере меняет сам взгляд на модернизацию страны, когда социальная модернизация становится в ряду с технологической, политической модернизацией, это уже само собой меняет приоритеты социальной модернизации.

И, наконец, социальная модернизация выявила при таком широком макросоциальном подходе бездну проблем, которые раньше просто не были видны. Например, была инерция того, что государство несет ответственность за все сферы. И впервые было определено, за что несет ответственность государство, а за что - гражданское общество. Такая постановка позволяет выдвигать в качестве участников процесса и государство, и гражданское общество, и бизнес. Ну, например, есть 83-й федеральный закон. У нас к нему много претензий, но он создает базу для совершенно нового подхода: государство создает государственный заказ на услуги, а выполняют их те, кто эффективнее - либо бизнес, либо НКО, либо традиционные бюджетные организации. Это совершенно другой способ решения проблем. И пробуксовывает это все в силу того, что все еще велика инерция патерналистского взгляда на социальную политику.

Этот грандиозный Социальный форум призван начать сдвигать заржавелый механизм, начинать двигать его в сторону, во-первых, более широкого социального понимания, а во-вторых, понимания того, что участниками этого являются все те, кто готов в этом участвовать. Нужно со стороны гражданского общества оказывать давление на этот заржавленный механизм, чтобы дело сдвигалось с мертвой точки. Нужна гражданская инициатива. Нужно искать конкретные решения в конкретной ситуации. Наконец, нам нужно создавать механизмы государственной поддержки НКО, чтобы они получили ресурс и стали полноценными участниками социальной модернизации.

К сожалению, до сих пор такая позиция, как социальная модернизация, государством в принципе не рассматривалась. Все говорили только о технологической модернизации, и это - большой пробел.

На Социальном форуме впервые громко прозвучала идея социальной модернизации с точки зрения ориентирования  на потребности конкретного человека. Сегодня мы прорабатываем шаги и пути решения для того, чтобы все отдельные направления социальной деятельности – здравоохранение, образование, социальное обслуживание, деятельность НКО - обрели системность и комплексность.

Только совместная реализация такого рода проектов может дать действительно мощный и полезный эффект, и каждый гражданин Российской Федерации увидит это на примере своей собственной жизни.

Социальная модернизация нужна не только отдельно обществу или государству. Ее претворять в реальность нужно именно в партнерстве общества и государства. И вот мы сегодня пытаемся форму такого партнерства нащупать и реализовать.

Мне кажется, мы находимся на правильном пути. Форум показал, что возможен реальный диалог общества и власти. Идут поиски компромиссов и путей выхода из той ситуации в социальной сфере, которая сложилась на данный момент.

А повышение эффективности социального обслуживания – это в наших общих интересах. Поэтому, поверьте, мы на этом пути будем непреклонно двигаться вперед.

Государство должно понять, что оно в одиночку не сможет справиться с модернизацией социальной сферы. И это нормально. То есть, государству не придется расписываться при этом в своей беспомощности, но оно должно честно сказать, что без вовлечения граждан невозможно социально модернизировать Россию. 

У нас на самом деле есть уже совершенно потрясающие наработки в этой сфере, в сфере инновационных социальных технологий. Опыт этот получен из разных регионов нашей страны, но плохо в том, что этот опыт не капитализируется. 

Взять любую сферу, - мы знаем, у нас сложно с пожилыми людьми, и пенсии по-прежнему у них не такие большие, и с социальным обслуживанием трудности, и с их социализацией, но и здесь есть отдельные примеры создания благотворительных организаций или групп самопомощи пожилым. Пожилые люди нередко сами объединяются вместе и пытаются по возможности решать проблемы своего совместного досуга. Они что-то для себя организовывают, сами становятся волонтерами. Пожилые люди, еще активные, помогают детям, попавшим в трудные жизненные ситуации. Иногда благотворительные организации находят средства помимо бюджетных, например, берут их у бизнеса, для поддержки нуждающихся пожилых. Есть уже такой успешный опыт, но он пока очень разрозненный, никто еще не ставил такой задачи - системно все это собрать и обобщить. 

Самое главное – нужно людям показать, что они в этой области могут многое сделать сами. Но для этого нужно возбудить в них воодушевление, нужно обучение, тиражирование успешных практик. На мой взгляд, это основная проблема: нужно больше рассчитывать на самих граждан, на людей, давать им больше полномочий и создавать для этого условия. Пока у нас условия для этого не создаются, социальная активность граждан сама прорастает как цветы дикие на свалке, но если эти цветы начать поливать, почву под ними рыхлить, то тогда у нас будет сад. 

Что касается государственных социальных программ, донорских или  против курения и т.д.: очень важно, чтобы их не просто министерство придумывало и запускало, а чтобы в их экспертизу, мониторинг, оценку вовлекалась общественность. Не надо этого бояться чиновникам, от этого программы только лучше станут.

В Москве у нас нет недостатка в активности гражданского общества. Другое дело, что здесь и предела нет в проявлении этой активности. И чем его будет больше – тем лучше. Москве не стоит обижаться на количество денег, которое выделяются на социальные проекты. Достаточно сказать, что 24% бюджета города выделяется только на социальную защиту. Если к этому прибавить образование, здравоохранение, если к этому прибавить социальные функции других наших программ, то это будет более 60% средств, которые выделяются из бюджета города. 

То же самое касается и инвестиционной программы, и приведения в порядок зданий и учреждений, в которых реализуются социальные программы. Я думаю, что мы можем сегодня говорить не только о том, что мы даем людям, но и еще и о том, какого качества люди получают услуги от государства и от общественных структур. Потому что человеку хочется получить услугу, чтобы она была не просто услугой, выданной с холодными глазами, особенно, если речь едет о пожилых людях, об одиноких людях, если речь идет о детях больных, людям очень важно, чтобы им улыбались, чтобы говорили добрые слова. Врач может очень хорошо вылечить, но если он при этом груб и унижает человека, то человек не получит от этого удовлетворения. Точно так же невозможно сделать счастливым человека приказом, указом, деньгами. 

Кроме всего прочего, мы должны сегодня думать о нескольких вещах, которые на мой взгляд являются очень важными и пока еще нерешенными у нас в городе. Мы должны модернизировать систему социальной защиты таким образом, чтобы максимально помочь семьям не выталкивать из семьи «на казенку», как это принято говорить, больных детей или немощных стариков. 

Да, конечно, у нас есть хорошие школы-интернаты, у нас есть прекрасные пансионаты для постоянного проживания пожилых людей, мы их не называем домами престарелых, потому что это как-то унизительно. Это все-таки пансионаты для жизни, но мы понимаем, что самое лучшее - это когда пожилой человек живет в семье. Самое лучше, когда родился ребенок-инвалид – чтобы он жил в семье. Он все равно должен быть любим родителями. Пусть у него ДЦП, пусть у него болезнь Дауна. Все равно родители, если они нормальные родители, захотят воспитывать его сами. И вот для того, чтобы через год они не отдали его в казенное учреждение, мы должны создать систему таких услуг, причем, мобильных услуг, которые позволят им сделать это. 

Вот например, не для кого не секрет, что когда рождаются дети-инвалиды, особенно тяжелые инвалиды, через год их воспитывает одна мама. Папы многие не выдерживают и уходят из семьи, а маме надо воспитывать ребенка так, чтобы можно было себе позволить и массажиста пригласить, и коляску ему удобную приобрести. И в таких случаях государство, конечно, должно создать палитру всяких услуг, которые могли бы позволить более удобно и комфортно воспитывать такого тяжелого ребенка.

В Москве сейчас уже в большом количестве домов поставлены такие рельсы для передвижения ребенка по квартире, которые начинаются от его кроватки и завершаются в туалете, в ванной, на кухне. Маме не нужно его таскать на руках, потому что ребенок, когда совсем маленький - это одно, а когда ему уже исполняется несколько лет и тем более, когда он становится подростком надо его все равно таскать на руках - понятно, что не каждая мама это выдержит. 

Или, например, различные средства для удобства жизни такого ребенка. Или надомная работа для мамы, потому что она не может надолго уходить от ребенка. Это может быть транспорт социальный, который позволяет возить ребенка на процедуры, на обучение и так далее. Это сиделка на короткое время, когда маме над самой пойти заняться своим здоровьем. Представьте себе такую маму, ей не на кого бросить ребенка. Хорошо если есть хорошая добрая соседка, а если ее нет? А если нет родственников? Социальные службы должны в этом деле тоже помочь. Это пятидневка, если она не хочет отдавать его «на казенку», но хочет все-таки работать или учиться в течение недели. Она его отдает на пять дней, но все равно в субботу-воскресенье он испытывает материнское тепло, материнскую заботу. И мать не комлексует потом от того, что она должна была навсегда отдать ребенка. 

То же самое касается пожилых людей. Представьте себе, семья в которой есть пожилой дедушка или бабушка, которые на ногах, в нормальном состоянии живут в семье. Но вдруг случилась беда – заболели, сломали шейку бедра - требуется полугодовой уход. С работы никто уйти не может и не хочет, да может и требовать с них этого не нужно. Вот в этот момент, в этот форс-мажор должно прийти на помощь государство. И не только вылечить в больнице этого престарелого пациента, но и обеспечить временный уход для таких людей. 

Кого-то оставить дома нельзя одного, потому что он грустит, потому что плачет, потому что может упасть. Здесь тоже мы принимаем целый ряд мер, например, сейчас мы раздаем нашим ветеранам огромное количество (150 тысяч) тревожных кнопок. Нажимаешь на такую кнопку и на диспетчерской, на нескольких телефонах сразу отражается этот звонок. И даже если ты потерял сознание, то все равно этот звонок будет работать до тех пор, пока к тебе не приедут. Это исключает случаи каких-то серьезных исходов в случае, если стало плохо. Или, например, эту форму называю детским садом для пожилых людей. Но может быть, не надо так называть, но смысл действительно такой же. 

Когда на День ветеранов на машинах родственники привозят в центр социального обслуживания, они день там находятся и питаются, вечером они снова возвращаются к себе в дом и в добром хорошем здравии, ни на кого не обижены, общаются с внуками, с правнуками, общаются с детьми своими, и это налаживает взаимоотношения поколений в семье. Скандалы, напряжение и обиды стариков иногда бывают не от того, что у них плохие дети и внуки, а оттого, что обстоятельства таковы, что создается известный конфликт отцов и детей, который потом приводит к скандалам и уходу из дома, к размену квартир и т.д. 

Поэтому, если говорить о модернизации, то она должна пройти не только в части материального состояния нашей базы, не только в части оборудования, но и в части нашего модернизированного адаптированного к интересам людей подхода в организации социальной защиты. Социальная защита ведь с советских времен и начала этого века она, на мой взгляд очень жесткая, в том числе, и в Москве. И она делит людей так: полагается - не полагается, одинокий – не одинокий. Нет пограничных ситуаций, которые могут возникать между этими категориями и нет форм ответа на эти пограничные ситуации, или их пока недостаточно, скажем так. Поэтому надо искать такие формы и их находить. Вот в этом, наверное, и состоит модернизация нашего сознания. Необходимо некое изменение нашего сознания в сторону поиска тех точек приложения наших сил и наших возможностей, и тех средств, которые у нас есть в интересах конкретных людей. 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".