Статья
28 Мая 2009 0:01

Союзное государство

<p>В Минске на заседании Совета министров Союзного государства России и Белоруссии  рассматриваются вопросы экономического сотрудничества. В заседании участвует премьер-министр России Владимир Путин, который уже провел переговоры с президентом Белоруссии Александром Лукашенко.</p>
<p>На заседании Совмина глава белорусского правительства  Сергей Сидорский предложил России снять все действующие на рынках ограничения для равного взаимного доступа товаров. "Мы предлагаем снять все ограничения, которые приняты в качестве антикризисных мер", - сказал премьер-министр.</p>
<p>На переговорах с Лукашенко Владимир Путин напомнил, что по итогам прошлого года объем товарооборота между Россией и Белоруссией составил $34 млрд.</p>
<p>В свою очередь А.Лукашенко сообщил, что на повестку заседания Совмина Союзного государства вынесено более 20 вопросов, и выразил надежду на успех предстоящих переговоров.<br>
</p>
<p>Как сообщалось ранее, на Совмине планируется проанализировать ход реализации Плана совместных действий правительств двух стран по минимизации последствий финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли, а также Плана мероприятий по упрощению перемещения товаров и транспортных средств на территории Союзного государства.</p>
<p>"В данном контексте принят ряд важных решений, предусматривающих участие белорусских компаний в государственных закупках в России, в частности, по поставкам сельхозпродукции, металлопроката, тракторов, комбайнов, станков, холодильников и грузовых автомобилей", - напоминает пресс-служба.</p>
<p>Предполагается также рассмотреть ряд союзных программ, в т.ч. по развитию и внедрению наукоемких производств и технологий.</p>
<p>Среди тем, которые планируется обсудить на заседании, - подготовка и проведение совместных мероприятий, посвященных знаменательным датам: 65-летия освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков и 65-летия Победы в Великой Отечественной войне.</p>
<p>Согласно сообщению пресс-службы, в рамках заседания Совмина намечено подписать два российско-белорусских межправительственных документа - Соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях и Соглашение о взаимной передаче в собственность земельных участков и об аренде земельных участков.</p>
<p>Как отмечает пресс-служба, благодаря мерам, которые были приняты правительствами России и Белоруссии, удалось остановить вызванное мировым кризисом снижение динамики взаимной торговли (если в январе с.г. снижение российско-белорусского товарооборота по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 44,6%, то в марте с.г. - 42%).</p>
<p>"Как ожидается, стороны обсудят дальнейшие шаги по стимулированию позитивных процессов в экономическом сотрудничестве в дополнение к уже принятым решениям, в частности, по обеспечению равного доступа на рынки двух стран, участию в системе государственных закупок", - говорится в сообщении.</p>
<p>В нем напоминается, что в целях обеспечения социально-экономической стабильности в Белоруссии Россия предоставила Минску в марте с.г. очередной государственный кредит в размере $0,5 млрд (ранее, в ноябре 2008 г. Белоруссией уже был получен льготный российский кредит в $1 млрд).</p>
<p>"В настоящее время прорабатывается возможность оказания дополнительной финансовой поддержки белорусской экономике в таком же объеме", - подчеркивается в сообщении.</p>
<p>Кроме того, Москва и Минск намерены продолжать активные усилия по созданию в рамках ЕврАзЭС Таможенного союза, который должен начать свое функционирование в 2010 г. Предполагается, что стороны продолжат обсуждение вопросов, связанных с формированием единого таможенного пространства.</p>
<p>Как ожидается, стороны подтвердят курс на дальнейшее углубление двусторонней интеграции, решение задач по упрочению экономического фундамента Союзного государства. "Для России расширение всестороннего интеграционного сотрудничества с Белоруссией сохраняет приоритетное значение в политике на пространстве СНГ. Продолжение процессов союзного строительства отвечает интересам народов России и Белоруссии, является важным фактором поступательного развития двух братских стран", - говорится в сообщении.</p>
<p>По данным пресс-службы, в составе российской делегации - первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, вице-премьер - министр финансов РФ Алексей Кудрин, руководители российских министерств и ведомств.</p>
<p>Предыдущее заседание Союзного Совмина прошло в Москве 30 января с.г.</p>
<p>Между тем разговор в Минске, как ожидается, будет непростым в свете претензий к российским партнерам, озвученных в последние дни руководством Белоруссии.</p>
<p>Так, президент Белоруссии Александр Лукашенко 22 мая обвинил правительство РФ в срыве договоренностей в рамках союзного государства.</p>
<p>"Президенты принимают решения, а правительство России проваливает. Все, о чем мы договариваемся, подписываем на самом высоком уровне - все блокируется, не исполняется. Если начинает блокировать Россия и не пускать нас на свой рынок, так зачем нам эта интеграция", - заявил А.Лукашенко 22 мая журналистам. "Нас обвиняют, что мы участвуем в "Восточном партнерстве", развиваем отношения с Западом. А что нам делать?" - спросил А.Лукашенко.</p>
<p>В свою очередь первый вице-премьер белорусского правительства Владимир Семашко заявил 22 мая, что "система антикризисных совместных мер по большинству пунктов не принята". При этом он заявил о действующих в России директивно-запретных требованиях, фактически закрывших российский рынок для белорусского машиностроения.</p>
<p>По словам В.Семашко, данная тема станет предметом обсуждения на заседании Союзного Совмина 28 мая. "Это основной вопрос, необходимо разблокировать ситуацию, чтобы белорусские товары смогли свободно перемещаться на рынок РФ", - отметил он.</p>
<p>Со своей стороны вице-премьер правительства Белоруссии Андрей Кобяков заявил, что считает вопрос предоставления республике последнего транша российского кредита главной темой предстоящего заседания Совмина Союзного государства. "Тема номер один - это получение последнего транша в размере $500 млн из российского госкредита на $2 млрд, рассчитанного на 2008-2009 годы", - сказал А.Кобяков 27 мая журналистам.</p>
<p>Со своей стороны В.Путин в преддверие визита в Белоруссию заявил о намерении обсудить в Минске все направления сотрудничества двух стран. "Будем обсуждать все направления нашего сотрудничества. Вопросы, которые задают наши белорусские друзья, известны, и главным образом они сегодня сосредоточены в области сельхозмашиностроения: они просят расширить возможности продажи своей сельхозтехники на нашем рынке", - заявил российский премьер.</p>
<p>Данная тема обсуждалась 25 мая на заседании президиума правительства РФ. Глава Минсельхоза РФ Елена Скрынник заявила, в частности, что считает необоснованными высказанные ранее Минском претензии по поводу ограничения Россией закупок белорусской сельскохозяйственной техники.</p>
Комментарии экспертов
<p>В отношениях России и Белоруссии можно привести такую аналогию: "У вас есть братья и сёстры? Если у них будут проблемы, вы их будете поддерживать?" -   Таким образом, вопрос, зачем нам нужно сотрудничество - снимается. Но когда братья и сёстры начинают орать, что они самые крутые, а вы ублюдки, тогда с ними надо разговаривать чуть-чуть осторожнее, как сейчас с Украиной. </p>
<p>При этом надо совершенно чётко понимать, что системно и стратегически мы должны расширять сферу нашего экономического влияния. Единственный способ для этого – некоторые взаимные торговые экономические отношения. </p>
<p>Другое дело, что надо выстраивать некую системность, а с системностью у нас плохо. Китайские товары мы пускаем на свою территорию без пошлины, а белорусские не пускаем. Как-то глупо. Давайте одно из двух – или пускать и белорусские товары, или прежде, чем закрывать дорогу белорусским товарам, закрывать и китайским. Надо совершенно чётко ставить этот вопрос.</p>
<p>Наша осторожность в отношениях с Минском  вызвана колоссальным давлением Запада или конкретных должностных лиц России, смысл которого – оставить Россию без союзников.<br>
</p>
<p>Вся тематика диалога с Белоруссией идет в контексте попыток России сохранить стратегическую инициативу на фоне развития взаимоотношений между Минском и Брюсселем. Связано это с тем, что с января Европейская комиссия активно ранжировала белорусское руководство на предмет усиления двустороннего партнерства. Логическим завершением этих шагов стало участие Белоруссии  в программе Восточное партнерство. Оно предусматривает усиление экономического диалога  ЕС с государствами постсоветского пространства, и  Белоруссии отводится одна из ведущих ролей. </p>
<p>В этой ситуации Москве, с одной стороны, выгодно понять мотивацию Минска, и прежде всего лично Лукашенко, и в том числе Сидорского, который его идеи и мнения будет отображать на заседании совета министров. С другой стороны, нужно сохранить текущий статус взаимодействия, потому что в случае, если активизация политического и экономического диалога будет прервана, существует угроза (во всяком случае в течении второй половины этого года) усиления влияния Европейского союза на позицию Минска. </p>
<p>Здесь, конечно, нельзя переоценивать потенциал Брюсселя, так как, с одной стороны, особых денег они давать белорусскому правительству не намерены, а с другой стороны, текущий формат, который вырабатывается сейчас, выгоден для Минска. Он создает дополнительные возможности для контригры между основными центровыми силами – между Евросоюзом и Россией, с целью получения наиболее устраивающих Лукашенко экономических и политических преференций. </p>
<p>Для того, чтобы нейтрализовать данные его устремления, конечно, Москве необходимо рассматривать вопросы предоставления кредитов и расширять экономическое взаимодействие. </p>
<p>Неоднократные заявления белорусского руководства свидетельствуют о том, что они хотели бы получать заметно большие суммы, чем сейчас, хотя формат финансового поддержания белорусской экономики был согласован в конце 2008 года. В то же время, если характеризовать экономические позиции, исходя из такой конъюнктурной привязки действий Минска, наверно, можно констатировать, что у них просто нет выбора, потому что отсутствие развития реального товарооборота между двумя государствами препятствует политической интеграции. </p>
<p>Экономика является важным фактором для реального вливания жизни в Союзное государство. Без экономического наполнения говорить о том, что государство существует не на уровне политической декларации, а в предметной сфере, конечно, сложно. Здесь вне зависимости от степени заинтересованности российского рынка в белорусских товарах и белорусского рынка в российских товарах, поддержание экономического взаимодействия мотивируется прежде всего политическими причинами. И наверно, у Москвы, а прежде всего у Минска, нет каких-то серьезных возможностей для маневра.</p>
<p>Почему их нет для Минска, хотя он формально имеет шанс для развития каких-то форм взаимодействия с ЕС? - Потому что несмотря на активную риторику со стороны Брюсселя, в практической сфере, в том числе в рамках программы Восточное партнерство, основные инвестиций в белорусскую экономику должны реализовать частные инвесторы. Сам Брюссель особенно вкладываться не намерен. А кроме того, серьезные игроки, представляющие Европейский союз, приходить на белорусский рынок пока не хотят. Это не оставляет Белоруссии иных возможностей, кроме как поддерживать текущий формат взаимодействия с Россией и расширять его.</p>
<p> </p>
<p>В условиях мирового кризиса, когда наблюдаются отрицательные темпы роста в большинстве развитых и развивающихся экономик мира даже 1,5%, которые сегодня озвучил Путин в Минске, являются впечатляющим результатом. А уж на фоне России – тем более. мы знаем, что в первом квартале наша экономика потеряла  9,5% ВВП по сравнению с первым кварталом предыдущего года. Темпы падения в первом квартале уже составили около 10%. И в этом смысле, я думаю, результат Белорусской экономики просто не нуждается ни в каких комментариях – он впечатляет.</p>
<p>Что касается платежной системы и сомнений, высказанных Кудриным о платежеспособности Белоруссии, можно констатировать следующее. Когда речь идет об экономике таких масштабов и о стране, которая по сравнению с нами является во много раз меньше, то ее экономика будет во многом зависеть от внешнеторговых операций. Поэтому естественно, от того, как будет выглядеть соотношение экспорта и импорта в этой экономике - будет выглядеть ее платежеспособность. Я думаю, что определенного масштаба кредиты эту экономику действительно ставят на ноги, в отличие от российской экономики, которой никакие кредиты не помогут, если она не обратиться к самой себе и не переориентирует, подобно Китаю, свои производственные мощности и способности на внутренний спрос. </p>
<p>Что касается Белоруссии, то надо иметь ввиду, что почти половина белорусского экспорта ориентирована на Россию, а это значит, что этот экспорт вполне востребован. Я думаю, что эта интеграция с Белоруссией имеет массу дополнительных аспектов, включая геостратегические и военнополитические. </p>
<p>Белоруссия была наиболее верным союзником во все эти годы жутких перетрясок, которые мы наблюдали последние 20 лет и продолжает им оставаться. Поэтому вопрос о выделении кредита по большому счету предопределен. Другое дело, что, наверно, Белоруссия рассчитывала на большую снисходительность России в предыдущие годы, и президент Лукашенко строил модель своей экономики во многом на определенных дотациях, которые Россия обеспечивала в ценах на газ, на определенные виды сырья. Теперь же эти дотации сведены к минимуму и поэтому вполне естественно, что Лукашенко начал двойную игру, пытаясь разыграть европейскую карту.</p>
<p>Я думаю, тем не менее, деваться Белоруссии, потому что встроиться в европейскую экономику будет нелегко. По большому счету Белоруссию там ждут те же неприятные последствия, что и Прибалтику. То есть до тех пор пока Лукашенко не допускает к собственности ни российский, ни западный капитал, она продолжает оставаться таким вот лакомым куском. Но как только пройдут все эти процессы приватизации, что может занять от одного до трех лет, экономический и финансовый бум у таких экономик как правило заканчивается. Корпорации, которые подобные поглощения осуществляют, мало озабочены проблемами национального развития, но при этом своей выгоды не упускают. </p>
<p>На этом буме зарабатывают определенного рода посредники. Естественно, они тратят свои средства внутри страны на сферу услуг – рестораны, питание, жилищное комплекс. Это вызывает иллюзию процветания, но, по большому счету, не дает никаких оснований рассчитывать на долгосрочное экономическое развитие. Пример Прибалтики, я повторяю, является наиболее красноречивым. Они сейчас пожинают абсолютно то, что и заслужили в рамках той экономической политики, которую они проводили. Даже те небольшие экономические площади, которые они имели в рамках  нахождения в Советском Союзе, они растеряли и остались самые крохи. Единственное выгодное положение, может быть, занимает Эстония, которая имеет хотя бы какие-то природные ресурсы. А все остальные  Прибалтийские страны – Латвия, Литва – оказались, конечно, в чудовищно тяжелом положении. Я думаю, что Александр Лукашенко – человек мудрый и, несмотря на ту игру, которую он ведет с нами, он по большому счету все равно ориентируется на Россию. Потому что будущее для Белоруссии, которая не обладает теми возможностями и конкурентоспособностью, как Чехия, Восточная Германия или Польша, именно здесь.</p>
<p>С другой стороны я замечу, что и Россия ведет определенную игру, которая навязана Белоруссией. Мы сейчас для себя  выторговываем определенные уступки со стороны Белоруссии для того, чтобы вернуть ее в лоно тех договоренностей, которые были достигнуты в предыдущие годы (я имею ввиду и Союзное государство и Таможенный союз и т.д.). </p>
<p>Поэтому для нас белорусская экономика имеет не только некую ценность объективно-экономическую, она имеет ценность гораздо большую. Она связана с цивилизационной близостью Белоруссии, и с тем, что это единственный, по большому счету верный союзник России в геополитических отношениях. Поэтому скупиться в этих обстоятельствах было бы просто себе дороже. Я думаю, что опыт нашего премьер-министра в его предыдущие 8 лет президентства – это немаловажный актив, и я думаю, что мы как-то постараемся решить уже наболевший вопрос взаимоотношений с Белоруссией. В этом случае кризис является нашим союзником. И возвращаясь к исходному вопросу – это же своего рода приобретение бриллиантов в корону в нынешних условиях – их 1,5%  на фоне нашего почти 10% спада – это немаловажный актив. Я бы просто посоветовал и нашему руководству, и нашим бизнес-группам (прежде всего тем , которые обладают серьезным потенциалом) проявлять чуть меньше жадности в отношениях с Белоруссией, и это им окупиться сторицей.<br>
</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".