Статья
45 5 Мая 2011 12:41

Современные вопросы исламской мысли

Автор разбирает узловые проблемы исламской философско-религиозной мысли, вокруг которых сегодня идет полемика.
Комментарии экспертов

Извечная проблема столкновения западных и восточных цивилизаций, занимавшая умы многих поколений, попытки разрешения которой зачастую были весьма кровавы, в книге «Современные вопросы исламской мысли» Мухаммада Легенгаузена приобретает новое звучание, поскольку автором является выпускник католической школы Нью-Йорка, впоследствии принявший ислам и переехавший в Иран. Таким образом, итоговое сочинение представляет собой синтез различных традиционных парадигм и исследование методов их научного и культурного взаимодействия.

Начало книги посвящено проблеме субъекта, который может вести диалог от лица цивилизаций, поскольку очевидно, что ни один, даже самый развитый индивидуум, не способен быть настолько разноплановым, чтобы представлять свою цивилизацию в диалоге культур. Поэтому задача эта под силу исключительно самим цивилизациям, т.е. их идеологической сути и таким образом в данной книге Запад и Восток «меряются» идеями.

Отдельно рассматривается проблема намерения исламской цивилизации интегрироваться в мировую философскую мысль и готовность к этому Запада. Сложившаяся ситуация убедительно показывает нам, что Запад готов воспринять исламскую религиозную мысль исключительно через западный инструментарий, что сильно подрывает её эстетику и самый смысл.

Вопросы этики, феминизма, закона, исламская философия и философия ислама (что суть разное) рассматриваются через призму привычного нам западного инструментария, который, согласно Легенгаузену, ничуть не хуже, чем восточный подход: эмпирический метод при этом оказывается не хуже чувственного опыта, который, как известно, является основным теологическим доказательства наличия Бога.

Запад же, по мнению автора, далеко не так толерантен, что, в частности, проявляется в оценке им такого краеугольного понятие, как права человека. О не готов, например, принять мысль о том, что никаких прав у мусульманина нет, а существуют только лишь обязанности перед Аллахом по отношению к другим людям, что в конечном счете и создает систему сдержек и противовесов, эффект которой аналогичен западной парадигме. Иными словами, относиться плохо и к своим единоверцам, и к неверным гаюрам мусульманину нельзя по причине следованию божественным указаниям.

Христианская цивилизация, давно растерявшая все религиозные моральные установки смотрит на данный подход скептически и отказывается признавать такую сравнимую эффективность с классическими западными правозащитными институтами социальную технику.

В данном ключе исследования дуалистичного подхода к основным понятиям, определяющим человеческую природу выдержана вся книга. Что-то, возможно, покажется читателям странным — к примеру, попытка оценить корпоративную этику с точки зрения религиозных постулатов мусульман, однако, сама по себе концепция книги является весьма интересной, и даже опытные исследователи мусульманской религиозной и философской мысли, найдут в ней для себя много нового.

Мухаммад Легенгаузен, «Современные вопросы исламской мысли», М.: Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2011 — 244 с.


© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".