Статья
13 Марта 2009 0:01

Совет законодателей

Дмитрий Медведев провёл встречу с членами Совета законодателей. Он призвал к быстрым и решительным действиям по борьбе с негативными последствиями мирового финансового кризиса.

На встрече обсуждалось противодействие негативным последствиям кризиса и стабилизация экономической ситуации. Как сообщает «Интерфакс», на заседании присутствовали полномочные представители президента в федеральных округах, представители Минэкономразвития, Минфина и ряда других ведомств.

Президент РФ, открывая заседание, заявил, что Совет законодателей мог бы собрать новые идеи, опробованные в субъектах Федерации для их воплощения в жизнь на других территориях или в масштабе всей страны. Дмитрий Медведев отметил, что «Совет законодателей мог бы взять на себя организацию работы по мониторингу и обобщению информации об антикризисных мерах, которые реализуются на местах». Развивая своё предложение, президент призвал Совет законодателей надалить обмен опытом антикризисной работы непосредственно между регионами, «по горизонтали», одновременно выстраивая и вертикальную коммуникацию с федеральным центром. Дмитрий Медведев предложил спикеру Совета Федерации Сергею Миронову дать поручения, обязывающие Совет законодателей суммировать обращения и замечания с мест и выносить от своего имени обобщенные предложения на рассмотрение Федерального собрания, правительства и президента.

Президент вновь подчеркнул необходимость избавляться от некомпетентных или безответственных руководителей при одновременном создании возможностей для карьерного роста перспективных кадров. Дмитрий Медведев объявил о планах формирования кадрового резерва во всех субъектах  РФ.

Дмитрий Медведев приветствовал активное обсуждение и конструктивную критику проводимых властью антикризисных мер, и обратился с просьбой к членам Совета законодателей провести такое обсуждение на заседании. По его мнению, по вопросам преодоления последствий кризиса «вполне допустимы и даже необходимы дискуссии».

Отметив, что последствия финансово-экономического кризиса по-разному проявляются в российских регионах, Дмитрий Медведев пояснил, что для этого есть как объективные, так и субъективные причины. К числу последних, по его словам, относятся ответственное поведение властей, профессиональный подход властей региона к анализу проблем. Дмитрий Медведев отметил тот факт, что значительная часть субъектов РФ активно включилась в реализацию предложенных федеральным центром программ содействия занятости населения и мероприятий, направленных на стабилизацию положения на строительном рынке.

Президент призвал государственные органы в регионах к активному диалогу с обществом. Как заявил Дмитрий Медведев, «сегодня мы живем в новой реальности, и она нас обязывает к крайне выверенным действиям, к исключительно внимательному отношению к нуждам и трудностям людей, к тем вопросам, которые у них возникают». Президент предостерёг парламентариев и региональные власти от популизма и демагогии, а также от вовлечение в лоббирование корыстных интересов.

фото: ИТАР-ТАСС

Комментарии экспертов

Смысл таких встреч – прежде всего, в обратной связи, которая на сегодняшний день крайне необходима и для правительства, и для федеральной власти в целом. Это особенно важно в связи с поставленной задачей по увеличению эффективности государственной власти и её модернизации, в связи с необходимостью проведения понятной и результативной антикризисной политики. Президенту и федеральной власти сегодня интересен опыт регионального законодательства, те проблемы в федеральном законодательстве, которые мешают регионам справляться с кризисом, проблемы межбюджетных отношений. Кроме того, сформулирована и общефедеральная повестка дня. Дмитрий Медведев объявил о необходимости реализации антикоррупционного плана и обновления государственной кадровой политики. Очевидно, что он намерен обсуждать с представителями региональной законодательной власти и эти вопросы.


Когда мы говорим об антикризисной политике, мы должны понимать, что кризис в разных регионах выглядит неодинаково, он многолик. Громкое и нашумевшее заявление Хлопонина о том, что регионы могут оказаться в критическом положении уже в ближайшее время – это один взгляд на вещи. Но на том же красноярском форуме выступал и губернатор Кировской области Никита Белых, который, напротив, говорил о том, что для депрессивных территорий нынешняя ситуация не так болезненна, потому что до кризиса они были в заведомо худшем положении. Сейчас вовсе не ситуация «всеобщего ужаса» – скорее, проблемы были и до кризиса, сейчас они просто углубились.


То есть очень важно, что для разных типов регионов проблемы выглядят по-разному. Есть регионы, которые действительно понесли существенные издержки, связанные с проблемами в наиболее пострадавших от кризиса отраслях, регионы, которые в целом больше зависят от налога на прибыль. Ситуация похожа на то, что происходит сейчас со среднем классом, который принял наиболее сильный удар кризиса: регионы-лидеры, которые быстрее всего развивались, сейчас испытывают наибольшее негативное влияние кризиса. Но для целого ряда депрессивных территорий это не так, не так это и для тех регионов, где отраслевая структура оказалась менее подвержена нынешнему кризису – например, для преимущественно сельскохозяйственных.


В такой ситуации необходима обратная связь, очень важно понимать то, как видится «лицо кризиса» с мест. А затем, с учётом этого, может пойти речь и о различных законодательных мерах, в том числе, возможно, об определённых новациях в системе межбюджетных отношений, которые позволили бы дифференцировать региональную политику в зависимости от того, в какой степени регион пострадал от кризиса. У регионов наверняка есть свои идеи и свой антикризисный опыт и по рынку труда, и по малому бизнесу. Все эти идеи разумно собирать в какую-то копилку, обсуждать, и возможно, некоторые из них затем применять для общефедеральной политики.

Всё-таки совет законодателей – это такой неконституированный орган, он носит консультативный характер. С моей точки зрения, в этом его большое значение и большая функциональность в условиях нынешней экономической ситуации в стране. Конечно, депутатам региональных законодательных собраний, региональных органов власти очень хорошо видна ситуация на местах, и они могут быть весьма эффективными в том, чтобы снимать информацию с мест, видеть те или иные инициативы, видеть те или иные направления работы, которые приносят свои плоды в условиях кризиса. В это смысле появление такого канала дополнительной информации о том, какие антикризисные меры принимаются в разных регионах, является очень важным на сегодняшний день, потому что кризис реально происходит не где-то на другой планете, а конкретно в российских регионах.


В каждом конкретном регионе кризисные явления и борьба с ними протекают по-разному. Есть регионы, в которых ситуация более благополучна. Есть регионы, в которых ситуация непростая, но они прикладывают активные усилия и рационально перераспределяют трудовые, финансовые и иные ресурсы для смягчения проблем, связанных с кризисом. А есть регионы, в которых ситуация, мягко говоря, обстоит из рук вон плохо. В этом смысле участие совета законодателей в мониторинге ситуации было бы весьма полезным и позитивным.

Встреча Президента РФ с членами Совета законодателей и адресованное Совету предложение принять участие в анализе антикризисных программ и предложений на местах – это попытка Медведева придать политический вес этой структуре, превратить её в реально действующую и рабочую. Президент хотел бы создать новый канал взаимодействия с региональными политическими элитами, дополнительный к уже существующему, который предоставляет партия «Единая Россия». Медведев стремится опереться на законодателей непосредственно, минуя партийные структуры.


Проведение Совета законодателей является своего рода выигрышем председателя Совета Федерации Сергея Миронова. Совет законодателей – это консультативная структура при Совете Федерации, которая включает в себя председателей региональных парламентов. Она была создана после того, как губернаторы и председатели региональных законодательных собраний были исключены из Совета Федерации. И Совету Федерации, надо отдать ему должное, удалось гораздо быстрее сориентироваться в этой ситуации. Хотя Государственная Дума имела аналогичные шансы на создание при себе подобной структуры, тем не менее, Миронов догадался создать её раньше и, соответственно, выиграл. В данном случае президент оказал большое доверие Сергею Миронову как человеку, который, действуя от имени Совета законодателей, сможет докладывать президенту. Таким образом политический вес лично Миронова немного повышается.


Длительное время эта структура носила имиджево-пиарный характер. Она долгое время находилась в спящем состоянии. Сейчас президент Медведев, который ищет какие-то новые политические ниши, своим присутствием «гальванизировал» эту структуру. То есть, обратившись к ней, он фактически вывел её на уровень Государственного совета. Дело в том, что Государственный совет – это совещательный орган, состоящий из губернаторов. Он тоже был создан после изгнания губернаторов из Совета Федерации. Но этот-то орган значительно более рабочий, он время от времени собирается, и президент встречается с губернаторами. Совет законодателей в этом смысле был «в загоне», и сегодня он снова возвращается в центр российской политики.


© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".