Статья
1676 29 января 2016 18:23

Спасти репутацию

На Украине ждут решения Конституционного суда, который должен определить судьбу голосования по поправкам в конституцию. От вердикта суда во многом зависит и результат переговоров Петра Порошенко с Ангелой Меркель, которые запланированы на первое февраля. Не исключено, что если Киев будет и дальше не принимать во внимание рекомендации западных партнёров, они могут скорректировать размеры финансовой помощи. Однако, скорее всего, до радикальных мер не дойдет, и «нормандская четверка» найдет компромиссные решения по минскому процессу.

Кредитные ожидания

Сегодня в Раде состоялся «час вопросов», на которые отвечала министр финансов Наталья Яресько. Она представила основные цели Минфина на 2016 год и, апеллируя цифрами и фактами, попыталась доказать, что Украина «стоит на ногах», но помощь зарубежных партнеров нужна как никогда. По словам главы Минфина, страна надеется на получение в этом году от международных партнеров до 10 млрд долларов на бюджетные и инвестиционные нужды, передает МИА «Россия сегодня». 

Как сообщают украинские СМИ, Украина ожидает в 2016 году следующие финансовые поступления от кредиторов:

МВФ — до 5,8 млрд долларов;
США — до 1 млрд долларов;
Япония (вместе с проектом реконструкции очистных сооружений под Киевом) — до 1,3 млрд долларов;
Евросоюз — 1,2 млрд евро и 170 млн евро в виде грантов; Германия — 300 млн евро и 50 млн евро на инвестпроекты;
Швейцария — 200 млн долларов; Польша — 100 млн евро.

 Эксперты считают, что в этом плане надежды Киева как раз оправдаются, так как зарубежные финансовые организации по-прежнему достаточно благосклонны к Украине, однако отмечают два важных момента. Во-первых, в кризис Киеву может понадобиться больше средств, чем предполагалось, а за рубежом вряд ли готовы пересматривать бюджеты в этом направлении. Во-вторых, если Киев будет и дальше не принимать во внимание рекомендации западных партнёров, то они могут сократить финансовую помощь. Самый главный рычаг воздействия на Киев – это кредиты и деньги, убеждены эксперты.

Январь, который принес в политическую жизнь Украины новые споры, пока не дал для минского процесса желаемых результатов. Распутывать клубок противоречий, вновь накопившихся на украинском направлении, скорее всего, снова придется лидерам «нормандской четверки». Пока же украинский президент едет на встречу с канцлером Германии Ангелой Меркель. 

Берлинская встреча 

Политологи не сомневаются, что речь пойдет о выполнении минских соглашений, которым через две недели исполняется два года – точнее, о необходимости принятия поправок в конституцию Украины, из-за чего в Киеве назревает внутриполитический кризис.

В ДНР уже выразили надежду, что переговоры Порошенко и Меркель окажут влияние на Киев в части выполнения Минских соглашений

 «Есть надежда, что Запад продолжит оказывать давление на Киев, чтобы Киев сдвигался в плане выполнения взятых на себя обязательств», – цитирует «Интерфакс-Украина» представителя Донецкой народной республики (ДНР) в Трехсторонней контактной группе Дениса Пушилина.

Известный украинский политолог Михаил Погребинский выразил уверенность, что Меркель постарается заручиться хоть какими-то гарантиями относительно выполнения соглашений перед встречей «нормандской четвёрки» на уровне глав государств. «Люди в Европе и США раздражены игрой, которую ведет Порошенко, я почти в этом уверен. И вопрос в том, на чем они могут реально настоять», – сказал Погребинский «Актуальным комментариям».

По мнению политолога, задача Порошенко на этих переговорах – представить ситуацию следующим образом: есть огромное желание проголосовать за поправки, но пока не получается в силу объективных обстоятельств.

Эксперт также прогнозирует, что Порошенко будет всячески нагнетать антироссийские страсти для того, чтобы не были отменены санкции в отношении Москвы.

Впрочем, не исключено, что украинский президент отправится в Берлин не с пустыми руками. Сегодня Конституционный суд Украины начинает рассмотрение обращения депутатов относительно толкования процедуры принятия поправок. Эксперты считают, что решение будет соответствовать пожеланиям президента.

К тому же накануне Верховная Рада все-таки изменила регламент, чтобы позже проголосовать за децентрализацию.Но вопрос, когда же все-таки спорные поправки будут вынесены на голосование депутатов, пока остается открытым.

Децентрализация как неизбежность

Создаётся впечатление, что децентрализация Украины – политическая неизбежность, и попытка депутатов сорвать конституционную реформу все-таки обречена на провал. Дело даже не в Донбассе и его «особом» статусе» или «формуле Штайнмайера», положенной в основу новых инициатив полномочного представителя России на переговорах по урегулированию ситуации на востоке Украины Бориса Грызлова.
 
Дело в том, что другие регионы требуют расширения своих прав. Так, на днях в Киеве прошел очередной народный форум в поддержку законопроекта «Об особом регионе развития — Слобожанщина» в Харьковской области. Как пишет украинское издание «Голос правды», авторы этой законодательной инициативы добиваются ослабления центрального управления бюджетом региона и расширения прав местной власти. Отмечается, что тогда регионы получат дополнительные средства, которые смогут направить на развитие. Кроме того, авторы настаивают на возможностях выгодного использования географического положения региона – восстановлении связей с соседней Россией.

Неудивительно, что в Киеве сразу обвинили авторов законопроекта об «особом статусе» в сепаратизме. Однако своеобразное продолжение история о расширении прав регионов получила уже сегодня. Как пишет«РБК-Украина», с одобрения большинства Киевского областного совета президенту и депутатам Верховной рады направлено обращение, в котором говорится о необходимости прямых выборов губернаторов. Для этого также потребуются изменения в конституцию. «В регионы из Киева назначают так называемых "политических парашютистов", которым неизвестна специфика края и проблемы общества», – аргументирует позицию Киевского областного совета его председатель Анна Старикова. 

В регионах все чаще говорят о необходимости проведения реальной реформы государственного управления на Украине. Как отмечает Михаил Погребинский, требование Киевского областного совета – серьезный месседж. «Требования Восточной Украины естественно, они не хотят командиров с Киева, это – практически традиция. Даже для Львова это понятно: они уже давно хотят жить по своим правилам. А то, что такие требования звучат в Киевской области – это особый, более серьезный сигнал».

При этом эксперт считает, что эта история вряд ли получит продолжение – по крайней мере, в ближайшее время. «Никакой общеукраинской кампании, какого-то влиятельного общественного движения, пользующегося поддержкой в обществе и требующего таких поправок в конституцию, нет», – аргументирует Погребинский.

Кстати, по данным фонда « Демократические инициативы» и Киевского международного института, 50% украинцев даже не читали Конституцию. При этом 38,7% опрошенных считают необходимым проведение конституционной реформы после стабилизации ситуации в стране. При таком раскладе комментарии относительно инициативы премьера Арсения Яценюка по проведению референдума по конституционным изменениям просто не требуются.

Если по поправкам, предусматривающим «особый статус» Донбасса, страсти не утихают, то тему внесения в Конституцию изменений, предусматривающих выборность губернаторов, украинские политики просто не комментируют. По крайней мере, пока молчат и президент, и народные депутаты.

Реакция есть только в соцсетях. Украинский политолог Михаил Павлив написал в Фейсбуке: «Интересная идея, хотя, в целях управляемости страной, куда органичнее было бы выбирать главу областного/регионального исполкома в региональном/областном совете». По его мнению, стране на данном этапе в любом случае нужна новая конституция. 

Со своей стороны социолог, координатор экспертного совета клуба «Российский парламентарий» Сергей Баранов считает, что инициатива о выборах губернаторов вписывается в движение по подготовке федерализации и фрагментации страны. «Но только по подготовке, унитарность остаётся незыблемой», – поясняет он. Политолог не исключает, что, возможно, за этим предложением стоят какие-то рекомендации западных игроков. Он отмечает, что все участники переговорного процесса, кроме Киева, заинтересованы в децентрализации Украины. Правда, в этом случае устранится «украинский фактор» из взаимоотношений России и Запада. Но пока такой сценарий, судя по всему, – лишь отдалённая перспектива.

Эксперты Института Горшенина Вадим Омельченко и Дмитрий Антонюк утверждают, что в итоге изменения в конституцию не будут приняты. Они прогнозируют вялотекущий торг. «Поправки в Конституцию внесены не будут. Впрочем, окончательно отвергнуты – тоже. Будет происходить вялый и уже привычный «конституционный процесс» с обращениями в Конституционный суд, поиском голосов для внесения изменений (тщетным, конечно), широким обсуждением поправок, с привлечением заряженных экспертов, экс-президентов (но без референдума, разумеется)», – цитирует выдержки из статьи украинское издание Lb.ua .

Затягивание процесса конституционной реформы, по мнению источника, пожелавшего остаться неизвестным, повышает вероятность нового этапа обострения ситуации на Донбассе уже примерно через месяц. Впрочем, большинство экспертов, опрошенных «Актуальными комментариями», исключают вероятность возобновления полномасштабных военных действий на Украине, поскольку Вашингтон и Брюссель просто не допустят очередной войны у европейских границ в такой сложной геополитической обстановке.

Какой прогноз окажется верным – покажет время. Но пока ни у кого нет сомнений, что ведется сложная дипломатическая работа по реализации «Минска-2», подписанного 12 февраля 2015 года. Годовщина подписания соглашений обещает быть знаменательной. На середину февраля запланирована встреча министров иностранных дел в «нормандском формате», а по ее итогам может быть названа дата встречи и лидеров России, Германии, Франции и Украины.

Автор:
____________

Читайте также:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".