Статья
967 26 октября 2009 0:01

Совещание по нацпроектам

Ожидается, что премьер-министр Владимир Путин проведет заседание президиума Совета при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

Цель Совета, который существует уже 4 года  -  разрабатывать меры по реализации нацпроектов, определять концепцию их развития.

Работа над приоритетными проектами идет не только в рамках совета. В октябре 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев своим распоряжением утвердил состав межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Развитие агропромышленного комплекса». Группу возглавила министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник.

Руководителем рабочей группы по проекту «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» стал министр регионального развития РФ Виктор Басаргин.

2009 год в плане финансирования нацпроектов имеет свом особенности. Так за первое полугодие реальный объем финансирования нацпроектов составил 52,3 млрд. руб., или 18% к уточненной бюджетной росписи, пишет Независимая газета. По линии нацпроекта «Здоровье» в первом полугодии освоено всего 23,3% средств к уточненной бюджетной росписи. За аналогичный период прошлого, докризисного года этот показатель был выше – 32,1%. Еще больший провал произошел с нацпроектом «Доступное и комфортное жилье», финансирование которого с января по июнь составило всего 6,6% к уточненной бюджетной росписи. При этом пришлось выделять из бюджета средства на антиктизисные меры, суммы на которые могли бы быть меньше, если бы финансирование нацпроектов было освоено в полном объеме.

 
 

Комментарии экспертов

Идея выделения приоритетов абсолютно здравая и единственно эффективная с точки зрения действий государства по стратегическому развитию страны.

Но здесь следует различать то, что именуется проектами и то, что традиционно называется программами. Честно говоря, то, что у нас названо национальными проектами, никакими проектами не является, поскольку речь идёт о стандартных государственных программах развития крупных макроотраслей или экономических блоков. Взять, например, жильё, взять образования или сельское хозяйство – это обширные образования со сложной структурой, и задачи здесь  многообразны и многоплановы и т.д. То есть речь идёт о систематической работе по этим направлениям. Это не проекты.

Проекты всегда имеют проектную составляющую. На самом деле проект – это законченный в себе некий комплекс мер. Если бы речь шла о комплексном развитии какого-то нового региона, о развитии транспорта, который бы связывал этот регион с другими регионами, и т.д., то тогда речь действительно идёт о проекте. Это очень конкретное начинание. Можно назвать проектом строительство КВЖД или другие железнодорожные проекты, осуществлявшиеся при Александре III. Вот это проекты. А то, что у нас называется проектами – это не проекты, это программы.

А вот как раз проектов у нас не хватает. Например,  строительство серии технополисов – это уже, пожалуй, определённый национальный проект. Другое дело, что в условиях кризиса многие из таких начинаний, к сожалению, плохо финансируются, не находятся в центре достаточного внимания и т.д. И в таких проектах должна быть и проектная организация осуществления, то есть должна выделяться головная организация, ответственная за осуществления этого проекта, и она должна координировать действия всех участников, в том числе иметь полномочия по уровне закона. Таких проектов, к сожалению, мы практически не видим в России. А они показывают свою чрезвычайную эффективность.

Можно вспомнить проект TVA в США, который существует до сих пор, и комплексно решил проблему и энергетического снабжения, и землеустройства в обширном регионе США. Можно найти подобные примеры проектов в Бразилии, в Китае, во многих других странах.  Я думаю, что в Советском Союзе таких проектов было много: всевозможные проекты по развитию в районах Севера, Дальнего Востока и т.д. Сейчас нам таких проектов не хватает. Я обеими руками за такую проектную организацию деятельности в России, тем более что нам необходимы прорывы в российской экономике.
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".