Статья
10 Марта 2009 2:25

Советское зазеркалье

Что и как показывали советские власти иностранным туристам, приезжающим в страну?
Комментарии экспертов
<p>Книга достаточно необычная. Изначально она, судя по составу авторов, а
также соответствующему грифу Министерства образования, планировалась в
качестве учебника для студентов, обучающихся в сфере туристических
услуг. Довольно странное начинание: оказывается, этим студентам
приходится изучать историю Интуриста со всеми его идеологическими
трюками. Впрочем, возможно, и студенты-химики где-то изучают алхимию.
Почему бы и нет, в конце концов?<br>
<br>
Но ученическая суть книги,
написанная коллективом преподавателей, представляющих в основном
Московскую академию сервиса, при ближайшем рассмотрении совершенно
распадается. Перед нами нормальная, а по российским меркам даже
отличная, первоклассная монография, посвященная важному аспекту
советской внутренней политики. Кого пускать в страну и что показывать,
чтобы на светлый образ социалистического отечества ни в коем случае не
была брошена тень.<br>
<br>
Конечно, в СССР никогда не доходили на этом
пути до высоких образцов вроде современной Северной Кореи, однако путь
был проделан немалый. Чего только стоят легендарные магазины "Березка",
призванные подчеркнуть доступность в стране основных достижений
цивилизации и отсутствие очередей. Ну а кроме того, не будем забывать,
система допуска иностранцев в страну порождала целый класс литературы,
причем очень примечательный. Речь, конечно же, о "записках о России",
которые начали появляться еще в XVI-XVII веках, и чтение которых
является чрезвычайно плодотворным способом изучения нашей собственной,
российской идентичности.<br>
<br>
Уникальность советской экономической
системы в случае с историей иностранного туризма проявляется в том, что
вся она по сути является историей одного бренда - "Интуриста". Авторы
"Советского зазеркалья" даже не считают нужным делать по этому поводу
какие-то разъяснения. Поэтому предисловие к книге представляет из себя
по сути рекламный проспект, посвященный успехам фирмы, а первая глава
сходу открывается описанием тех обстоятельств, при которых "Интурист"
был создан.<br>
<br>
Обстоятельства эти действительно заслуживают
отдельного упоминания. В декабре 1926 года, т.е. в тот момент, когда
НЭП еще отлично себя чувствовал, но гайки в государственной машине уже
требовали закручивания, руководящий сотрудник Наркомата внешней
торговли, некто Эпштейн обратился с рационализаторской идеей к
секретарю ЦК ВКП(б) товарищу Швернику. В своей записке Эпштейн
предложил создать акционерное общество, имеющее своей целью развитие
разнообразных экскурсий и ориентированное, в первую очередь, на
представителей "рабочих масс Запада". В качестве учредителей
акционерного общества предлагалось привлечь туристические и финансовые
организации, а также ГПУ. Анекдот про двух советских скрипачей,
обсуждающих скрипку Страдивари по дороге на родину, в свете подобных
записок Наркомата внешней торговли вовсе не выглядит смешной небылицей.<br>
<br>
Эпштейн также формулировал идеологию зарождающегося иностранного
туризма в СССР. В страну Советов ехали, по его словам, не за яркими
развлечениями и не в качестве паломников, а для изучения особого
социального опыта. И не только революционеры, но и активные враги
советской власти, которым, однако же, было любопытно - как там все
обстоит на самом деле. Эта установка предопределила деятельность
"Интуриста" на следующие 50 лет.<br>
<br>
Дальше был стремительный взлет отрасли (именно так, мы же все-таки
читаем учебник для будущих профессионалов!) на фоне мирового
финансового кризиса, когда СССР казался жителям всего мира образцом
стабильного развития. Европейские "министерства правды" начали наносить
по сталинскому государству вполне расчетливые удары - еще до всякого
Солженицына. В это довоенное десятилетие "Интурист" развернул вполне
профессиональную рекламную кампанию, направленную на создание
позитивного имиджа страны в мире. Параллельно складывается институт
профессиональных гидов-экскурсоводов, в задачу которых входило
форматирование советской реальности в удобоваримую для иностранного
взора субстанцию.<br>
<br>
Ревоюция в сфере туризма в мире произошла в 50-ые годы. Именно в это
время путешествия стали доступны населению развитых стран. И именно в
этот момент для некоторых государств туризм начал приносить
значительные доходы. Социалистическая система хозяйствования тут
показала все свои отрицательные стороны разом: никакого интереса
воспользоваться плодами этой революции у советских туристических
чиновников не было. Тем не менее летом 1957 года в Москве был проведен
VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов за мир и дружбу, на который
съехалось более 30 тысяч человек из 131 страны мира.<br>
<br>
Ну, а апофеозом деятельности "Интуриста" на ниве пропагандистской войны
стала, конечно же, Олимпиада-80, которая, как известно проходила в
условиях бойкота со стороны США. Тут уж наши скрипачи в штатском
продемонстрировали все свои таланты. Веселая, одним словом, была эпоха
в отрасли.</p>
<p><em>Книга предоставлена магазином "Фаланстер".</em><br>
</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".