Статья
3 Марта 2009 0:01

Совещание по образованию

<p class="MsoNormal">В Московском физико-техническом институте (МФТИ) состоялось совещание по развитию системы профессионального образования под председательством главы Правительства РФ Владимира Путина. Особое внимание на нём было уделено развитию высшего профессионального образования и создания национальных исследовательских университетов (НИУ) - ведущие вузы России получили возможность на конкурсной основе получить этот статус. Премьер заявил о необходимости запуска процесса формирования сети НИУ уже в первой половине текущего года. По оценке Владимира Путина, на первом этапе статус национальных исследовательских университетов могут получить порядка 10-15 вузов. Известно, что на поддержку исследовательских университетов в бюджете 2009 года предусмотрено 3 млрд рублей. Путин подчеркнул, что эти средства зарезервированы и процесс «переориентации бюджета» их не коснётся.</p>
<p class="MsoNormal">Владимир Путин также рассказал о планируемых мерах по поддержке студентов и аспирантов. Так, правительством прорабатывается вопрос о выделении дополнительных средств для компенсации студентам кредитов на обучение. Кроме того, по словам Путина, программы финансирования кредитов на обучение будут вводиться в системообразующих банках. В 2009 году для стимулирования студентов, желающих продолжить образование и заняться научной работой, планируется существенно увеличить число бюджетных мест в магистратуре и аспирантуре до 35 и 30 тысяч соответственно. Владимир Путин также не исключил возможности продления срока обучения в аспирантуре.</p>
<p class="MsoNormal">Ещё одной мерой, предложенной Владимиром Путиным, стало восстановление института стажёров-исследователей в ведущих государственных вузах и научных организациях. По предложению премьера, выпускник вуза сможет занять такую должность на основе срочного трудового договора, рассчитанного на 2-3 года. Владимир Путин также сообщил о подготовке в Минобрнауки совместно с системообразующими предприятиями вопроса о создании молодежных конструкторских бюро. Кроме того, в 2009 году будет внедряться Федеральная программа по подготовке молодых педагогических кадров и будет продолжена выдача грантов молодым ученым.</p>
<p class="MsoNormal">Все перечисленные Владимиром Путиным меры, по его представлению, должны не только создать кадровый резерв для развития высокотехнологичных отраслей экономики в посткризисный период, но и стабилизировать ситуацию с трудоустройством выпускников вузов на ближайшие 1-2 года. Премьер также высказал мнение, что высшая школа может принять активное участие в выполнении региональных программ содействия занятости. В рамках этих программ планируется переобучить свыше 165 тысяч человек.</p>
<p class="MsoNormal">В ходе совещания был организован телемост между Московским физико-техническим институтом в Долгопрудном и его киевским филиалом. Выступая во время телемоста, Владимир Путин подчеркнул необходимость сохранения естественной связи между научными и образовательными центрами России и Украины, и выступил за развитие российско-украинских образовательных и научных связей.</p>
<p class="MsoNormal">В ходе посещения МФТИ Владимир Путин также осмотрел общежитие и учебные лаборатории института.</p>
<p>Московский физико-технический институт (МФТИ) создан в сентябре 1951 г. на базе физико-технического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Основная задача - подготовка высококвалифицированных кадров по важнейшим направлениям науки и оборонной техники. В июне 1995 г. МФТИ получил статус государственного университета.</p>
<p>фото: ИТАР-ТАСС</p>
Комментарии экспертов
<p class="MsoNormal">Путин предложил пакет антикризисных мер. Увеличение бюджетных мест в аспирантуре – это непосредственная реакция на ту проблему, которая нас ожидает в этом году. Дело в том, что выпускники этого года будут испытывать трудности при выходе на рынок труда, в поиске рабочих мест. И всё, что продляет обучение, работает на то, чтобы частично снять это проблему. То есть общая идея – продлить возможность обучения для выпускников этого года.</p>
<p class="MsoNormal">Субсидирование кредитов и вообще помощь в оплате обучения – тоже антикризисная мера. Она касается как уже обучающихся, так и вновь поступающих. Понятно, что у нас уже существовала определённая система выдачи образовательных кредитов, по этому направлению работал ряд банков. Но в условиях кризиса эта система «поплыла». Поэтому здесь дополнительные государственные меры носят поддерживающий характер.</p>
<p class="MsoNormal">Но привлечение региональных вузов к программам переподготовки и переобучения - это уже мера, касающаяся всего рынка труда. Было понятно, что даже значительное повышение пособий по безработице – это не выход. По крайней мере, это не решает системно нынешнюю проблему на рынке труда и не создаёт ничего нового для перспектив рынка труда после кризиса. Само по себе повышение пособий не создаёт никаких возможностей для повышения мобильности трудовых ресурсов и адаптации рынка труда к нуждам посткризисной ситуации. Отсюда очевидно, что в общем плане нужно делать ставку именно на программы переобучения и переподготовки, а где-то - и на сохранение занятости. Поскольку здесь основная инициатива и управленческие полномочия по регулированию будут отданы регионам (действительно, на уровне регионов лучше видно, какова ситуация, и что нужно делать), то привлечение региональных вузов и соответствующая федеральная поддержка вполне логична.</p>
<p class="MsoNormal">Создание национальных исследовательских университетов - это уже не столько антикризисная мера, сколько стратегическое планирование развития системы образования, повышения его эффективности и конкурентоспособности. Сама эта идея связана с тем, что нужно развивать сеть исследовательских университетов - то есть таких университетов, которые были бы не только местами учёбы, но и центрами концентрации научных исследований (в том числе самых передовых). Такие университеты в каком-то смысле воспроизводили бы модель многих ведущих мировых вузов. В таких вузах студенты одновременно с учёбой начинают самостоятельную исследовательскую работу. В них работают соответствующие лаборатории. В дальнейшем рынок формирует структуру прикладной науки, которая, в свою очередь, работает на экономику.</p>
<p class="MsoNormal">Это правильная идея - другое дело, как она будет реализована. Просто номинировать и присвоить некоторым университетам (пусть даже и наиболее достойным по конкурсу) подобный статус – ещё не значит, что эти вузы сразу же превратятся в учебные заведения нового типа. Ещё очень много нужно будет сделать, чтобы они реально заработали в этом качестве. И здесь возможна одна из всеобщих проблем – помимо больших инвестиций в материальную базу лабораторий, нужно подготовить и особые управленческие кадры, приемлемые для такой модели вузов. Нужно, помимо всего прочего, искать очень сильных менеджеров, которые могли бы создавать, поддерживать и развивать такие структуры.</p>
<p class="MsoNormal">Действительно, не стоит многие специальности относить к высшей школе, многие из них можно преподавать в рамках среднего специального образования. Я бы даже сказал, что среднее специальное образование лучше, чем двухуровневая система высшего образования. За то же время, которое уходит на подготовку бакалавра, куда как лучше подготовить квалифицированного специалиста в рамках среднего специального образования, чем посредственный научно-педагогический кадр.</p>
<p class="MsoNormal">Везде - и на предприятиях высокотехнологичной промышленности и ВПК, и в технических и естественно-научных НИИ необходим персонал, который может обслуживать имеющиеся там технологии и оборудование.  Этот персонал должен иметь очень серьёзную подготовку. Поэтому без него невозможно ни построить инновационную экономику, ни обеспечить планируемый нанотехнологический бум.</p>
<p class="MsoNormal">К сожалению, если какая-то наука там и осталась, то подготовка новых инженерно-технических кадров «проседает» очень существенно. Я могу сказать про Университет и наш факультет. У нас многие технические работники – ветераны войны, и адекватной замены им нет. Это пожилые люди, которые «прикипели» к своему рабочему месту, в других местах они уже себя не видят, да и устроиться, наверное, уже не могут. Приток молодых людей, которые могли бы обслуживать даже хотя бы не науку, а внедренческую её часть, не обязательно НИР, но хотя бы НИОКР – это действительно большая проблема.</p>
<p class="MsoNormal">Все эти меры, конечно же, необходимы, потому что ситуация уже критическая. Необходимо предпринимать какие-то действия. Ситуация критическая в том числе и потому, что сейчас мы проходим «демографическую яму». Кроме того, за последние годы существенно возросла доля платного образования. По этой причине мне кажется, что дополнительно к тому, о чём уже сказал Владимир Путин, необходимо увеличивать количество бюджетных мест в ВУЗах ещё на стадии бакалавриата. В условиях кризиса это, конечно, становится всё труднее и труднее. Но здесь могут помочь целевые стипендии от организаций, институтов или предприятий, которые нуждаются в квалифицированных специалистах тех или иных конкретных профессий. Возможно, выпускникам потом придётся в обязательном порядке работать на этих предприятиях, но в условиях кризиса даже такой аналог «распределения» будет вполне приемлемым выходом.</p>
<p>Если речь идёт не о массовом образовании, а о подготовке эксклюзивных специалистов, способных на научные прорывы в своих отраслях, то необходимо отслеживать их продвижение, всячески помогая им любыми способами (главным образом, материально). Нужно приветствовать и стажировки студентов за границей – к сожалению, достаточно очевидно, что с точки зрения аппаратуры и технологий мы уже не «впереди планеты всей».</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".