Статья
626 15 марта 2010 0:00

Совещание по стройкомплексу

Председатель правительства РФ Владимир Путин проведел совещание по вопросам совершенствования государственного регулирования в сфере строительства. В повестке - комплекс мер по совершенствованию госрегулирования в сфере строительства и связанных со строительством земельно-имущественных отношений.

Премьер-министр РФ Владимир Путин возложил на региональные власти ответственность за создание благоприятных условий для инвестиций в строительную сферу. «Убежден, что ответственность за создание условий для прихода инвестиций в строительство, конечно, в значительной степени лежит на главах субъектов Федерации», - сказал Владимир Путин на совещании по надзорным и разрешительным функциям в сфере строительства.

Он заявил, что прямая обязанность глав субъектов – «наладить конструктивное взаимодействие с муниципалитетами, представителями федеральных структур в регионах, своевременно реагировать на факты нарушений, от кого бы они ни исходили». Премьер-министр также заявил о необходимости ликвидации искусственной монополии в сфере экспертизы проектной документации на строительство.

«Серьезного внимания заслуживает идея реформирования системы экспертизы проектной документации - необходимо ликвидировать искусственную монополию в этой сфере, серьезно уменьшить издержки застройщика», - заявил Владимир Путин на совещании по контрольно-надзорным и разрешительным функциям в сфере строительства.

Он подчеркнул необходимость упрощения требований к форме и составу градостроительной документации, что, по его словам, позволит ускорить принятие соответствующих актов и удешевит их разработку. Одновременно премьер заявил о необходимости реальной ответственности экспертов за качество своей работы.

В целом, сказал Владимир Путин, надо уже в ближайшее время сократить перечень случаев, в которых экспертиза проектов и оценка сметной стоимости проводится на федеральном уровне. Кроме того, по его словам, следует максимально быстро переходить на предоставление госуслуг в электронном виде.
 

Как сообщила накануне пресс-служба правительства, намеченным планом мероприятий предусматривается подготовка нормативных актов, направленных на упрощение порядка подготовки документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории; оптимизацию процедур формирования и предоставления земельных участков для строительства; снижение административных барьеров при проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также при получении разрешения на строительство.

Одновременно планируется разработать систему обеспечения ответственности за нарушение требований технических регламентов при строительстве, проведении изысканий и экспертизы проектной документации. Предполагается введение административной ответственности за необоснованный отказ в выдаче разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию, нарушение порядка их выдачи, а также за истребование документов, не предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Также предусмотрена подготовка нормативных актов, направленных на предупреждение и устранение злоупотреблений организациями коммунального комплекса и электросетевыми компаниями при подключении вновь построенных или реконструированных объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и электрическим сетям, говорится в сообщении пресс-службы.

В настоящее время ситуация с госрегулированием строительной отрасли далека от совершенства, признают в правительстве.
«За более чем 15 лет реформирования строительного рынка в федеральное законодательство было внесено значительное количество изменений. Однако практическое внедрение этого законодательства продвигается очень медленно, в результате чего до сих пор не создана среда, которая способствует формированию конкурентных и эффективных локальных рынков. Ключевой причиной такого положения вещей являются множественные административные барьеры», - говорится в сообщении пресс-службы.

Как отмечают в правительстве, необоснованные административные барьеры, ограничивая конкуренцию и снижая эффективность инвестиционно-строительного сектора, приводят к значительным финансовым потерям для бизнеса, ухудшению делового климата и целому ряду других социально-экономических проблем.
Согласно современным исследованиям, прохождение комплекса всех административных согласовательных процедур, связанных с реализацией одного строительного проекта в России может занимать 704 дня.

Между тем, сообщают в правительстве, средний показатель для аналогичных проектов в Восточной Европе равен 264,2, а для стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, - 157 дней. «При этом в России требуется пройти 54 процедуры, а в Восточной Европе и странах ОЭСР - 22,6 и 15,1 процедуры соответственно. Относительная стоимость этих процедур в России превосходит средние показатели Восточной Европы в 4 раза, а ОЭСР - в 40 раз», - говорится в сообщении пресс-службы.

Вместе с тем, как заявляют в правительстве, «необходимо учесть, что полная ликвидация административных процедур в строительстве невозможна». Строительный сектор в любой ситуации требует регулирования, поскольку связан с вопросами оборота земли, обеспечения безопасности, а также архитектурной и функциональной целостности городской среды, поясняется в сообщении пресс-службы.

«Соответственно, целью государственной политики в этой сфере является исключение необоснованных административных барьеров, а где возможно - замена государственного вмешательства на ответственность субъектов рынка», - отмечают в правительстве. Работа по ликвидации избыточных административных барьеров в области строительства скоординирована с Графиком реализации мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, утвержденного премьер-министром В.Путиным в ноябре 2009 года, говорится в сообщении пресс-службы.



 

Комментарии экспертов

В России был взят курс на то, чтобы стимулировать спрос на жилье путём развития ипотеки. В результате предложение сдерживалось рядом факторов, то есть монополизацией, недостаточно развитостью инфраструктуры, индустриализации производства. Строительство жилья во многом скатилось с фабричного к штучному, ремесленному. И в этих условиях, поскольку была взята ошибочная стратегия стимулирования спроса путём ипотеки, произошло вздутие цен на жильё, и хотя объёмы вводимого жилья увеличились, цены росли значительно быстрее, чем объёмы вводимого жилья и доходы населения. В результате доступность жилья в реальности упала.

Организаторы вместо признания ошибок пытались уйти от ответственности, стали говорить, что доступное жильё – это не значит дешёвое жильё. Хотя всё достаточно просто: доступное жильё – это отношение стоимости квадратного метра к зарплате. Сколько человек на свою зарплату может купить квадратных метров или сантиметров жилья – это суть доступного жилья. И ипотеку, которая является пятидесятилетней кабалой с огромными процентами, тоже нельзя считать фактором доступности.

Мне кажется, самая главная ошибка здесь заключалась в том, что этот проект во многом делался под слишком большим давлением строительных компаний, которые оказались заинтересованными в максимальном вздутии цен на жильё -  не в получении прибыли за счёт увеличения объёмов, а в получении прибыли за счёт максимизации цен.

Из этого нужно извлечь уроки. Нужно было вкладывать инвестиции в производство. Получалось, что государство тратило и тратит огромные деньги на стимулирование жилья, но, поскольку они идут на спрос, а не на предложение, то в результате этого цены и недоступность жилья растут.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".