Социальные инновации
В размышлениях о современном кризисе звучат два альтернативных подхода: мы попали в кризис или кризис напал на нас. Второй кажется более предпочтительным. Однако, на мой взгляд - «оба хуже». Ведь выбор между собственной, мягко говоря, нерасчетливостью и собственной же неспособностью противостоять чужой «заразе» равно малоприятен. Потому и напрашивается вопрос: а как мы дошли до жизни такой?
Рискну утверждать, что не случайно. Причина в - нашей цивилизационной парадигме. В проклятии догоняющей модернизации как заимствовании чужих образцов, что неизбежно оборачивается отчуждением народного большинства от «модернизирующей элиты». И - кризисной структурой государственности, которую оказывается некому защищать в момент революционного вызова.
В прошлом столетии мы именно по этой схеме дважды теряли свое государство. И если не хотим третьего и последнего раза, то должны абсолютно всерьез принять прозвучавшую еще 8 февраля мысль Путина о необходимости перейти от «инерционного энергосырьевого сценария развития» к «инновационному сценарию». Инновационное развитие не сводится только к научно-техническим и экономическим инновациям. Такое развитие невозможно запустить, ожидая «инновационного поведения» от граждан, даже если начать массированные инвестиции в сферы образования и здравоохранения.
Для инновационного развития страны необходимо формирование инновационной институциональной среды, в которой только и может появиться мотивация к инновационному поведению у граждан. Иными словами, научно-технические, экономические и личные творческие инновации возможны в стране только на фундаменте социальных инноваций.
Что такое «социальные инновации»? Это не просто перемены - перемены случаются сами по себе, нередко против нашей воли. Инновации - это такие изменения в нашей жизни, которые мы сами вносим после того, как оценили собственный опыт и сформулировали цель перемен. Иными словами, социальные инновации - это не новизна сама по себе, а такая новизна, которая улучшает существующее без его радикального разрушения.
Сама потребность инноваций возникает в результате критической оценки существующего. Понимания его несовершенств и уверенности в том, что его можно улучшить. Это значит, что инновация предполагает не альтернативу: «отречемся от старого мира», - а развитие на существующей основе.
Казалось бы - банальность. Однако дело в том, как понимать собственную основу. И, соответственно, - развитие. Здесь менее всего уместен взгляд на ситуацию в знакомом формате «борьбы лучшего с хорошим». Основа - это уникальная, только для нас характерная констелляция социальных проблем. А проблема - это то, что не устраивает никого, и при этом не имеет решения, устраивающего всех. Тогда развитием и при том инновационным можно считать необычный выход из этого парадоксально-порочного круга. Не за счет привычного «догона», и не за счет до «основанья, а затем…»
Тогда понятно, что социальная инновация есть нахождение необычного способа решений обычно нерешаемого. Дело за малым - определить, кто и как его будет находить.
Леонид Поляков