Статья
2370 5 июля 2011 23:18

Совет в Нальчике

Президент РФ Дмитрий Медведев в Нальчике встретился с членами президентского Совета по правам человека.

Планировалось, что это мероприятие состоится в Ставрополе, однако место его проведения было решено изменить.  

Глава государства заявил, что специально приехал на Северный Кавказ, чтобы обсудить с членами Совета по правам человека ситуацию в регионе и, в частности, проблемы межнационального мира и предотвращение экстремизма. 

«Как мы с вами и договаривались, мы встречаемся на территории Северо-Кавказского федерального округа с учетом всех текущих дел и сложностей, я считаю, что нам в этом месте было бы правильно обсудить роль гражданского общества в поддержании межнационального согласия, предотвращения экстремизма», - сказал Медведев, открывая заседание. 

«Мы можем сегодня поговорить с вами в целом о ситуации на Кавказе, что и собирались сделать. Естественно, можно это сделать и в контексте конкретных республик. Именно поэтому я посчитал правильным встретиться в одной из республик Северного Кавказа, где есть, безусловно, и свои достижения, и свои трудности», - подчеркнул глава государства. 

По словам президента, на сегодняшнем заседании также предстоит обсудить ход реализации поручений, которые он давал по итогам предыдущих встреч. 

«Их накопилось не так мало - всего в общей сложности несколько десятков. По некоторым из них были приняты сразу конкретные решения, какие-то - еще в стадии проработки», - отметил Медведев. 

В качестве примера выполнения поручений он привел принятый закон о внесении изменений в законодательство по соблюдению прав детей, включая право на общение с родителями в случае раздельного проживания. 

«Это то, что мы с вами обсуждали», - напомнил президент. 

Кроме того, сказал он, принят закон о сохранении здоровья граждан, куда были включены правила по предоставлению одному из родителей права совместного нахождения с ребенком в стационарах на период лечения. 

«В Екатеринбурге мы также обсуждали тему создания общественных советов при МВД и других структурах. В мае мною был подписан соответствующий указ», - сказал президент, добавив, что еще больше предстоит сделать.  

Дмитрий Медведев считает важным запрет на занятие госдолжностей лиц, признанных виновными в экстремизме. 

«То, что делаем в сфере межнациональных отношений, должно быть все-таки комплексным, и, конечно, важнейшей темой являются меры законодательного характера, включая установление ограничений на занятие госдолжностей, занятие трудовой деятельностью для лиц, которые были судимы за совершение преступлений экстремистской направленности», - сказал глава государства. 

Президент отметил, что гармонизация межнациональных отношений - это сложная тема для России. 

«Я недавно занимался этим в Уфе, поднимал эти вопросы в разговоре с религиозными деятелями. Сегодня с вами тоже хотел бы на эту тему поговорить», - отметил Медведев. 

Он также считает важным уделять внимание информационному обеспечению. 

«Мы стараемся сейчас этим заниматься просто для того, чтобы фактически каждая национальность могла иметь и свои СМИ, и интернет-ресурсы, и другие возможности, которые должны быть у любого народа», - подчеркнул президент. 

Кроме того, он отметил, что необходимо предоставить «равный доступ к замещению должностей на муниципальной службе» и нельзя допускать «дискриминации по национальному признаку». 

Говоря об истории, президент заметил, что это также немаловажная тема, поскольку «определенные трактовки, которые формируют негативные стереотипы в отношении отдельных народов, абсолютно недопустимы, опасны и могут создать очень страшные проблемы». 

На встрече правозащитники передали главе государства доклад по делу Сергея Магнитского. Как сообщил председатель Совета Михаил Федотов, выводы экспертизы по делу Магнитского, проведенной президентским Советом по развитию гражданского общества и правам человека совпадают с выводами Следственного комитета. 

«Мы продолжаем работу над делом Сергея Магнитского, и сегодня Мара Полякова (сопредседатель правления Независимого экспертно-правового совета - ред.) от имени трех рабочих групп Совета расскажет о нашем промежуточном докладе. Сразу скажу, что выводы наших рабочих групп совпали с выводами некоторых других источников. Я имею в виду в первую очередь Следственный комитет РФ», - заявил Федотов. 

Как он отметил, работа Совета по делу Магнитского уже принесла реальные результаты. «Мы очень ценим те изменения, которые были внесены в УПК в связи с делом Магнитского. Вместе с московской общественно-наблюдательной комиссией нам тогда удалось найти некоторые, далеко не все, проблемы в нашей тюремной медицине, и это позволило вам внести законопроект, сегодня он принят, и эти поправки работают», - сказал Федотов. 

Ранее он сообщил «Интерфаксу», что гражданские активисты подготовили для президента РФ три доклада - о деле Сергея Магнитского, о роли гражданского общества в противодействии экстремизму и терроризму, а также об участии активистов гражданского общества в укреплении межнационального мира. 

Напомним, Следственный комитет России 4 июля заявил, что Магнитский умер в московском изоляторе из-за неоказания медпомощи. СКР пообещал привлечь медперсонал СИЗО к уголовной ответственности. 

Независимые правозащитники винят в смерти Магнитского не только тюремных врачей, но и силовиков. Активисты заявляют, что реального расследования смерти Магнитского не было. 

Кроме того, гражданские активисты подготовили для президента еще два доклада: о роли гражданского общества в противодействии экстремизму и терроризму, а также об участии активистов гражданского общества в укреплении межнационального мира. 

Федотов также заявил, что на встрече с Медведевым не планируется обсуждать тему второго приговора по делу «ЮКОСа». Президентский Совет по правам человека еще не завершил подготовку доклада по этому вопросу.  

Президент России Дмитрий Медведев призвал руководство Кабардино-Балкарии и других регионов активнее заниматься созданием новых рабочих мест. 

«Очевидно, что главная задача на будущее и для Кабардино-Балкарии и для другие регионов - это создание новых рабочих мест и реализация средних и крупных проектов», - заявил он на встрече с руководителем Кабардино-Балкарии Арсеном Каноковым. 

«Возможность вернуть молодежь, которой мозги запудрили, к нормальной жизни есть только в создании рабочих мест», - убежден он. 

Каноков проинформировал Медведева о том, что безработица в республике составляет 15%, но из них 70% приходится на долю молодежи. Глава республики отметил, что в социально-экономическом развитии есть определенные успехи, но остаются и трудности. 

Президент считает полезной практику проведения выездных заседаний Совета по правам человека. 

«Они (члены Совета) занимаются непростой работой, далеко не всегда возникает взаимопонимание с властью, и потому важно, чтобы эта работа была приближена к жизни, чтобы она не проходила только в тиши московских кабинетов», - заявил глава государства. 

Медведев подчеркнул, что роль гражданского общества в большей степени важна для тех регионов, где существуют проблемы. «Нужно активнее подтаскивать общество, чтобы обсуждать ситуацию в экономике, в социальной сфере, в сфере противодействия терроризму», - считает президент. 

«От этого будет толк, если будем открытую дискуссию вести», - убежден он. 

В то же время президент подчеркнул, что силы, которые преступают закон, должны подвергаться законному преследованию. «Спуску давать нельзя тем, кто занимается преступлениями, какими бы лозунгами они ни прикрывались», - подчеркнул глава государства.  

Президент РФ Дмитрий Медведев также провел встречу с муфтиями. Он предложил мусульманским организациям поддержать процесс возвращения на Кавказ представителей некавказских народностей. 

Глава государства отметил, что необходимо создавать условия, чтобы на Кавказ возвращались представители некавказских народностей. 

«Мусульманские организации к этому процессу могли бы подключиться», - сказал президент России. 

«Здесь нужно действовать сообща религиозным организациям и государству», - подчеркнул он. 

«Мы регулярно консультируемся по наиболее острым вопросам», - отметил глава государства. 

В частности, уточнил Медведев, к ним относится вопрос и миграции. «Если вы уделяли бы этому внимание, был бы особый толк», - считает президент. 

Президент РФ также назвал правильным направить на реализацию программ по адаптации мигрантов часть грантов, которые выделяются государством некоммерческим организациям. 

Он также отметил, что в последние годы мусульманская община активно развивается - идет строительство мечетей, открываются исламские учебные заведения. 

«Все это не может не радовать, потому что способствует решению самых разных проблем и помогает большому количеству наших граждан чувствовать себя полноценными гражданами большого сложного государства, которым является Россия», - заметил Дмитрий Медведев. 

Кроме того, напомнил он, мусульманские организации участвуют в формировании института военных священников в российской армии.

Президент рассчитывает, что мусульманское сообщество продолжит оказывать помощь государству в противодействии экстремизму. 

«Мы будем бороться с террором последовательно и бескомпромиссно», - заявил глава государства. 

«Мусульманские организации находятся в первых рядах, а ваша борьба за чистоту веры требует большого личного мужества», - считает президент. Он напомнил, что в последние годы от рук бандитов погибли два десятка духовных мусульманских лидеров - «те, кто противостоял попыткам связать экстремизм и ислам». 

Медведев признал, что «у проблемы терроризма нет быстрого решения». «Главное у нас есть единство намерений и последовательность наших усилий», - убежден он. 

Отдельным важным направлением Дмитрий Медведев назвал возврат тех, кто не совершил тяжких преступлений, к мирной жизни, - эту работу должны вести и государство, и региональные власти, и мусульманская община. «Если мы будем последовательно действовать - эта цель достижима», - считает он. 

«Мы должны исходить из консолидированной, солидарной позиции всех граждан нашей страны и поддержки мирового сообщества, в том числе в мусульманских государствах», - заявил Медведев. В этой связи он отметил, что развитие дружеских связей с исламским миром является для России приоритетом.  

Дмитрий Медведев поддержал идею создания фонда помощи жертвам преступлений. 

Медведев отметил, что «это хорошая тема, но вопрос в том, кто будет создавать такой фонд». 

Президент пояснил, что у государства нет прямой ответственности на этот счет, и предложил рассмотреть вариант создания такой общественной структуры, «которая будет консолидировать деньги». 

«Главное, чтобы это не превратилось в какие-то коррупционные схемы, которые будут не жертвам помогать, а решать задачи их участников», - подчеркнул Медведев. 

Президент также согласился подумать о создании алиментного фонда, предназначенного для защиты имущественных прав детей при разводах. 

Он отметил, что «надо взвесить, насколько мы способны потянуть такой алиментный фонд». 

«Наверное, что-то подобное можно было бы сделать», - сказал президент. 

Одновременно он предложил «все-таки, идти по пути более жесткой ответственности за неисполнение алиментных обязательств». «Ничего в этом плохого нет, потому что это родительские обязанности. Каждый должен понимать, за что он отвечает», - подчеркнул Дмитрий Медведев. 

Вместе с тем президент выступил категорически против создания в стране службы по делам детей и семьи, отметив, что она не нужна. «Потому что, чем больше создаешь бюрократических органов, тем хуже. Как только новое министерство создаешь - все, считай, что дело запорото. А уж тем более по таким тонким моментам», - отметил он. 

По мнению главы государства, «лучше заниматься не созданием новых бюрократических структур, а укреплять правозащитную составляющую и заниматься развитием неправительственных организаций, особенно социально ориентированных». 

Дмитрий Медведев затронул и тему терроризма. Президент считает, что уничтожение террористов во время контртеррористических операций допустимо, но само по себе это не то, к чему мы должны стремиться. 

«Здесь увлекаться просто разговорами о том, что "око за око", после того или иного происшествия (а они, к сожалению, у нас происходили и могут происходить), "мы просто будем уничтожать террористов и чем больше их уничтожим, тем лучше" - это уже прошлое. Надо не только уничтожать тех, кто сеет террор, но и стараться воспитывать их, возвращать их», - сказал Медведев. 

«Уж точно "отчет трупами" - это путь в никуда», - подчеркнул глава государства. 

Да, отметил он, «за те преступления, которые совершаются, если речь идет о противодействии терроризму, что называется, на прямой линии, линии прямого соприкосновения, может быть все что угодно, включая и смертельные исходы, уничтожение самих террористов». 

«Но само по себе это, конечно, не то, к чему мы должны стремиться», - сказал Медведев. 

Он признал, что задача воспитания террористов и возвращения их в мирную жизнь очень не проста. 

«Это как раз самое сложное, потому что это всегда вопрос выбора, вопрос юридической ответственности за то, что они совершали и вопрос такта и желания того или иного руководителя субъекта Федерации заниматься такой работой. Далеко не всегда на этом можно заработать, извините, политические очки. Можно просто и потерять, потому что скажут: "Они с оружием в руках сражались против людей, против законной власти, а вы сейчас их возвращаете?", поэтому это вопрос выбора», - пояснил Медведев. 

В то же время, добавил он, «я бы конечно очень не хотел, чтобы мы ставили эту проблему с ног на голову». 

«Я все-таки исхожу из того, что наши правоохранительные органы борются с преступниками, а не в правоохранительных органах работают преступники, которые занимаются только тем, что мешают гражданам России жить. Мы так потеряем всю правоохранительную систему», - предупредил глава государства. 

По его словам, «они все люди, со своими недостатками». «Как и руководители субъектов Федерации», - добавил он. 

«Но мы должны понимать, насколько это чувствительная тема. Иначе мы можем очень далеко зайти. Это мне кажется очень важным», - подчеркнул Медведев. 

Он также поддержал меры по улучшению взаимодействия гражданского общества с властями в поддержании межнационального согласия, предотвращения экстремизма

«По поводу совещаний, допустим, при губернаторе, которые могли бы так или иначе помогать гражданскому взаимодействию по этому вопросу - я бы это поддержал, это в принципе неплохая идея, тем более я сказал губернаторам, чтобы они создали специальные советы, в которые должны входить правоохранители. Мне кажется, что вполне можно было бы нашим руководителям территорий, президентам, губернаторам создать подобного рода консультационные органы», - сказал президент. 

 

Дмитрий Медведев также заявил, что занимается коррекцией уголовного законодательства РФ для создания более привлекательного инвестклимата в стране больше, чем в свое время главы государства Михаил Горбачев, Борис Ельцин и Владимир Путин вместе взятые. 

«Вы, наверное, слышали, что я говорю про инвестиционный климат. Я тоже считаю, что он весьма сложный, и не могу не согласиться с тем, что сверхсуровая ответственность, например, для тех, кто занимается экономическими вопросами, отражается и на состоянии инвестиционного климата», - заявил Медведев на заседании совета по развитию гражданского общества и правам человека. 

Вместе с тем он не согласился с тезисом о том, что власти практически ничего не делают в этой сфере. 

«Не могу согласиться хотя бы потому, что я сам стараюсь этим заниматься. Вы отлично знаете, у нас Уголовный кодекс всегда был сверхрепрессивным и в советские времена, и в постсоветские. Я стараюсь этим заниматься и могу точно сказать: я этим занимаюсь больше, чем Горбачев, Ельцин и Путин вместе взятые. Не потому что они не тем занимались, но вот так, просто я занимаюсь, они - не занимались», - сказал Медведев. 

Одновременно глава государства не исключил возможность амнистии по некоторым составам экономических преступлений. 

«Амнистия действительно относится к компетенции Госдумы, хотя и является проявлением, в конечном счете, государственной политики. Надо только подумать, по каким составам ее все-таки проводить», - подчеркнул Медведев. 

Ночью во вторник президент завершил рабочую поездку по Северо-Кавказскому федеральному округу и вернулся в Москву. 

Самолет главы государства приземлился в правительственном аэропорту «Внуково-2». 

Как подтвердила пресс-секретарь главы государства Наталья Тимакова, «с завершением ремонта перекрестия взлетно-посадочных полос во Внуково, первый летный отряд, который обслуживает высших должностных лиц России, в том числе президента, вернулся в аэропорт "Внуково" после временного перебазирования в Шереметьево». 

«Теперь полеты главы государства, как и прежде, будут осуществляться из этого аэропорта», - уточнила она. 

Комментарии экспертов

Заседание совета было очень содержательным. Совет приготовил доклад, состоящий из трех частей по проблеме терроризма и экстремизма. Обсуждение этих вопросов заняло большую часть заседания. На мой взгляд, это была очень продуктивная работа, потому что взгляд на ситуацию с терроризмом и экстремизмом, особенно в Северокавказском регионе, был представлен с точки зрения активистов гражданского общества, с точки зрения соблюдения, прежде всего, приоритетов прав человека. 

Традиционные способы борьбы с терроризмом, которые, в основном, состоят в том, чтобы беспощадно террористов искоренять, были подвергнуты критическому анализу. И президент согласился с тем, что оценивать эффективность борьбы с терроризмом по количеству трупов - это тупиковый путь, что надо искать другие варианты. То есть, нужны механизмы адаптации людей, которые бросают вызов обществу. 

Конечно, здесь много сложностей, в том числе и для я руководителей региона. Скажем, если он возвращает в нормальную гражданскую жизнь бывших боевиков, отношение к этому у многих жителей может оказаться очень неоднозначным. В любом случае, были высказаны интересные идеи, которые президент взял на заметку. 

Много времени мы посвятили тому, что обсуждали ситуацию с поручениями, которые давал президент по предыдущим заседаниям совета. Здесь картина, я бы сказал, - не очень утешительная. Довольно часто выступавшие констатировали, что, несмотря на поручения президента, работа идет туго и часто не выполняется. 

Что касается экспертизы по делу Магнитского, то здесь экспертами было выявлено довольно много нарушений законодательства и со стороны следствия, и со стороны суда и медиков. Однако еще предстоит выяснить много обстоятельств, поэтому окончательный ответ на вопрос о том, что случилось, еще впереди. 

Прозвучало  и предложение Федотова подготовить рамочный базовый закон о гражданском контроле. Президент очень позитивно отозвался относительно этой инициативы. При этом он отметил, что закон должен быть работающим, чтобы там не было много красивых слов. Президент отметил, что у нас много хороших законов, но они не работают. Но повторяю – идея была поддержана. И теперь главное начать работу. Если она будет идти продуктивно, безусловно, все этим меры очень продуктивно скажутся на развитии гражданского общества. 

Состояние медицины в местах лишении свободы вызывает много вопросов. Это и вопрос качества, и оснащения необходимыми медикаментами. Мы эту тему не раз обсуждали, в том числе и в Общественной палате РФ. И конечно, неплохо закрепить тюремную медицину за Министерством здравоохранения и социального развития. Это позволит улучшить качество оказания медицинской помощи и для заключенных, и для тех, кто находится в следственных изоляторах до решения суда. Мне кажется, что этот вопрос надо решать как можно скорее, поскольку средств, выделяемых для тюремной медицины, сейчас недостаточно для оказания качественной медицинской помощи.

Что касается другого важного вопроса, значащегося в повестке дня заседания – участия гражданского общества в противодействии терроризму и экстремизму, созидания межнационального и межконфессионального согласия, - ему в последнее время уделяется много внимания. И, действительно, важно внимание к этому вопросу первых лиц государства. Конечно, проблемы в этой сфере есть. Подобные дискуссии на такой значимой площадке позволяют, по крайней мере, вести открытый диалог, что гораздо лучше, нежели когда эти темы обсуждаются в кулуарах.

При этом я считаю, что для решения данных вопросов необходимо также консолидировать молодежные организации. Также нужно активизировать в этом направлении и работу членов Общественной палаты. Конечно, общественность беспокоит то, что сегодня происходит на Кавказе. От Общественной палаты этой проблематикой занимается, в частности, Максим Шевченко. Я считаю, что выбрано очень правильное направление деятельности, поскольку есть возможность встречаться с людьми, у которых есть разные мнения на эту тему. Сейчас важно на одной площадке обсудить накопившиеся проблемы, привлечь экспертов, что позволит консолидировать позиции и выработать какие-то оптимальные меры.

Площадкой для обмена мнений, на мой взгляд, может стать и Общественная палата России. Можно создать и новые площадки, где могли бы участвовать и лидеры молодежных объединений, и депутаты Государственной Думы.

Основная проблема общественных организаций в нашей стране в том, что они абсолютно  недемократичные. Они создаются каким-нибудь одним лидером и потом превращаются в карманную организацию на годы, а то и на десятилетие. Причем, происходит это повсеместно - начиная от наших профсоюзов и заканчивая ассамблеей народов России или до «Мемориала». В этих организациях нет никаких ни выборов, ни процедур каких-то демократических. Хотя наше государство страдает отсутствием должного демократизма и сменяемости, но все-таки есть конституционные требования и  законы, обуславливающие выборы. 

Об общественных организациях этого не скажешь. И если предложения Федотова помогут  сделать деятельность организаций более прозрачной, более демократичной, то я за такой подход. 

Конечно, определенные реформы в этом секторе назрели. Сейчас гражданские неправительственные организации пользуются очень серьезной поддержкой через систему грантов от президента. Система получения грантов – конкурсная, и это вовсе не означает, что общественные организации становятся более зависимыми. Просто они должны сами как-то реформироваться, обновляться. Проблема с этим действительно существует. Я даже написал статью «Антропология НПО», где анализировал эту проблему. 

На мой взгляд, нынешнее состояние дел в этой сфере связано в какой-то мере с отсутствием общей культуры гражданской, пассивностью самих граждан. Избрал себя лидер какой-нибудь дисапоральной организации руководителем, большинство людей и не знают, что он их лидер, однако это затягивается на годы. 

Если говорить о роли гражданского общества в противодействии терроризму, то на данном этапе необходимо сохранить то антитеррорестическое согласие, которое было достигнуто в предыдущий период. Это - задача номер один. Давайте вспомним, с каким трудом российское общественное мнение консолидировалось для необходимой борьбы с террором. Очень часто возникала дилемма, когда борьбу с терроризмом раньше пытались противопоставить защите прав человека.

С трудом удалось снять это противоречие и консолидировать общество. И на данном этапе эту консолидацию важно сохранить. Важной составной частью консолидации, на мой взгляд, является то, что главную роль противодействия террору играют силовые структуры, которые должны пользоваться по своей профильной деятельности поддержкой и доверием со стороны общества. Если этого не будет, то борьба с терроризмом будет крайне осложнена. Мы будем отброшены в то состояние, с которого мы начинали, когда общественное мнение было расколото и единого антитеррористического фронта создать не удавалось.

Что касается просьбы правозащитников о переводе тюремной медицины в ведение Минздрава – это шаг к реформированию пенитенциарной системы. Он будет способствовать и повышению общего уровня медицинского обслуживания, и повышению качества экспертизы. Другое дело, что должны быть найдены адекватные формы для реализации этого в общем разумного и правильного предложения. На мой взгляд, это предложение правозащитников полностью вписывается в политику реформы пенитенциарной системы, которая была начата при президенте Медведеве.

Это еще один шаг, чтобы приблизить нашу пенитенциарную систему к нормальному уровню, чтобы она служила справедливости и исправлению преступников, а не выполняла какие-то дополнительные карательные функции и не способствовала воспроизводству и усугублению преступности в местах заключения.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".