Статья
6 Апреля 2011 23:30

Создание предпри- нимательских университетов

<p>Результаты исследования показывают, каким образом университеты могут становиться более инновационными и предпринимательскими.</p>
Комментарии экспертов
<p>В своем либертарианском бестселлере «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд выводит образ доктора Роберта Стадлера — отрицательного персонажа, считающего, что идеал ученого — занятие чистой наукой лишенной по возможности предпринимательской деятельности. Во времена Рэнд эта точка зрения была широко распространенна на Западе, а начиная с <nobr>60-х</nobr> идеалы «чистой науки» укоренились и в СССР. Причем, что парадоксально, и там, и там данная точка зрения считалась одновременно и консервативной (в первоначальном, снобистском значении игнорирования бизнеса) и «левой» (в рамках ответственности государства перед обществом), т.е. с обоих сторон поддерживаемой политическими и академическими элитами.</p>
<p>В своей небольшой монографии «Создание предпринимательских университетов» Бертон Р. Кларк доказывает бесперспективность такого подходя для современной Академии. С одной стороны, говорит Кларк, требование к качеству и объему знаний студентов, выдвигаемое реальность таково, что никакой добротный учебный план, скроенный по лекалам «чистой науки» просто не выдерживает нагрузки. С другой, значение университета в общественной жизни меняется — к нему предъявляется все больше требований по части его социальной функции и соответствовать образу горного монастыря становиться все сложнее. В третьих, способность к предпринимательской деятельности становиться обязательной для элементарного экономического выживания.</p>
<p>Кларк рассматривает опыт нескольких сравнительно неизвестных в России, но влиятельных в своих станах, европейских университетов. Каждый очерк включает в себя эмпирический материал и исторические подробности развития организации до полноценного предпринимательского университета.</p>
<p>Книга Кларка немного устарела даже по российским меркам (издана в 1998 году) и поэтому совершенно не характерный для книжных серий ГУ ВШЭ бизнес-гуру стиль текста смотрится немного наивно и нелепо. Но, безусловно, она представляет интерес для российского специалиста, как сборник историй об успешной реализации, как казалось, безуспешных проектов.</p>
<p>Например, университет Уорика (некоторым более известный как Варвик) смог пройти путь от заштатного провинциального университета, до учебного заведения уступающего только Оксбриджу, а в некоторых случаях (например, проценте оцениваемых преподавателей) и обошедшего их. Однако, за время модернизации, администрация университета не единожды должна была участвовать в сражениях (в 1969 году — буквально, в университете произошел один из самых серьезных студенческих бунтов в Британии) за право проводить политику дружественных отношений с бизнесом. Для британской академической элиты, также как во многом сегодня — для российской, бизнес оставался чем-то мало респектабельным. Поэтому, варвикская администрация была атакована как со стороны консерваторов, объявивших университет «Кремлем на холме», так и со стороны «левых», посчитавших, что университет тотально коммерциализировался и продался «капиталу». Однако, именно опыт Уорика показал, что для реализации модернизации необходимы не только политическая воля и финансирование, но и политические, подчас почти дипломатические, навыки.</p>
<p>Такого опыта, именно опыта успеха в казалось бы безнадежных и бесперспективных условиях, не хватает огромному числу отечественных ВУЗов. Однако, собранный Кларком материал доказывает, что безвыходной ситуацией все-таки можно назвать только ту, выход из которой нам очень не нравиться. Российский университет мог бы взять пример любого из описанных Кларком и при наличии некоторой доли храбрости и везенья добиться успеха.</p>
<p><strong>Бертон Р. Кларк, «Создание предпринимательских университетов», М.: Издательство ГУ ВШЭ — 2011, 240 с.</strong></p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".