Статья
8649 13 июня 2010 0:00

Спецслужбы получат больше прав

11 июня Госдума РФ в первом чтении приняла поправки в закон «О ФСБ», сообщает корреспондент «Актуальных комментариев». Полномочия Федеральной службы безопасности, в случае принятия законопроекта, будут существенно расширены. ФСБ будет дано право выносить предостережения гражданам, таким образом реализуя «меры социальной профилактики» в частности преступлений, связанных с террористической деятельностью.

Два парламентских комитета - по безопасности, а также по конституционному законодательству и государственному строительству на прошлой неделе рассмотрели этот проект закона и рекомендовали Госдуме поддержать его концепцию - проголосовать в первом чтении за внесение соответствующих поправок в закон «Об ФСБ» и в Кодекс РФ об административных правонарушениях.

При этом в заключениях обоих комитетов содержатся серьезные замечания к тексту документа и конкретные предложения по его доработке ко второму чтению.

В соответствии с законопроектом, руководитель органа ФСБ или его заместитель смогут объявлять физическому лицу официальное предостережение «о недопустимости действий, вызывающих возникновение причин и создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством РФ к ведению органов ФСБ, при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности».

Такое официальное предостережение будет являться обязательным для исполнения; и в случае невыполнения содержащихся в нем требований физическое лицо может быть привлечено к ответственности в установленном законодательством порядке.

Причем, как отмечается в проекте закона, для объявления официального предостережения человек может быть вызван в органы ФСБ.

Как пояснил замдиректора ФСБ Юрий Горбунов, представляя в парламенте законопроект, документ призван решить две задачи: «Во-первых, предлагается наделить соответствующие органы в качестве профилактической меры правом выносить предупреждение конкретному лицу о том, что если он продолжит свои действия, это может привести к совершению им преступления, и такое предупреждение выносится, чтобы дать возможность этому лицу одуматься». Вторая задача, которую решает законопроект, по утверждению Горбунова, заключается в введении административной ответственности за неповиновение законным требованиям, содержащихся в официальных предупреждениях.

 Ранее, комментируя этот документ журналистам, глава Комитета ГД РФ по безопасности Владимир Васильев отмечал: «Предостережение, о котором идет речь, — это сообщение физическому лицу информации о том, что он попал в поле зрение ФСБ в связи с тем, что его действия могут впоследствии привести к составу преступления. Достаточно много примеров, когда молодые, да и не только молодые люди, с которыми можно было бы провести профилактическую работу, оказавшись в зале суда и выслушивая приговор, говорили: если бы я знал, я бы это не совершил. Вот, чтобы не было этого запоздалого раскаяния, есть возможность остановить человека».

 Ко второму чтению законопроект пообещали доработать, чтобы он не ущемлял интересы граждан.

 Впрочем, Юрий Горбунов не согласился с тем, что права россиян в результате принятия закона, каким-то образом могут быть ущемлены.

 «Внесенный правительством в Государственную думу законопроект о наделении органов ФСБ рядом дополнительных полномочий не содержит ограничений прав человека», - заявил замдиректора ФСБ России Юрий Горбунов. Горбунов пояснил, что в действующее законодательство не наделяет соответствующие органы правом предпринимать профилактические меры для предотвращения совершения преступлений.

«Между тем эти нормы успешно применяются в ряде стран мира, в частности в Великобритании и ряде стран СНГ», - подчеркнул Ю.Горбунов.

 Представители ФСБ заверяют, что введение института специальной профилактики также не направлено и против оппозиции. Речь идет о чисто профилактической мере, и «она гуманная, демократическая». Однако, ряд организаций и партий провели в день рассмотрения закона митинги протеста против принятия этого документа.

 В стенах Госдумы во время пленарного заседания вокруг обсуждения поправок в «Закон об ФСБ» между депутатами тоже возникли противоречия. Кроме «Единой России» ни одна другая фракция не стала голосовать за законопроект.

 «В данном случае голосовать за подобную инициативу правительства мы не можем», - заявил депутат-коммунист Виктор Илюхин. Он отметил, что фракция не поддерживает законопроект по целому ряду причин. В частности потому, что документ внесло на рассмотрение в Госдумы правительство, а не президент, который руководит непосредственно действиями силовых структур, в том числе и ФСБ. «Видимо, у президента были достаточно серьезные сомнения в правовой и политической состоятельности данного законопроекта», - отметил депутат.  Кроме того, по мнению КПРФ, данный законопроект не даст ощутимого результата в противодействии организованной преступности, в том числе терроризму. «Самое главное - мы глубоко убеждены, что реализация внесенных предложений фактически будет сопряжена с массовым нарушением прав и свобод российских граждан», -  выразил свое мнение Илюхин. Он высказал предположение, что российские власти и в первую очередь, правительство, видимо, «забыли об уроках из нашего прошлого», в котором было много сложных моментов, в том числе связанных с репрессиями.

Между тем, как отмечается в заключении профильного комитета, на законопроект поступило 33 положительных отзыва из субъектов РФ, его одобрил комитет Совета Федерации по обороне и безопасности.

«Несмотря на предпринятые в последние годы организационные и правовые меры, направленные на противодействие терроризму и экстремистской деятельности, количество преступлений против жизни и здоровья, совершаемых из экстремистско-националистических побуждений, не сокращается», - говорится в заключении думского комитета по безопасности. «Полагаем, что предоставляемые законопроектом ФСБ полномочия в области профилактики преступлений будут способствовать более эффективному обеспечению государственной и общественной безопасности, повышению эффективности деятельности органов ФСБ, развитию государственной системы профилактики преступлений и иных правонарушений, снижению уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений», - говорится в заключении другого комитета - по конституционному законодательству и госстроительству.

Официально подготовленные ФСБ поправки в действующее законодательство в Госдуму внесло правительство РФ.

Комментарии экспертов

В настоящее время органы безопасности имеют право выносить предостережения юридическим лицам, а также общественным объединениям. Этот институт действует уже 15 лет и зарекомендовал себя как действенный профилактический инструмент.

Что касается профилактических мер в отношении физических лиц, то органы безопасности правом их проведения в настоящее время не наделены, хотя предупреждение преступлений является одной из задач, поставленных перед органами безопасности и законодателями. Вместе с тем, подобный институт успешно применяется за рубежом, в частности в Великобритании и ряде стран СНГ.

Реализуя стратегию национальной безопасности в части создания единой государственной системы профилактики преступности в РФ, законопроект предлагает решение двух задач.

Первая – наделить органы безопасности правом объявления физическим лицам официального предостережения, как исключительно профилактической меры, по преступлениям, дознание и предварительное следствие по которым отнесено к ведению органов безопасности. Эта мера призвана предупредить человека о том, что его действия в случае их продолжения могут привести к совершению преступления, то есть тем самым дать гражданину возможность одуматься. Данное предостережение будет работать на этапе до совершения самого преступления, поэтому оно не относится к числу карательных, процессуальных мер или мер административного взыскания.

Например, предостережение может объявляться за приготовление, которое ненаказуемо в соответствии с уголовным законодательством, то есть за деяние небольшой и средней тяжести. Это актуально по преступлениям в сфере охраны биологических ресурсов, которые расследуются пограничными органами. Порядок объявления официального предостережения максимально полно прописан в законопроекте, что делает эту процедуру прозрачной.

Подчеркну, что официальное предостережение, как любое действие, совершаемое органами безопасности, может быть обжаловано в прокуратуру или суд. Это вытекает из статьи 46-ой конституции РФ, главы 25-ой Гражданского процессуального кодекса, и об этом прямо указано в статье 6 Федерального закона об органах федеральной службы безопасности. Всё это создаёт необходимые гарантии соблюдения прав человека и гражданина.

Вторая задача, которую решает законопроект. Предлагается ввести административную ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудников органов безопасности в связи с исполнением служебных обязанностей.

Это предложение обусловлено тем, что сегодня на органы безопасности возложены обязанности государственного контроля в 15 сферах, таких как охрана морских биоресурсов, соблюдения режима государственной границы, государственной тайны и т.д. Кроме того, органы безопасности реализуют ряд мер и временных ограничений, связанных с реализацией режима контртеррористической операции, осуществление следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Вместе с тем, ответственности за неповиновение их законным требованиям нет, хотя в аналогичных случаях за невыполнение законных требований сотрудников милиции, органов наркоконтроля, уголовно-исполнительной системы, миграционной службы такая ответственность установлена.

Назначение такое административной ответственности будет осуществляться исключительно в судебном порядке. Таким образом, никаких ограничений прав человека или СМИ данное предложение не предусматривает.

Основная проблема, одна из самых острейших, с которыми мы в данном случае сталкиваемся – это высокий уровень преступности в стране. И совершенно очевидно, что исключительно карательными действиями серьёзных результатов мы не добьёмся. Человек, который провёл в местах лишения свободы более 8 месяцев, крайне сложно поддаётся социальной адаптации. Поэтому здесь важна не жестокость наказания, а его неотвратимость.

В настоящее время у нас в местах лишения свободы находится необъяснимо много людей. Правоохранительная система должна сосредоточиться на превентивных мерах, предупреждении преступлений. Для этого необходимо внести изменения в действующее законодательство. Одной из таких мер является данный законопроект.

Хочу напомнить, что сегодня Федеральная служба безопасности обладает право выносить официальное предупреждение юридическим лицам. Более того, ежегодно выносится около 2 тысяч таких предупреждений. И ни по одному факту выноса подобных предупреждений мы не слышали, чтобы были ущемлены права физических или юридических лиц. У нас правом выносить предупреждения обладают многие государственные органы, в том числе и органы прокуратуры. Я не вижу невозможности дать такое же право Федеральной службе безопасности.

Сообщение физическому лицу информации о том, что его действия могут впоследствии привести к совершению преступления против государственной безопасности – это крайне важный превентивный шаг. У нас принято считать, что незнание законов не освобождает от ответственности, однако в данном случае законопроектом предлагается не сажать человека, а попытаться заставить его свернуть с той кривой дорожки, на которую он встал.

В судебной практике часто встречаются случаи, когда осуждённые, выслушивая приговор, признают, что совершали преступление по незнанию. Но, как говорится, поздно пить «Боржоми»: когда преступление совершенно, человек осуждён.

Наделение специальных служб новыми полномочиями наше общество всегда встречает настороженно. Слишком, видимо, длинна наша память. То тут, то там раздаются мнения о том, что можно будет привлекать теперь к ответственности любого гражданина по любому поводу. Но я абсолютно уверен в том, что говорить об ущемлении чьих-то прав нет никаких оснований. Ни о каком закручивании гаек речи не идёт.

Я обращаюсь к коллегам из фракции «Единая Россия» и к нашим политическим оппонентам: нужно направить работу над законопроектом в продуктивное русло. Необходимо в процессе его подготовки к процедуре второго чтения соблюсти все рекомендации и примечания, которые были внесены. Нашей главной задачей должна стать подготовка такого документа, который будет по-настоящему направлен на профилактику преступлений, а не вернёт нас в 30-е годы.

Изменения в закон о ФСБ ни в коем случае не должны ущемлять права граждан и не должны дискредитировать саму федеральную службу. Необходимо чётко прописать механизм вынесения предостережения и процесс принятия соответствующего решения. Процедура должна быть максимально открытой, демократичной и не должна способствовать злоупотреблениям.

Существенным замечанием является введение административной ответственности за невыполнение законных требований сотрудников ФСБ. Эта мера необходима, чтобы работал принцип неотвратимости наказания. Хорошо, если человек сознательно понял, что ошибался. А если человек не реагирует на данное предупреждение, мне кажется, что административная ответственность может стать неким тормозом для него.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".