Статья
5 Мая 2011 12:41

Современные вопросы исламской мысли

Автор разбирает узловые проблемы исламской философско-религиозной мысли, вокруг которых сегодня идет полемика.
Комментарии экспертов
<p>Извечная проблема столкновения западных и восточных цивилизаций, занимавшая умы многих поколений, попытки разрешения которой зачастую были весьма кровавы, в книге «Современные вопросы исламской мысли» Мухаммада Легенгаузена приобретает новое звучание, поскольку автором является выпускник католической школы Нью-Йорка, впоследствии принявший ислам и переехавший в Иран. Таким образом, итоговое сочинение представляет собой синтез различных традиционных парадигм и исследование методов их научного и культурного взаимодействия.</p>
<p>Начало книги посвящено проблеме субъекта, который может вести диалог от лица цивилизаций, поскольку очевидно, что ни один, даже самый развитый индивидуум, не способен быть настолько разноплановым, чтобы представлять свою цивилизацию в диалоге культур. Поэтому задача эта под силу исключительно самим цивилизациям, т.е. их идеологической сути и таким образом в данной книге Запад и Восток «меряются» идеями.</p>
<p>Отдельно рассматривается проблема намерения исламской цивилизации интегрироваться в мировую философскую мысль и готовность к этому Запада. Сложившаяся ситуация убедительно показывает нам, что Запад готов воспринять исламскую религиозную мысль исключительно через западный инструментарий, что сильно подрывает её эстетику и самый смысл.</p>
<p>Вопросы этики, феминизма, закона, исламская философия и философия ислама (что суть разное) рассматриваются через призму привычного нам западного инструментария, который, согласно Легенгаузену, ничуть не хуже, чем восточный подход: эмпирический метод при этом оказывается не хуже чувственного опыта, который, как известно, является основным теологическим доказательства наличия Бога.</p>
<p>Запад же, по мнению автора, далеко не так толерантен, что, в частности, проявляется в оценке им такого краеугольного понятие, как права человека. О не готов, например, принять мысль о том, что никаких прав у мусульманина нет, а существуют только лишь обязанности перед Аллахом по отношению к другим людям, что в конечном счете и создает систему сдержек и противовесов, эффект которой аналогичен западной парадигме. Иными словами, относиться плохо и к своим единоверцам, и к неверным гаюрам мусульманину нельзя по причине следованию божественным указаниям.</p>
<p>Христианская цивилизация, давно растерявшая все религиозные моральные установки смотрит на данный подход скептически и отказывается признавать такую сравнимую эффективность с классическими западными правозащитными институтами социальную технику.</p>
<p>В данном ключе исследования дуалистичного подхода к основным понятиям, определяющим человеческую природу выдержана вся книга. Что-то, возможно, покажется читателям странным — к примеру, попытка оценить корпоративную этику с точки зрения религиозных постулатов мусульман, однако, сама по себе концепция книги является весьма интересной, и даже опытные исследователи мусульманской религиозной и философской мысли, найдут в ней для себя много нового.</p>
<p><strong>Мухаммад Легенгаузен, «Современные вопросы исламской мысли», М.: Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2011 — 244 с.</strong></p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

Rosneft
© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".