Статья
1024 12 апреля 2012 20:36

Спецжилье для чиновников

Жилья в «новой Москве» специально для чиновников, которые переедут туда на работу, строить пока не предполагается, сообщил помощник президента Аркадий Дворкович.

«Любой человек может жить там, где хочет. Никто никогда никого заставлять переезжать не будет», - сказал он в четверг журналистам.

Но в целом, по его словам, «на этих территориях будет строиться довольно много жилья - жилья малоэтажного, максимум среднеэтажного». «Никаких высотных районов не будет», - цитирует Дворковича «Интерфакс».

«Строительство жилья не будет напрямую связано именно с переездом федеральных органов власти, просто планируется, что на этих территориях будет строиться много жилья. И в любом из этих районов могут жить чиновники. Какого-то специального жилья для чиновников строить пока не планируется», - рассказал помощник президента.

Он отметил, что как такового переезда столицы, как это было в Казахстане с Алма-Атой и Астаной, не будет.

«Все-таки здесь территория находится в непосредственной близости от Москвы. Жилья в Москве немало. Будет достаточно много жилья строиться на новых территориях, и проблем с выбором жилья здесь не будет», - сказал Дворкович.

Он также отметил, что переезд чиновников в «новую Москву» будет комплексным и начнется не раньше, чем через 2 года.

Отвечая на вопросы журналистов, Дворкович сказал, что отдельный блок обнародованных в четверг поручений президента касается переезда на новые территории федеральных органов власти.

«Многие из них перечисляются в перечне. В течение трех месяцев правительство и Управление делами президента совместно с органами власти должны подготовить предложения о переезде - как и в какие сроки это будет делаться, в том числе речь идет и о парламентском блоке», - сказал он.

В любом случае, заметил помощник президента, переезд должен быть комплексным.

Говоря о сроках переезда, Дворкович отметил, что пока здания еще даже не спроектированы.

«Если через 3 месяца будут представлены предложения, и решение о порядке, кто переезжает, в какие сроки, будет принято, следующий год будет отведен на проектирование. Поэтому строительство раньше конца 2013 года просто не может физически начаться и, соответственно, не может завершиться раньше конца 2014 года. Поэтому ожидать переезда в более ранние сроки, раньше конца 2014 или даже 2015 года, скорее всего, нельзя», - считает он.

Напомним, президент Дмитрий Медведев утвердил перечень поручений по итогам совещания по развитию московской агломерации, состоявшегося 9 апреля, сообщила ранее в четверг пресс-служба главы государства.

В частности, президент поручил к 9 июля 2012 года представить предложения по передислокации государственных органов на территорию, присоединяемую к Москве с 1 июля. Это касается Совета Федерации и Госдумы, федеральных органов исполнительной власти, а также их территориальных органов, администрации президента, аппарата правительства РФ, Генпрокуратуры, Следственного комитета, Счетной палаты РФ, Высшего арбитражного суда, Федерального арбитражного суда Московского округа, Девятого арбитражного апелляционного суда, Верховного суда, Судебного департамента при Верховном суде, Московского городского суда. 

Дворкович, говоря о сжатых сроках выполнения поручений, отметил, что это связано с «необходимостью сделать так, чтобы к 1 июля уже действовало новое законодательство, которое решает вопросы, связанные с преемственностью и регулированием, иначе просто нельзя, другого времени на это нет».

«В первом блоке президент дает указание подготовить законопроекты, направленные на сохранение преемственности в правовом регулировании на новых землях. Речь идет о налогах, о тарифах на электроэнергию, а также о системе регистрации имущества, прежде всего», - уточнил чиновник.

По его словам, этот законопроект сейчас дорабатывается совместно администрацией президента и правительством Москвы.

«Нужно чтобы у людей не возникло неудобств из-за того, что система регулирования некоторых вопросов в Москве отличается от регулирования в данных районах Московской области, и нужно, чтобы у всех был достаточный переходный период по этому вопросу», - сказал он.

«Кроме того, президент поручает подготовить законопроекты по упрощению порядка согласования градостроительной документации, а также о том, что в Москве и Московской области должны готовиться единые документы территориального планирования. Это логично исходя из того, что мы хотим, прежде всего, чтобы новая территория развивалась по самым современным стандартам, была интегрирована, чтобы на ней применялись наилучшие градостроительные решения», - отметил Дворкович.

Комментарии экспертов

За расположением властных органов в центре Москвы стоит многовековая традиция. Даже тогда, когда Москва не была столицей, все равно Кремль считался центром административной власти. В советские времена вообще была сверхцентрализация всего. Эта тенденция продолжилось, кстати говоря, и в постсоветский период. Поэтому решение по переводу властных административных управленческих органов из центра в Москвы на юго-запад - почти революционное. 

Пока себе очень трудно представить, чтобы многолетние привычки людей, считающих себя центром общественной, политической и всякой другой жизни, резко изменились. Поэтому я предвижу трудности и психологического свойства, и логистического тоже. 

Скажем, для того, чтобы была возможность для многочисленных сотрудников этих всех управленческих органов появляться на работе в положенное время, нужно решить много проблем. По утрам Москва – это сплошная пробка. И тут даже мигалки не спасают. 

Так что сама идея переноса управленческого центра на периферию должна обязательно сочетаться с решением транспортно-логистических задач. То есть, вплоть  до того, что нужно выделять какую-то, может быть, даже особую трассу, условно говоря, правительственную, на которой возможно будет в разумное время, в пределах тридцати минут добираться из центра города до мест работы всем чиновникам самых учреждений. 

Но зато с точки зрения какой-то компактности здесь есть свои преимущества. Сейчас все разбросано по Москве -  вся структура государственных органов, министерств, законодательных органов власти, администрации президента. Несмотря на то, что они находятся вроде бы рядом друг с другом, но на самом деле легче доехать нам метро. Если, действительно, управленческий центр будет компактно расположен в одном месте, то это может позитивно сказаться на эффективности  их работы. В общем, задача непростая. Но цель поставлена, и, видимо, она должна быть реализована в указанные сроки.

Так что с точки зрения очистки центра Москвы от всех управленческих структур и превращение центра города в историческую зону, в историко-культурный центр, - эта перспектива москвичей должна обрадовать.

Есть и какая-то символическая нагрузка в этом переезде. Наша власть наследует многовековую традицию, согласно которой именно она является центром всей русской земли, она несет в себе сверхристианскую нагрузку. Есть ощущение, что власть – это все, все ради нее, она в центре. Ну, а эта подвижка, может быть, начнет работать в том направлении, что придет понимание, что власть – это не смысл России, а, наоборот, она существует ради России. 

Реально российская власть давно уже живет в совершенно закрытой стране, которая полностью отделена и от Москвы, и от России в целом. Все знают этот район - Рублевка, Жуковка, Николина Гора, Усово. Это те самые места, где традиционно еще до советской власти жили аристократы, богатые люди, а уж при советской власти - партийное руководство. 

Поэтому переезд туда правительственных учреждений не должен вызвать какое-то отчаянное сопротивление чиновников. Это ведь возвращение домой. Вышел, и через пять минут ты дома, в бассейне. Здесь есть рестораны, торговые центры. Точно такие же, как в Куршавеле, в Ницце,  Лондоне. То есть это вот своя такая совершенно закрытая капсулированная инфраструктура жизненной среды. Ну, разумеется, у всех этих людей есть дома, квартиры и т.д. в Москве, но они же в них не живут. Они живут в загородных домах. Поэтому я не думаю, что здесь какая-то великая для них проблема -  переехать.

Зато их переезд был бы огромным облегчением для москвичей, потому что тысячи автомобилей перестали бы гонять по городу. Вроде мелочь, но поскольку они гоняют очень много, то это уже важное обстоятельство. Безусловно, далеко не все чиновники, в том числе чиновники администрации, прокуратуры и т.д., имеют особняки на Рублевке. Но кого интересуют рядовые чиновники? Высшие начальники, которые задают тон, все там имеют особняки (или государственные, или личные, или на братьев, или на сватьев оформленные). 

Остается вопрос тех помещений, которые сейчас занимают чиновники. Опыт всех бюрократических реорганизаций говорит о том, что после любой реорганизации старое помещение никому не отдается, а остается за прежним хозяином. Например, администрация президента, как известно, находится в здании бывшего ЦК КПСС. Не думаю, что это здание уйдет каким-то коммерческим организациям. Скорее, оно все равно останется так или иначе за администрацией. То же самое относится к прокуратуре, - огромное комплексное здание в центре Москвы. Думаю, что эти помещения останутся так или иначе за теми же организациями. А дальше вступает в силу второй закон бюрократической организации: если есть помещение, то оно не пустует.  То есть оно все равно через какое-то время наполнится  чиновниками. Так что не пройдет и нескольких лет, как те же самые помещения снова наполнятся чиновничьим планктоном. Но для этого, конечно, понадобится какое-то время - будет передышка. И, может быть, за время этой передышки, действительно, настолько изменится вся инфраструктура города Москвы, что можно будет уже нормально в ней жить.

Избавится ли с переездом чиновничество от имперских замашек? Не думаю. Государь-император жил в Царском Селе, куда к нему ездили министры. Со времен Николая I, по-моему, никто не жил в Зимнем дворце, и что-то характер империи от этого не изменился. Да, конечно, формально архитектурные сооружения имеют большое значение для стиля. Но я вам скажу так:  если говорить о символах, то реальным символом было бы,  если из Кремля полностью уйдут чиновники и его здание будет превращено в точно такой же музей, каким является Тауэр, Лувр и т.д. 

Это означало бы кардинальную символическую смену парадигмы, что власть отныне объявляет -  нет, мы не сакральная, не пожизненная, не имперская, а мы – сменяемая, открытая, компактная и т.д. Конечно, речь идет о символической  смене,  и до реального наполнения еще было бы далеко. Но это была бы очень важная символическая перемена. Но пока так вопрос не стоит.

Точно так же, если бы губернатор Петербурга переехал в Зимний дворец (часть будет по-прежнему Эрмитажем, но часть занимает губернатор Петербурга), это означало бы, что в России появился второй центр власти. Это была бы заявка на второй центр власти, вполне сопоставимый с центом власти номер один. И аналогично, то, что после отъезда большевиков в Москву, Зимний дворец стал сразу музеем, что означало, что с Петербургом как с центром власти в России покончено. Это региональная власть, которая сосредотачивается в уважаемом, но абсолютно региональном месте, подобающем ему -  Смольном дворце. 

Если бы здание ФСБ было превращено в музей, это означало бы, что разорвана символически традиция, соединяющая Дзержинского, Негоду, Берию, Андропова с нынешними органами. Это был бы важный символический акт. Конечно, нет никаких реальных традиций, связывающих те органы с нынешнем ФСБ.  В самом деле, там же теперь нет закрытых судов, бессудных расстрелов и т.д. То есть, никаких реальных традиций нет, но есть символическая преемственность. И пока это здание остается хотя бы символическим центром ФСБ, этот знак преемственности сохраняется.  

Между символической преемственностью и реальной преемственностью -  большая разница. Но, конечно, символическая преемственность имеет большое значение. Однако этот переезд никакого великого символического значения не имеет. Это просто очень удобная для высших чиновников форма управления. Единственный, пожалуй, символический смысл этого жеста в том, что это лишний раз подчеркивает, до какой степени высшие чиновники отделены, отчуждены от тех, кем они повелевают, от простых граждан. Они, действительно, живут в какой-то другой стране. Стране Рублевии, а страна под названием Россия управляется вот этой самой Рублевией. И это каждый раз лишь подчеркивается. 

Прикажут чиновникам переехать, - значит, переедут.  Куда ж они денутся! Тем более, я не думаю, что они будут переезжать в худшие условия. 

Но здесь сразу возникают вопросы. Кому достанутся старые здания? Они кому-то останутся или они станут дублерами, и одновременно будут функционировать? Есть сильное подозрение, что старые здания останутся в прежнем ведении. И тогда о чем говорить? Красиво жить не запретишь.  Но надеюсь, этоне ради всего этого делается.  

Притом, если говорить о высшей власти, то какие-то церемониальные вещи могут происходить в Кремле, безусловно. Остальное - не знаю, может быть, как угодно. То есть, грубо говоря, превращение гостиницы  в отделение КГБ и так далее, мы себе хорошо представляем. А превращение здания КГБ в гостиницу «Лубянка» - гораздо хуже. 

К тому же, надо понимать, что речь идет о минимум двух годах. Пока нет ни планировки, ни проектирования, - ничего. С этой точки зрения поручение подготовить план перемещения к 9 июля выглядит странно. Может быть, имеются в виду самые общие предложения? Тогда это просто одно из технических заданий. 

Что касается самой идеи перевести большую часть учреждений за МКАД,  то понятно, что это очень сильно разгрузит столицу.

Я бы, конечно, предпочел реальный перевод столицы, это могло бы сыграть очень большую роль инструмента регионального развития.  Например, казахи на этом сильно выиграли  (столицу Казахстана перенесли из Алма-Аты в Астану). Но это дорогая вещь. 

Но стоит учитывать, что у Москвы есть прописанная роль делового центра. Уж не знаю финансового или не финансового, но точно деловую активность из Москвы переводить никто не собирается. Так что предложен способ развернуть инфраструктурную нагрузку. 

Москва вообще очень скученный город. Плотность населения столицы в целом гораздо выше (притом, что дорожная сеть развита слабее), чем во всех крупных европейских столицах.   

Единственная возможность хоть как-то избавиться от коллапса -  вывести из города эти учреждения с огромным количеством людей, машин, в том числе и с привилегиями по движению и так далее. 

Так что, в общем, все вполне резонно. Другое дело, случись что с точки зрения федеральных доходов, и все может остановиться на середине. Это было бы самое глупое. Цены не нефть упадут, а мы до этого времени ничего не успеем сделать. Это было бы и глупо и обидно. 

18 сентября 2023 Анонс  Инаугурация мэра Москвы 18 сентября состоится инаугурация мэра Москвы.  3 августа 2023 Новости  Атаки БПЛА на Москву: эксперты о целях Украины Атаки украинских БПЛА на «Москва-Сити» совершаются не с военной целью, а с целью создать панические настроения в российском обществе, отмечают политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин. Во время стрима, состоявшегося 1 августа, эксперты обсудили атаки беспилотников на Москву, гарантии безопасности Украины со стороны западных стран, отношения России и Турции и региональные выборы в РФ, которые состоятся в сентябре. 31 июля 2023 Новости  Рейтинг реагирования Кандидаты в мэры Москвы по-разному и в разное время отреагировали на атаки беспилотников в столице, которые были совершены в ночь на 30 июля в 3:20 и 4:10. «Актуальные комментарии» собрали их реакции. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".