Статья
13 Марта 2009 0:01

Совет законодателей

<p class="MsoNormal">Дмитрий Медведев провёл встречу с членами Совета законодателей. Он призвал к быстрым и решительным действиям по борьбе с негативными последствиями мирового финансового кризиса.</p>
<p class="MsoNormal">На встрече обсуждалось противодействие негативным последствиям кризиса и стабилизация экономической ситуации. Как сообщает «Интерфакс», на заседании присутствовали полномочные представители президента в федеральных округах, представители Минэкономразвития, Минфина и ряда других ведомств.</p>
<p class="MsoNormal">Президент РФ, открывая заседание, заявил, что Совет законодателей мог бы собрать новые идеи, опробованные в субъектах Федерации для их воплощения в жизнь на других территориях или в масштабе всей страны. Дмитрий Медведев отметил, что «Совет законодателей мог бы взять на себя организацию работы по мониторингу и обобщению информации об антикризисных мерах, которые реализуются на местах». Развивая своё предложение, президент призвал Совет законодателей надалить обмен опытом антикризисной работы непосредственно между регионами, «по горизонтали», одновременно выстраивая и вертикальную коммуникацию с федеральным центром. Дмитрий Медведев предложил спикеру Совета Федерации Сергею Миронову дать поручения, обязывающие Совет законодателей суммировать обращения и замечания с мест и выносить от своего имени обобщенные предложения на рассмотрение Федерального собрания, правительства и президента. </p>
<p class="MsoNormal">Президент вновь подчеркнул необходимость избавляться от некомпетентных или безответственных руководителей при одновременном создании возможностей для карьерного роста перспективных кадров. Дмитрий Медведев объявил о планах формирования кадрового резерва во всех субъектах  РФ.</p>
<p class="MsoNormal">Дмитрий Медведев приветствовал активное обсуждение и конструктивную критику проводимых властью антикризисных мер, и обратился с просьбой к членам Совета законодателей провести такое обсуждение на заседании. По его мнению, по вопросам преодоления последствий кризиса «вполне допустимы и даже необходимы дискуссии».</p>
<p class="MsoNormal">Отметив, что последствия финансово-экономического кризиса по-разному проявляются в российских регионах, Дмитрий Медведев пояснил, что для этого есть как объективные, так и субъективные причины. К числу последних, по его словам, относятся ответственное поведение властей, профессиональный подход властей региона к анализу проблем. Дмитрий Медведев отметил тот факт, что значительная часть субъектов РФ активно включилась в реализацию предложенных федеральным центром программ содействия занятости населения и мероприятий, направленных на стабилизацию положения на строительном рынке.</p>
<p>Президент призвал государственные органы в регионах к активному диалогу с обществом. Как заявил Дмитрий Медведев, «сегодня мы живем в новой реальности, и она нас обязывает к крайне выверенным действиям, к исключительно внимательному отношению к нуждам и трудностям людей, к тем вопросам, которые у них возникают». Президент предостерёг парламентариев и региональные власти от популизма и демагогии, а также от вовлечение в лоббирование корыстных интересов.</p>
<p>фото: ИТАР-ТАСС</p>
Комментарии экспертов
<p class="MsoNormal">Смысл таких встреч – прежде всего, в обратной связи, которая на сегодняшний день крайне необходима и для правительства, и для федеральной власти в целом. Это особенно важно в связи с поставленной задачей по увеличению эффективности государственной власти и её модернизации, в связи с необходимостью проведения понятной и результативной антикризисной политики. Президенту и федеральной власти сегодня интересен опыт регионального законодательства, те проблемы в федеральном законодательстве, которые мешают регионам справляться с кризисом, проблемы межбюджетных отношений. Кроме того, сформулирована и общефедеральная повестка дня. Дмитрий Медведев объявил о необходимости реализации антикоррупционного плана и обновления государственной кадровой политики. Очевидно, что он намерен обсуждать с представителями региональной законодательной власти и эти вопросы.</p>
<p class="MsoNormal">Когда мы говорим об антикризисной политике, мы должны понимать, что кризис в разных регионах выглядит неодинаково, он многолик. Громкое и нашумевшее заявление Хлопонина о том, что регионы могут оказаться в критическом положении уже в ближайшее время – это один взгляд на вещи. Но на том же красноярском форуме выступал и губернатор Кировской области Никита Белых, который, напротив, говорил о том, что для депрессивных территорий нынешняя ситуация не так болезненна, потому что до кризиса они были в заведомо худшем положении. Сейчас вовсе не ситуация «всеобщего ужаса» – скорее, проблемы были и до кризиса, сейчас они просто углубились.</p>
<p class="MsoNormal">То есть очень важно, что для разных типов регионов проблемы выглядят по-разному. Есть регионы, которые действительно понесли существенные издержки, связанные с проблемами в наиболее пострадавших от кризиса отраслях, регионы, которые в целом больше зависят от налога на прибыль. Ситуация похожа на то, что происходит сейчас со среднем классом, который принял наиболее сильный удар кризиса: регионы-лидеры, которые быстрее всего развивались, сейчас испытывают наибольшее негативное влияние кризиса. Но для целого ряда депрессивных территорий это не так, не так это и для тех регионов, где отраслевая структура оказалась менее подвержена нынешнему кризису – например, для преимущественно сельскохозяйственных.</p>
<p class="MsoNormal">В такой ситуации необходима обратная связь, очень важно понимать то, как видится «лицо кризиса» с мест. А затем, с учётом этого, может пойти речь и о различных законодательных мерах, в том числе, возможно, об определённых новациях в системе межбюджетных отношений, которые позволили бы дифференцировать региональную политику в зависимости от того, в какой степени регион пострадал от кризиса. У регионов наверняка есть свои идеи и свой антикризисный опыт и по рынку труда, и по малому бизнесу. Все эти идеи разумно собирать в какую-то копилку, обсуждать, и возможно, некоторые из них затем применять для общефедеральной политики.</p>
<p class="MsoNormal">Всё-таки совет законодателей – это такой неконституированный орган, он носит консультативный характер. С моей точки зрения, в этом его большое значение и большая функциональность в условиях нынешней экономической ситуации в стране. Конечно, депутатам региональных законодательных собраний, региональных органов власти очень хорошо видна ситуация на местах, и они могут быть весьма эффективными в том, чтобы снимать информацию с мест, видеть те или иные инициативы, видеть те или иные направления работы, которые приносят свои плоды в условиях кризиса. В это смысле появление такого канала дополнительной информации о том, какие антикризисные меры принимаются в разных регионах, является очень важным на сегодняшний день, потому что кризис реально происходит не где-то на другой планете, а конкретно в российских регионах.</p>
<p class="MsoNormal">В каждом конкретном регионе кризисные явления и борьба с ними протекают по-разному. Есть регионы, в которых ситуация более благополучна. Есть регионы, в которых ситуация непростая, но они прикладывают активные усилия и рационально перераспределяют трудовые, финансовые и иные ресурсы для смягчения проблем, связанных с кризисом. А есть регионы, в которых ситуация, мягко говоря, обстоит из рук вон плохо. В этом смысле участие совета законодателей в мониторинге ситуации было бы весьма полезным и позитивным. </p>
<p class="MsoNormal">Встреча Президента РФ с членами Совета законодателей и адресованное Совету предложение принять участие в анализе антикризисных программ и предложений на местах – это попытка Медведева придать политический вес этой структуре, превратить её в реально действующую и рабочую. Президент хотел бы создать новый канал взаимодействия с региональными политическими элитами, дополнительный к уже существующему, который предоставляет партия «Единая Россия». Медведев стремится опереться на законодателей непосредственно, минуя партийные структуры.</p>
<p class="MsoNormal">Проведение Совета законодателей является своего рода выигрышем председателя Совета Федерации Сергея Миронова. Совет законодателей – это консультативная структура при Совете Федерации, которая включает в себя председателей региональных парламентов. Она была создана после того, как губернаторы и председатели региональных законодательных собраний были исключены из Совета Федерации. И Совету Федерации, надо отдать ему должное, удалось гораздо быстрее сориентироваться в этой ситуации. Хотя Государственная Дума имела аналогичные шансы на создание при себе подобной структуры, тем не менее, Миронов догадался создать её раньше и, соответственно, выиграл. В данном случае президент оказал большое доверие Сергею Миронову как человеку, который, действуя от имени Совета законодателей, сможет докладывать президенту. Таким образом политический вес лично Миронова немного повышается.</p>
<p class="MsoNormal">Длительное время эта структура носила имиджево-пиарный характер. Она долгое время находилась в спящем состоянии. Сейчас президент Медведев, который ищет какие-то новые политические ниши, своим присутствием «гальванизировал» эту структуру. То есть, обратившись к ней, он фактически вывел её на уровень Государственного совета. Дело в том, что Государственный совет – это совещательный орган, состоящий из губернаторов. Он тоже был создан после изгнания губернаторов из Совета Федерации. Но этот-то орган значительно более рабочий, он время от времени собирается, и президент встречается с губернаторами. Совет законодателей в этом смысле был «в загоне», и сегодня он снова возвращается в центр российской политики. </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".